Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2016 N Ф05-7566/2016 по делу N А41-47927/15
Требование: Об обязании освободить земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, считать решение суда обязательным для исполнения.
Обстоятельства: Уполномоченный орган ссылается на то, что при проверке было обнаружено, что земельный участок частично накладывается на земли лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченным органом не представлены доказательства включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, доказательства межевания границ спорного участка лесного фонда, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу в„– А41-47927/15

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: Теслюк В.М., доверенность от 22.12.2015;
от ответчика: Полякова Ю.Ю., доверенность от 25.01.2016;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 16 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 11 января 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 11 апреля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Боровиковой С.В., Катькиной Н.Н.,
по делу в„– А41-47927/15
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918)
об освобождении земельных участков
к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское" (ОГРН: 1025006398152),
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет лесного хозяйства, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Чеховское" (далее - СПК "Чеховское") с требованиями:
- обязать ответчика освободить земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, площадью 1,15 га, расположенные в квартале 28 выделы 13, 21 и 50, а также в квартале 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району;
- считать решение суда обязательным для исполнения Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) в части аннулирования сведений в государственном кадастре недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:287, площадью 14.594 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, в районе деревни Мальцы.
В качестве третьих лиц в деле принимают участие ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 января 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, при патрулировании территории лесного фонда должностными лицами Подольского филиала ГКУ МО "Мособллес" был произведен осмотр лесного участка: квартала 28 выделы 13, 21 и 50, квартала 41 выдела 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району.
В ходе осмотра обнаружена незаконная рубка сухостойных деревьев породы ель с помощью бензопилы в количестве более 100 штук; также имеются пни выкорчеванные с помощью строительной техники.
Обнаруженные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 14.10.2014, согласно которому:
- на лесном участке, площадью 0,7 га, в квартале 28 выделы 13, 21 Чеховского участкового лесничества срублены сырорастущие деревья породы береза 2 штуки, сухостойные деревья породы деревья - 76 штук (приложена пересчетная ведомость), а также размещены выкорчеванные пни, собранные в кучу;
- на лесном участке, площадью 0,004 га, в квартале 28 выдел 50 Чеховского участкового лесничества выкопана траншея размером 1 x 1 метр, протяженностью 40 м, рядом с траншеей лежат пластиковые трубы диаметром 200 мм.
Указанный участок в квартале 28 выделы 13, 21, 50, общей площадью 0,9 га, огорожен металлическим забором высотой более 2 м; участок в квартале 28 выдел 13 огорожен отдельным забором со своим входом, площадью 0,2 га. Деревья на участке квартала 28 выделе 13 срублены на 90%, древесины нет, пни выкорчеваны. На участках квартала 28 выделов 21, 50 имеются капитальные строения.
На лесном участке в квартале 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району, площадью 0,45 га, срублены сухостойные деревья породы ель в количестве 39 штук (ведомость приложена). На площади 0,2 га имеются выкорчеванные пни, завезен грунт размером 10 x 8 x 2 м, объемом 160 куб. м. Также на данном участке установлены три бытовки. Участок, площадью 0,45 га, в данном выделе огорожен металлическим забором, на нем имеются строения.
В ходе проведения административного расследования по факту обнаруженных нарушений Комитет установил, что в собственности СПК "Чеховское" находится земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:287, площадью 14.594 кв. м, категории "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
При сопоставлении визуальных данных, материалов лесоустройства и публичной кадастровой карты Комитетом обнаружено, что указанный земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:287 частично накладывается на вышеуказанные земли лесного фонда: квартал 28 выделы 13, 21 и 50 и квартал 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества по Чеховскому району.
Учитывая изложенное, Комитет обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьями 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ей, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Лесным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов. Ими являются, в т.ч., заготовка древесины; осуществление рекреационной деятельности и т.д. На землях лесного фонда также может осуществляться строительство, но строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Таким образом, использование земель лесного фонда осуществляется в соответствии с принципами, установленными статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно, с учетом их глобального экологического значения, длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В пункте 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление в„– 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 36 Постановления в„– 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Согласно пункту 45 Постановления в„– 10/22, в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В рассматриваемом случае Комитет лесного хозяйства должен доказать факт нахождения земельного участка ответчика на землях лесного фонда.
В качестве такого доказательства истцами представлены: протокол осмотра территории лесного участка, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 28.10.2014 в„– 1676-10-2014 с картой-схемой Подольского сельского участкового лесничества, план лесных участков Чеховского района, составленный по материалам лесоустройства 2005-2008 годов, проектная документация для регистрации прав собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда по Чеховскому району Московской области.
В обоснование иска Комитет указывает, что указанные документы являются достаточными доказательствами, подтверждающими наложение земельных участков ответчика на земли лесного фонда.
Между тем, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя:
1) проектирование лесничеств и лесопарков;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) проектирование лесных участков;
4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
5) таксацию лесов;
6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 в„– 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 4.4 Закона в„– 201-ФЗ).
Таким образом, в силу статей 4.2 и 4.4 Закона в„– 201-ФЗ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Таких документов истцом в материалы дела не представлено.
Истцом не представлены доказательства включения спорного земельного участка либо его частей в состав земель лесного фонда, в частности не представлены материалы лесоустроительного дела, сформированного в соответствии с Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 в„– 310, действовавший до 07.06.2012, и предусмотренным действующим с 08.06.2012 по настоящее время Порядком проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2012 в„– 139.
В силу статей 4.2 и 4.4 Закона в„– 201-ФЗ, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков, с помощью которых можно произвести их идентификацию.
Суды указали, что в материалы дела не представлены доказательства межевания границ спорного участка лесного фонда, находящегося в квартале 28 выделы 13, 21, 50 и квартале 41 выдел 3 Подольского сельского участкового лесничества Чеховского района, на местности, согласования границ участков лесного фонда со смежными землепользователями, наличия границ данного участка на местности.
Выписка из государственного лесного реестра, лесоустроительного планшета и План лесных участков 2005-2008 годов, не являются достаточными документами, подтверждающими в силу действовавшего и действующего лесного законодательства факт действительного расположения участков лесного фонда.
Доказательств того, что были проведены обмер и установление границ в государственном кадастре недвижимости участков лесного фонда на территории данного кадастрового района, не представлено; в ГКН не содержатся сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда по вышеназванным адресам.
Как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представитель истца пояснил, что ходатайствовать о назначении экспертизы не намерен.
Кроме того, силу части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 в„– 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Между тем, в соответствии с постановлением Главы администрации Чеховского района от 15.03.1993 в„– 476 "О передаче земель в собственность сельскохозяйственному производственному кооперативу (коллективному предприятию) "Чеховское" с изменениями, внесенными в него постановлением Главы Чеховского района от 31.05.2006 в„– 541/12-1, СПК "Чеховское" в собственность были переданы сельскохозяйственные угодья в размере 2.526 га, а также сельскохозяйственные угодья, общей площадью 746 га, из них занятых древесно-кустарниковой растительностью 475 га, под водой 36 га, прочих 235 га.
В дальнейшем на основании постановления Главы администрации Чеховского района от 15.03.1993 в„– 476 (в редакции постановления от 31.05.2006 в„– 541/12-1) был образован земельный участок, площадью 14.594 кв. м, который поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:31:0060313:287, что подтверждается кадастровой выпиской от 03.06.2015, датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указана 15.03.1993.
Судами установлено, что спорный участок был поставлен на кадастровый учет, и при их постановке не было выявлено каких-либо данных о пересечении их границ с другими земельными участками, в т.ч. участками лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 11 января 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2016 года по делу в„– А41-47927/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------