Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2016 N Ф05-13648/2016 по делу N А40-184585/2015
Требование: О признании незаконными пунктов решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Вынесено решение, которым жалоба на нарушение процедуры торгов была признана необоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях заказчика нарушений Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу в„– А40-184585/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" - Пугачева Н.Н., дов. от 01.07.2016 в„– 01-30-703/16;
от заинтересованного лица (ответчика) - Федеральной антимонопольной службы - Лубсанова Б.Д., дов. от 11.04.2016 в„– ИА/23545/16;
от третьих лиц - ООО "Прагма Фарм" - не явился (извещено надлежаще);
рассмотрев 22 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
на решение от 22 марта 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление от 10 июня 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу в„– А40-184585/2015,
по заявлению государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании ненормативного правового акта,
третье лицо: ООО "Прагма Фарм"

установил:

Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительными п. п. 2, 3, 4 решения ФАС России от 15.06.2015 по делу в„– 223ФЗ-136/15 и предписания от 15.06.2015 в„– 223ФЗ-136/15.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, предприятие обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судами норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что предварительный квалификационный отбор не является конкурсом или аукционом, жалоба непосредственно по указанной процедуре не подавалась, в один лот объединены работы по одному объекту, объем работ может быть определен в технической документации после заключения договора с победителем, порядок выплаты аванса по усмотрению заказчика не противоречит действующему законодательству.
Антимонопольный орган отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года в„– 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года в„– 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Представитель заявителя в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы своей жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые решение и постановление являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявителем размещено извещение о проведении предварительного квалификационного отбора участников на право участия в закупке: "Комплекс мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения" для нужд ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
15.05.2015 на официальном сайте и сайте предприятия размещено извещение в„– 31502360982 о проведении конкурса по итогам ПКО.
В соответствии с решением комиссии предприятия от 27.05.2015, победителем открытого конкурса признано ООО "ВК Сервис", с которым заключен договор.
В ФАС России поступила жалоба ООО "Прагма Фарм" на нарушение процедуры торгов.
15.06.2015 по результатам рассмотрения жалобы комиссией ФАС России вынесено решение в„– 223ФЗ-136/15, которым жалоба ООО "Прагма Фарм" была признана необоснованной; п. п. 2, 3, 4 в действиях заказчика установлено нарушение части 1 статьи 2 пункта 3 части 9, пунктов 1, 6 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), предприятию выдано обязательное для исполнения предписание.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла указанной нормы и учитывая разъяснения, данные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения или действия государственного органа является одновременное несоответствие этого решения или действия закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанции с учетом статей 22, 23, 39 Закона о защите конкуренции и пункта 5.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 331, установлены полномочия антимонопольной службы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, в частности, на возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях законодательства о закупках.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что допуск к участию в аукционе ограничен заявителем требованиями о наличии у одного участника свидетельств на выполнение работ, технологически и функционально не связанных между собой; в один лот объединены работы, допуск к выполнению которых предполагает наличия участников соответствующих товарных рынков разных документов разрешительного характера; отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в конкурсе; не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, предварительный квалификационный отбор фактически является элементом двухэтапной закупки, результатом которой является заключение договора по выполнению комплекса мероприятий по реконструкции канализационных сетей в составе централизованной системы водоотведения.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения.
Доводы кассационной жалобы о том, что объем работ и порядок оплаты аванса в установленных пределах могут быть определены после заключения договора с победителем, не принимаются судом кассационной инстанции в силу прямого указания пункта 3 части 9 статьи 4 и пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, судами правомерно установлено наличие в действиях общества нарушений Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Иная оценка установленных судами первой и апелляционной инстанции фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанции о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2016 года по делу в„– А40-184585/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------