Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2016 N Ф05-330/2016 по делу N А40-9959/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заказчикам и организатору конкурса вменены нарушения закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в конкурсной документации объема оказываемых услуг, неправомерном проведении совместной закупки, неверном избрании способа определения поставщика.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как организатором и заказчиками не указаны количество товара и объем оказываемых услуг, объединены в один лот товары и услуги, технологически и функционально не связанные между собой, а также включены в конкурсную документацию положения о поставке заказчикам товаров, которые подлежат закупке путем электронного аукциона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А40-9959/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства экономического развития Ульяновской области: не явились, извещены;
от истца (заявителя) ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова": не явились, извещены;
от истца (заявителя) ГУЗ "Детская городская клиническая больница города Ульяновска": не явились, извещены;
от истца (заявителя) ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кашежева А.Р. (дов. в„– ИА/15099/15 от 30.03.2015 г.);
от третьих лиц: не явились, извещены;
рассмотрев 16 февраля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Ульяновской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2015 г.,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2015 г.,
принятое судьями Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-9959/2015
по заявлению Министерства экономического развития Ульяновской области, Государственного учреждения здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова", Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница города Ульяновска"
к Федеральной антимонопольной службе
о признании незаконными решения и предписания,
третьи лица: Министерство здравоохранения Ульяновской области; ООО "Интеграл Медицинские Системы"; Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница; Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева"; Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи"; Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн"; Государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер"; Государственное учреждение здравоохранения "Областной кардиологический диспансер"; Государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический кожно-венерологический диспансер"; Государственное учреждение здравоохранения Больница восстановительного лечения кардиологических больных; Государственное учреждение здравоохранения "Областная детская инфекционная больница"; Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница" (ГКУЗ "УОКПБ"); Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная психиатрическая больница в„– 2"; Государственное казенное учреждение здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер"; Государственное учреждение здравоохранения "Областной врачебно-физкультурный диспансер"; Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная станция переливания крови"; Государственное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска"; Государственное учреждение здравоохранения "Детская специализированная психоневрологическая больница в„– 1"; Государственное учреждение здравоохранения "Детская специализированная психоневрологическая больница в„– 2"; Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр профессиональной патологии"; Государственное казенное учреждение здравоохранения Ульяновский областной "ХОСПИС"; Государственное учреждение здравоохранения "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка"; Государственное учреждение здравоохранения Областной противотуберкулезный санаторий "Ища"; Государственное учреждение здравоохранения Областной детский противотуберкулезный санаторий "Юлово"; Государственное учреждение здравоохранения "Чердаклинская центральная районная больница"; Государственное казенное учреждение здравоохранения "Областной специализированный дом ребенка для детей органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики"; Государственное учреждение здравоохранения Ульяновский территориальный центр медицины катастроф; Государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника в„– 1 им. С.М. Кирова; Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы"; Государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника в„– 3; Государственное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 4"; Государственное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 5"; Государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника в„– 6; Государственное казенное учреждение здравоохранения Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв"; Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница в„– 1" (Перинатальный центр); Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 2"; Государственное учреждение здравоохранения Городская больница в„– 3; Государственное учреждение здравоохранения Детский противотуберкулезный санаторий "Белое Озеро"; Государственное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника в„– 1"; Государственное учреждение здравоохранения "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД"; Государственное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника в„– 6"; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска"; Государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт"; Государственное учреждение здравоохранения "Базарносызганская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Барышская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Вешкаймская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Инзенская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Карсунская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Кузоваловская ЦРБ"; Государственное учреждение здравоохранения "Майнская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Мулловская участковая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Ново-Майнская городская больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Никольская участковая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Зерносовхозская участковая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Рязановская участковая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Тиинская участковая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Старосахчинская участковая больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Николаевская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Новомалыклинская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Новоспасская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Павловская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Радищевская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Сенгилеевская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Старокулаткинская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Старомайнская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Сурская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская центральная районная больница"; Государственное учреждение здравоохранения Большенагаткинская ЦРБ,

установил:

на основании жалобы общества с ограниченной ответственностью "Интеграл Медицинские Системы" (далее - ООО "Интеграл Медицинские Системы") на действия государственных заказчиков, Министерства экономического развития Ульяновской области (далее - Организатор) при проведении государственными заказчиками, организатором открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году (номер извещения 0168200002414006613) (далее - Конкурс) Федеральной антимонопольной службой России (далее - ФАС России, антимонопольный орган, ответчик) возбуждено дело в„– К-1969/14 по признакам нарушения государственными заказчиками и организатором Федерального закона от 05 апреля 2013 г. в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе).
