Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2016 N Ф05-15286/2016 по делу N А40-232153/15
Требование: О признании незаконными приказов, предписания уполномоченного органа и результатов проверки.
Обстоятельства: На основании оспариваемых приказов уполномоченным органом была проведена проверка учреждения, по результатам которой выявлены нарушения соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, а учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждение не представило доказательств того, что при проведении выездной внеплановой проверки уполномоченным органом были допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2016 г. по делу в„– А40-232153/15

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Мамбетов К.Б., доверенность от 25.08.2016; Хочуев А.И., доверенность от 19.10.2016;
от заинтересованного лица: Казанцева Т.С., доверенность от 12.01.2016; Красильников А.В., доверенность от 15.03.2016;
рассмотрев 20 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - АНО ВО СКАУ
на решение от 04 марта 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление от 29 июня 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Цымбаренко И.Б.,
по делу в„– А40-232153/15
по заявлению негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" (ОГРН: 1020700756636)
о признании незаконными приказов, предписания и результатов проверки
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (ОГРН: 1047796344111),

установил:

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" (далее - НОУ ВПО КБИБ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованиями к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) о признании незаконными приказа от 20.08.2015 в„– 1435 "О проведении внеплановой выездной проверки", предписания об устранении выявленных нарушений от 27.08.2015 в„– 03-55-301/06-Л/3, результатов внеплановой выездной проверки комиссии Рособрнадзора проведенной в период с 24.08.2015 по 27.08.2015, приказа от 29.12.2015 в„– 2443 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, автономная некоммерческая организация высшего образования "Северо-Кавказская академия управления" (далее - АНО ВО СКАУ) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Представитель заявителя заявил ходатайство о процессуальной замене негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" на автономную некоммерческую организацию высшего образования "Северо-Кавказская академия управления".
Рассмотрев названное ходатайство, суд кассационной инстанции на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, согласно приказу Рособрнадзора от 20.08.2015 в„– 1435 в период с 24.08.2015 по 27.08.2015 была проведена проверка НОУ ВПО КБИБ.
По результатам проверки выявлены нарушения соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, а ректору НОУ ВПО КБИБ Хараеву Ф.А. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 27.08.2015 в„– 03-55-301/06-Л/3, в соответствии с которым на указанное лицо была возложена обязанность по устранению выявленных нарушений.
29.12.2015 Рособрнадзор издал оспариваемый приказ в„– 2443 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения НОУ ВПО КБИБ в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 в„– 594 (далее - Положение о службе).
Согласно пункту 5.1 Положения о службе, Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям, и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о службе, Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Пунктом 5.9 Положения о службе к полномочиям Рособрнадзора отнесено лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, в том числе контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании в Российской Федерации) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон в„– 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом об образовании в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 93 Закона об образовании в Российской Федерации, государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) установлено, что внеплановая выездная проверка лицензиата проводится на основании приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона в„– 294-ФЗ, пунктом 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности и на основании приказа Рособрнадзора от 18.02.2015 в„– 188 "О проведении внеплановых проверок образовательной организации высшего образования", утвержденного во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 в„– ОГ-П8-9429, с учетом протокола заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 03.06.2014 в„– ДЛ-25/05пр в отношении НОУ ВПО КБИБ была проведена внеплановая выездная проверка на основании приказа Рособрнадзора от 20.08.2015 в„– 1435.
На официальном сайте Минобрнауки России размещен протокол заседания Межведомственной комиссии, согласно которому (пункт 5 протокола) Рособрнадзору поручено провести мероприятия по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций высшего образования и их лицензионному контролю в отношении образовательных организаций, указанных в приложениях к протоколу заседания Межведомственной комиссии.
