Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.12.2016 N Ф05-19295/2016 по делу N А40-8680/2016
Требование: Об отмене решений налогового органа.
Обстоятельства: Общество является собственником нежилых помещений в здании. Налоговым органом доначислен налог на имущество организаций в связи с необходимостью его исчисления исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у общества отсутствуют основания для исчисления налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества, нежилое помещение, собственником которого является общество, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2016 г. по делу в„– А40-8680/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Егоровой Т.А., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Метелица-клуб" - Макаров В.В., доверенность от 19.07.2016 б/н; Трапчевская Ф.Г., доверенность от 10.01.2016 в„– 1;
от ответчика - Инспекции ФНС России в„– 4 по г. Москве - Ликатурнов Л.Е., доверенность от 13.09.2016 в„– 05-18/025768,
рассмотрев 13 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Метелица-клуб"
на решение от 26 мая 2016 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Суставовой О.Ю.,
на постановление от 29 сентября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Кочешковой М.В., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению ООО "Метелица-клуб" (ИНН 7704031449; ОГРН 1027742000439)
к Инспекции ФНС России в„– 4 по г. Москве (ИНН 7704058987, ОГРН 1047704058060) о признании недействительными решений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" (далее - Заявитель, Общество, ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по в„– 4 (далее также - Заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция, ИФНС) о признании недействительными решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в„– 13611 от 13.08.2015 г., в„– 13612 от 13.08.2015 г., в„– 13613 от 13.08.2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2016, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Метелица-клуб" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного от 29.09.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами применен закон, который не подлежал применению, при этом подлежащий применению закон не был применен; фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, не были установлены.
Заявитель - ООО "Метелица-клуб" в лице своих представителей в судебном заседании суда кассационной инстанции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
Ответчик - Инспекция ФНС России в„– 4 по г. Москве в лице своего представителя возражала относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, представлен отзыв на кассационную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" зарегистрировано 17.10.2002 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы в„– 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1027742000439.
На основании представленных ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" 26.12.2014 г. в Инспекцию налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2014 года, за полугодие 2014 года; за 9 месяцев 2014 года была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлены акты камеральной проверки от 09.04.2015 г. в„– 33336, в„– 33337, в„– 33338.
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки ИФНС России в„– 4 по г. Москве 13.08.2015 г. вынесены решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в„– 13611, в„– 13612, в„– 13613, согласно которым обществу доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 239 897 рублей, в частности: за 1 квартал 2014 года в размере 2 413 299 руб.; за полугодие 2014 года в размере 2 413 299 руб.; за 9 месяцев 2014 года в размере 2 413 299 руб.
Заявитель, не согласившись с оспариваемыми ненормативными актами обратился в УФНС России по г. Москве. 24.09.2015 г. УФНС России по г. Москве приняты решения в„– 21-19/099238@, 21-19/099250@, 21-19/099242@, в соответствии с которыми решения Инспекции оставлены без изменения, а апелляционные жалобы ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" - без удовлетворения.
На решения УФНС России по г. Москве по апелляционным жалобам, а также на решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.08.2015 г. в„– 13611, в„– 13612, в„– 13613 общество подало жалобу в Федеральную налоговую службу. 18.11.2015 г. ФНС России принято решение в„– СА-4-9/20191@, в соответствии с которым решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13.08.2015 г. в„– 13611, в„– 13612, в„– 13613, а также решения по апелляционным жалобам в„– 21-19/099238@, 21-19/099250@, 21-19/099242@ от 24.09.2015 г. оставлены без изменения, а жалобы ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" - без удовлетворения.
В оспариваемом ненормативном акте инспекцией сделан вывод о необходимости исчисления налога на имущество, в отношении помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680, расположенного по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, исходя из его кадастровой стоимости.
Полагая решения инспекции незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые решения налогового органа соответствуют действующему налоговому законодательству и не нарушают права и интересы общества.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежат ввиду следующего.
В соответствии со статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. С момента введения в действие обязателен к оплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории города Москвы налог на имущество организаций введен Законом города Москвы от 05.11.2003 в„– 64 "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении основных средств определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
На основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в пункте 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отвечающие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Начиная с 01.01.2014 г. налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объекты, для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций должны использовать кадастровую стоимость в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 02.11.2013 в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Правительством Москвы принят Закон города Москвы от 20.11.2013 г. в„– 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 г. в„– 64 "О налоге на имущество организаций" (вступил в силу с 01.01.2014 года).