В своей жалобе ООО "Интеграл Медицинские Системы" указывал на нарушение его прав и законных интересов следующими действиями государственных заказчиков, организатора: в конкурсной документации в нарушение положений Закона о контрактной системе не установлен объем оказываемых услуг, что не позволяет заявителю надлежащим образом сформировать предложение о цене контракта; государственными заказчиками, организатором неправомерно проведены совместные закупки по конкурсу; государственными заказчиками, организатором неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса, так как в условия исполнения государственного контракта включены обязательства по поставке исполнителем лекарственных препаратов.
По результатам рассмотрения указанной выше жалобы комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок было принято решение от 26 декабря 2014 г. по делу в„– К-1969/14 о наличии в действиях организатора, государственных заказчиков нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения ФАС России выдано предписание от 26 декабря 2014 г. по делу в„– К-1969/14, в соответствии с которым организатору в срок до 13 января 2015 г. предписано уведомить государственных заказчиков о решении и предписании об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 26 декабря 2014 г. по делу в„– К-1969/14 (пункт 1 предписания); организатору, государственным заказчикам аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году (номер извещения 0168200002414006613), а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru информацию об аннулировании указанного определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 2 предписания).
Пунктом 3 указанного предписания установлен срок и порядок информирования ФАС России об исполнении предписания.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Министерство экономического развития Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о признании их незаконными.
Заявление Министерства экономического развития Ульяновской области было принято к производству и ему присвоен номер дела в„– А40-9959/2015.
В рамках дела в„– А40-17439/2015 Арбитражным судом города Москвы рассматривалось заявление Государственного учреждения здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова" (далее - ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова"), Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" (далее - ГУЗ "Детская городская клиническая больница города Ульяновска") и Государственного учреждения здравоохранения "Центральная городская клиническая больница города Ульяновска" (далее - ГУЗ "Центральная городская клиническая больница города Ульяновска") к ФАС России о признании незаконными решения и предписания от 26 декабря 2014 г. по делу в„– К-1969/14.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 02 марта 2015 г. по делу в„– А40-9959/2015 производство по делам в„– А40-9959/2015 и в„– А40-17439/2015 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера в„– А40-9959/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Ульяновской области, ООО "Интеграл Медицинские Системы", Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева", Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи", Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн", Государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический онкологический диспансер", Государственное учреждение здравоохранения "Областной кардиологический диспансер", Государственное учреждение здравоохранения "Областной клинический кожно-венерологический диспансер", Государственное учреждение здравоохранения Больница восстановительного лечения кардиологических больных, Государственное учреждение здравоохранения "Областная детская инфекционная больница", Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница" (ГКУЗ "УОКПБ"), Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная психиатрическая больница в„– 2", Государственное казенное учреждение здравоохранения "Областной клинический противотуберкулезный диспансер", Государственное учреждение здравоохранения "Областной врачебно-физкультурный диспансер", Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская областная станция переливания крови", Государственное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска", Государственное учреждение здравоохранения "Детская специализированная психоневрологическая больница в„– 1", Государственное учреждение здравоохранения "Детская специализированная психоневрологическая больница в„– 2", Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновский областной клинический центр профессиональной патологии", Государственное казенное учреждение здравоохранения Ульяновский областной "ХОСПИС", Государственное учреждение здравоохранения "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка", Государственное учреждение здравоохранения "Областной противотуберкулезный санаторий "Ища", Государственное учреждение здравоохранения "Областной детский противотуберкулезный санаторий "Юлово", Государственное учреждение здравоохранения "Чердаклинская центральная районная больница", Государственное казенное учреждение здравоохранения "Областной специализированный дом ребенка для детей органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", Государственное учреждение здравоохранения Ульяновский территориальный центр медицины катастроф, Государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника в„– 1 им. С.