Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.10.2016 N Ф05-16163/2016 по делу N А40-8287/16
Требование: О признании незаконным бездействия по осуществлению предварительного согласования предоставления земельных участков для строительства газопроводов.
Обстоятельства: С целью строительства газопроводов заявитель обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов, но данное заявление оставлено без ответа.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорное бездействие лишает заявителя права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требованиями законодательства и оформление в установленном порядке права хозяйственного ведения на газопроводы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2016 г. по делу в„– А40-8287/16

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Гриб М.М., доверенность от 22.12.2015;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 19 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 13 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление от 11 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поповым В.И., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу в„– А40-8287/16
по заявлению государственного унитарного предприятия газового хозяйства Московской области (ОГРН: 1025006176216)
о признании незаконным отказа и обязании
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423),
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,

установил:

Государственное унитарное предприятие газового хозяйства Московской области (далее - ГУП МО "Мособлгаз", общество) (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия по не осуществлению на основании заявления ГУП МО "Мособлгаз" от 13.11.2015 в„– исх-6322 предварительного согласования предоставления земельных участков для строительства газопроводов для газификации 83-х жилых домов, расположенных на территории Новой Москвы, в соответствии с представленными ГУП МО "Мособлгаз" 83-мя схемами размещения планируемых к строительству газопроводов на публичной кадастровой карте и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент городского имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заинтересованное лицо и третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ГУП МО "Мособлгаз" было заключено 92 публичных договора о подключении, в соответствии с которыми заявитель обязан подключить к сети газораспределения жилые дома граждан, являющихся контрагентами ГУП МО "Мособлгаз" по вышеуказанным договорам.
Для осуществления подключения жилых домом в рамках вышеуказанных договоров о подключении ГУП МО "Мособлгаз" обязано построить газопроводы от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до границ земельных участков, принадлежащих гражданам, заключившим с ним договоры о подключении.
С целью строительства газопроводов ГУП МО "Мособлгаз" 13.11.2015 обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков с целью дальнейшего заключения договоров аренды земельных участков на период строительства газопроводов.
К данному заявлению было приложено соответствующее количество схем размещения планируемых к строительству газопроводов на публичной кадастровой карте, совпадающее с количеством заключенных договоров о подключении, в рамках которых ГУП МО "Мособлгаз" должно осуществить строительство газопроводов.
В дальнейшем девять из 92-х договоров о подключении были расторгнуты по соглашению сторон. Таким образом, на момент обращения с заявлением у ГУП МО "Мособлгаз" существовали обязательства по строительству газопроводов до границ земельных участков физических лиц в рамках исполнения 83-х договоров о подключении.
Департамент городского имущества города Москвы на заявление не ответил и предварительно не согласовал ГУП МО "Мособлгаз" предоставление земельных участков, что явилось основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии с пунктом 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 в„– 99-ПП, заинтересованное лицо наделено полномочиями о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пунктом 4.2.2 названного Положения, полномочиями по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок, предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Довод Департамента о том, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку до настоящего времени Правительством Москвы соответствующим нормативным правовым актом не установлен порядок и условия размещения таких объектов на основании пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, до принятия Правительством Москвы соответствующего правового акта единственным правовым основанием оформления земельных участков на период строительства сетей газораспределения являются нормы Земельного кодекса Российской Федерации о предварительном согласовании предоставления земельных участков (статьи 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, кассационная коллегия считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что бездействие Департамента городского имущества города Москвы по не осуществлению предварительного согласования предоставления земельных участков нарушает права и законные интересы ГУП МО "Мособлгаз", поскольку лишает права на осуществление строительства газопроводов в соответствии с требованиями законодательства и оформления в установленном порядке права хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз" на газопроводы, как объекты недвижимого имущества (осуществление государственной регистрации права).
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2016 года по делу в„– А40-8287/16 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------