Суды установили, что обозначенный протокол имеется в открытом доступе на официальном сайте Минобрнауки России. Согласно пункту 201 приложения в„– 2 к протоколу заседания Межведомственной комиссии НОУ ВПО КБИБ был включен в перечень образовательных организаций высшего образования, которые признаны по результатам мониторинга неэффективными, так как выполнили менее 4 показателей мониторинга эффективности.
Таким образом, оспариваемый приказ Рособрнадзора от 20.08.2015 в„– 1435 "О проведении внеплановой выездной проверки" в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" издан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и соответствует требованиям, установленным пунктом 3 части 2 статьи 10 Закона в„– 294-ФЗ, пунктом 5 части 10 статьи 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.
Во исполнение приказа Рособрнадзора от 20.08.2015 в„– 1435 "О проведении внеплановой выездной проверки" в отношении НОУ ВПО КБИБ была проведена внеплановая выездная проверка образовательной организации, по результатам которой составлен акт проверки от 27.08.2015 в„– 420/ВП/Л/З/К, в котором отражен ряд допущенных заявителем нарушений Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Суды учли, что проверка была проведена в присутствии ректора НОУ ВПО КБИБ Хараева Ф.А., с предоставлением указанному лицу копии акта проверки от 27.08.2015 в„– 420/ВП/Л/З/К, о чем свидетельствует соответствующая отметка.
Частью 6 статьи 93 Закона об образовании в Российской Федерации установлено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Аналогичная норма закреплена в положениях Закона в„– 294-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 17 которого, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
С учетом выявленных в ходе проведенной проверки нарушений законодательства Российской Федерации в области образования Рособрнадзор выдал НОУ ВПО КБИБ оспариваемое предписание от 27.08.2015 в„– 03-55-301/06-Л/З об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения - 27.11.2015.
Судами установлено, что Рособрнадзором на основании пункта 90 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ по факту выявленных нарушений были составлены протоколы об административных правонарушениях от 27.08.2015 в„– 420/ВП/Л/3/К-19.20.2 и от 27.08.2015 в„– 420 ВП/Л/3/К-19.30.1.
По результатам рассмотрения обозначенных протоколов в совокупности с материалами дел об административных правонарушениях, НОУ ВПО КБИБ признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 19.20 и частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ, постановлениями мирового судьи судебного участка в„– 16 Нальчикского судебного района от 15.09.2015.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание Рособрнадзора соответствует закону и при этом не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 20 Закона в„– 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом пунктом 2 статьи 20 Закона в„– 294-ФЗ установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений.
Однако НОУ ВПО КБИБ не представило доказательств того, что при проведении выездной внеплановой проверки должностными лицами Рособрнадзора были допущены грубые нарушения установленных требований к организации и проведению проверок.
В силу части 9 статьи 93 Закона об образовании в Российской Федерации (в редакции действующей на момент проверки), в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов.
В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.
В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
На основании акта проверки Рособрнадзора от 27.08.2015 в„– 420/ВП/Л/З/К, руководствуясь нормой статьи 93 Закона об образовании в Российской Федерации, а также в связи с тем, что НОУ ВПО КБИБ не были устранены выявленные несоответствия в части содержания и качества подготовки обучающихся, Рособрнадзором был издан приказ от 28.09.2015 в„– 1707 "О приостановлении негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" действия государственной аккредитации образовательной деятельности".
В данном приказе Рособрнадзор установил НОУ ВПО КБИБ срок для устранения несоответствий, указанных в акте проверки Рособрнадзора от 27.08.2015 в„– 420/ВП/Л/3/К.
По результатам проверки представленных заявителем документов и сведений был составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 25.11.2015 в„– 07-55-1172 и сделан вывод о неустранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов.
Таким образом, кассационная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что Рособрнадзор при издании оспариваемого НОУ ВПО КБИБ приказа в„– 2443 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса", действовал в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не допустил нарушения права и охраняемых законом интересов НОУ ВПО КБИБ.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Заменить негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский Институт Бизнеса" на автономную некоммерческую организацию высшего образования "Северо-Кавказская академия управления".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 марта 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года по делу в„– А40-232153/15 оставить без изменения, кассационную жалобу АНО ВО СКАУ - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------