М. Кирова, Государственное казенное учреждение здравоохранения "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", Государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника в„– 3, Государственное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 4", Государственное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника в„– 5", Государственное учреждение здравоохранения городская поликлиника в„– 6, Государственное казенное учреждение здравоохранения Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница в„– 1" (Перинатальный центр), Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница в„– 2", Государственное учреждение здравоохранения Городская больница в„– 3, Государственное учреждение здравоохранения Детский противотуберкулезный санаторий "Белое Озеро", Государственное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника в„– 1", Государственное учреждение здравоохранения "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД", Государственное учреждение здравоохранения "Городская детская поликлиника в„– 6", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска", Государственное учреждение здравоохранения "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт", Государственное учреждение здравоохранения "Базарносызганская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Барышская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Вешкаймская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Инзенская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Карсунская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Кузоваловская ЦРБ", Государственное учреждение здравоохранения "Майнская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Мулловская участковая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Ново-Майнская городская больница", Государственное учреждение здравоохранения "Никольская участковая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Зерносовхозская участковая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Рязановская участковая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Тиинская участковая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Старосахчинская участковая больница", Государственное учреждение здравоохранения "Николаевская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Новомалыклинская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Новоспасская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Павловская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Радищевская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Сенгилеевская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Старокулаткинская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Старомайнская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Сурская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Тереньгульская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Ульяновская центральная районная больница", Государственное учреждение здравоохранения Большенагаткинская ЦРБ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство экономического развития Ульяновской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ГУЗ "Городская поликлиника в„– 6" согласилось с доводами кассационной жалобы Министерства экономического развития Ульяновской области.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Министерства экономического развития Ульяновской области, ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова", ГУЗ "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" и ГУЗ "Центральная городская клиническая больница города Ульяновска" и третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
От Министерства экономического развития Ульяновской области и ГУЗ "Городская поликлиника в„– 6" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 указанной статьи пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки; 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Отказывая в удовлетворении заявленных требования, суды пришли к выводу о законности принятого антимонопольным органом решения и выданного на его основании предписания, поскольку антимонопольный орган, выявив в действиях заявителя нарушения Закона о контрактной системе, действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом и в установленном порядке.
При этом судами установлено, что предметом закупки по конкурсу являлось оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно пункту 9 раздела 1 "Общие сведения" Конкурсной документации описание объекта закупки и количество устанавливается в соответствии с приложением в„– 2 к Конкурсной документации.
Между тем, в Требованиях к техническим характеристикам Описания объекта закупки и количества (приложение в„– 2 к Конкурсной документации) имеется требование о закупке и поставке Исполнителем заказчикам неизвестных на момент закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Приложением в„– 2 к Конкурсной документации установлены "Требования к техническим характеристикам услуг", а именно: "- обработка и обобщение плановых и экстренных заявок заказчиков на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий; закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий (за счет собственных денежных средств или привлекаемых средств третьих лиц) на торгах в соответствии с законодательством, по плановым заявкам заказчиков, а также по мере поступления экстренных заявок. Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий определяется номенклатурой сводной заявки медицинских организаций; в случае признания конкурентных способов закупки по лоту (лотам) несостоявшимися заключение прямых договоров с отечественными и зарубежными производителями по фактическим отпускным ценам производителей (жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по фактическим отпускным ценам производителей, не превышающим цены, зарегистрированные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации); прием и раздельный товарный учет движения лекарственных препаратов и медицинских изделий, закупленных в рамках оказания услуг; организация работы в информационно-программном комплексе Заказчика, обеспечивающем формирование необходимых отчетных данных. Издержки, связанные с внедрением информационно-программного комплекса, несет Исполнитель, проведение за счет собственных денежных средств контроля качества закупаемой продукции; хранение лекарственных препаратов и медицинских изделий в складских помещения осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства: доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий по плановым, экстренным заявкам заказчика; по плановым заявкам доставка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения должна осуществляться заказчику ежемесячно по графику завоза, согласованному с заказчиком; по экстренным заявкам - в течение 1 дня с момента поступления экстренной заявки; доставка лекарственных препаратов и медицинских изделий транспортными средствами, находящимися у исполнителя на правах собственности или аренды, в том числе термоконтейнерами, рефрижераторами, изотермическими фургонами для доставки термолабильных лекарственных препаратов".
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что конкурсная документация не содержит сведений об объеме оказываемых услуг, закупаемых препаратов, медицинских изделий.
Судами также установлено, что Организатор и государственные заказчики, определив предметом контракта оказание услуг по обеспечению медицинских организаций лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в 2015 году, установили при этом в Приложении в„– 2 к Конкурсной документации требование, в том числе, о поставке Исполнителем лекарственных препаратов и медицинских изделий.
При этом указанные в Конкурсной документации товары входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 в„– 2019-р (далее - аукционный перечень).В аукционный перечень включены "Вещества химические, продукты химические и волокна химические" по коду 45 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).
Следовательно, в рамках исполнения государственного контракта по Конкурсу предусмотрено обязательство Исполнителя по поставке лекарственных препаратов, входящих в аукционный перечень, в связи с чем государственными заказчиками, Организатором, неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а не электронного аукциона.
Таким образом, заказчики и Организатор Конкурса сформировали Конкурсную документацию, неправомерно объединив в один лот товары и услуги, технологически и функционально не связанные между собой, а также включив в Конкурсную документацию положения о поставке заказчикам товаров, которые в соответствии с Законом о контрактной системе должны закупаться иным способом - путем электронного аукциона, чем установили требования, приведшие к ограничению количество участников закупки.
При этом судами указано, что положения проекта контракта в отношении передачи Исполнителем услуг медицинских препаратов и изделий фактически свидетельствуют о необходимости поставки товара заказчику, следовательно, объектом спорной закупки по Конкурсу являются, в том числе, лекарственные средства, в то время как Конкурсная документация не содержит указания на конкретные международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, не определен количество товара, подлежащего поставке заказчикам.
Кроме того, Конкурсная документация не содержит указания на то, какие именно лекарственные препараты требуются заказчикам и должны быть поставлены.
Как следует из положений документации, заказчикам требуются, в том числе, препараты, имеющие в своем составе наркотические средства, что подтверждается требованием о наличии у участника закупки соответствующей лицензии. Вместе с тем, лечебные учреждения, являющиеся заказчиками (больницы Ульяновской области), имеют различную специализацию (детские больницы, наркологическая больница, противотуберкулезные учреждения и т.п.), следовательно, заказчикам требуются различные лекарственные препараты для оказания медицинской помощи населению, учитывая требования стандартов оказания различных видов медицинской помощи и медицинского обслуживания.
В приложении в„– 2 к Конкурсной документации указано, что "Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий определяется номенклатурой сводной заявки медицинских организаций".
Конкурсная документация также не содержит сведений о количестве, видах, типах медицинских изделий, требуемых заказчикам; сведений о количестве заявок (плановых, экстренных) на поставку лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые должен обработать исполнитель.
Таким образом, в нарушение требований пунктов 1, 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиками, Организатором в Конкурсной документации не указано количество товара и объем оказываемых услуг, что не позволяет участникам закупки сформировать свои конкурсные заявки, в том числе, свои предложения о цене контракта.
Относительно начисления пени суды указали, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, в связи с чем размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
В настоящем случае государственными заказчиками, Организатором в проекте контракта Конкурсной документации не были установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях организатора, государственных заказчиков нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 50, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы относительно определения об отказе в принятии обеспечительных мер, однако указанное определение не является предметом обжалования.
Довод кассационной жалобы о том, что ФАС России должна была возвратить жалобу заявителю без рассмотрения, был предметом обсуждения судов.
Отклоняя приведенный довод, суды указали, что Комиссией ФАС России рассмотрены доводы жалобы общества на иные действия государственных заказчиков и Организатора при проведении закупки, в связи с чем у ФАС России не имелось правовых оснований для возврата жалобы обществу без рассмотрения.
Указанные в кассационной жалобе обстоятельства не опровергают вывод судов.
Относительно довода о неизвещении государственных заказчиков о времени и месте рассмотрения жалобы суды указали, что участие государственных заказчиков и защита их прав были обеспечены путем участия в рассмотрении жалобы организатора совместного конкурса - Министерства экономического развития Ульяновской области.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2015 г. по делу в„– А40-9959/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства экономического развития Ульяновской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------