С января 2014 года налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость в отношении отдельных объектов недвижимого имущества административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации принят Закон города Москвы от 20.11.2013 г. в„– 63 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 г. в„– 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 01.01.2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (далее - Закон от 20.11.2013 г. в„– 63).
Законом города Москвы от 05.11.2003 г. в„– 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон от 05.11.2003 г. в„– 64) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на территории города Москвы определены ставка налога на имущество организаций, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, а также особенности определения налоговой базы.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона города Москвы в„– 64 налоговая ставка по налогу на имущество организаций на 2014 год в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, установлена в размере 0.9 процента.
Правительством Москвы Постановлением от 26.11.2013 г. в„– 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 г. в„– 772-ПП (в ред. от 26.12.2013 г. в„– 907-ПП) определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень). Перечень объектов недвижимого имущества размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.mos.ru.
В силу положений подпункта 3 пункта 12 и пункта 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, установленный статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в отношении организаций-собственников объектов недвижимого имущества.
Как установлено судами обеих инстанций, общество является собственником нежилых помещений в здании, находящемся по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 - площадью 12.418,10 кв. м с кадастровым номером - 77:01:0001059:2680 (Свидетельство о государственной регистрации права 77-АО в„– 319307 от 02.11.2012) - площадью 3.826,4 кв. м с кадастровым номером 77:01:0001046:2961 (Свидетельство о государственной регистрации права 77АЖ в„– 017334 от 18.09.2007).
Объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21, с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации организация в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и кадастровой стоимости (одной четвертой кадастровой стоимости) этого имущества.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения камеральных налоговых проверок первичных налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2014 года, полугодие 2014 года, 9 месяцев 2014 года Инспекцией установлено, что Общество исчисляло авансовый платеж по налогу на имущество только за объект недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001046:2961 (площадью 3.826,4 кв. м).
Однако нежилое помещение располагается в здании, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства г. Москвы в„– 772-ПП от 29.11.2013 г.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что у общества отсутствуют основания для исчисления налога, на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости имущества; нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 (площадью 12418,10 кв. м), собственником которого является общество, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости.
Кроме того, как установлено судами, согласно данным, представленным Росреестром в Инспекцию в порядке пункта 4 и пункта 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации и соглашения от 03.09.201 г. в„– ММВ-27-11/9/37 "О взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы", ООО "МЕТЕЛИЦА-КЛУБ" является собственником нежилых помещений площадью 12.418,10 квадратных метров и 3.826,40 квадратных метров. Указанные помещения находятся в здании по адресу: город Москва, улица Новый Арбат, дом 21, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации определено, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Согласно сведениям, содержащимся в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, здание, расположенное по указанному выше адресу, зарегистрировано в данном перечне с кадастровым номером 77:01:0001059:1031. Постановлением в„– 752-ПП утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2014 г. При этом указанным постановлением утверждена кадастровая оценка кадастрового квартала г. Москвы в„– 77:01:0001059, на территории которого находится указанное выше здание.
В соответствии с данными, представленными Росреестром в ходе камеральных проверок, а также информацией, размещенной на официальном сайте Росреестра России (https://rosreestr.ru/), на публичной кадастровой карте кадастровая стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001059:2680 и 77:01:0001046:2961 определена и по состоянию на 01.01.2014 г. составляет 1.072.577.182,86 руб. и 319.703.769 руб., соответственно.
Поскольку здание с кадастровым номером 77:01:0001059:1031 (г. Москва, ул. Н. Арбат, д. 21) включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (утвержден Постановлением Правительства г. Москвы в„– 772-ПП от 29.11.2013), кадастровая стоимость и указанного здания и помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001059:2680 и 77:01:0001046:2961 (принадлежащие Заявителю) определена уполномоченным органом, сведения о стоимости данных объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 г.
Соответственно, налоговая база по налогу на имущество организаций в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Москвы в„– 772-ПП от 29.11.2013 г. подлежит исчислению исходя из сведений о кадастровой стоимости, представленных филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве.
Таким образом, учитывая, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно - Правительство города Москвы на налоговый период - 2014 год определило перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суды первой и апелляционной инстанции верно признали обоснованным вывод инспекции об исчислении налога на имущество в отношении помещения по адресу г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 исходя из кадастровой стоимости такого помещения.
Учитывая разъяснения органа, ответственного за ведение государственного кадастра недвижимости, у общества отсутствуют основания для применения иной кадастровой стоимости при расчете налога на имущество.
Более того, в ходе рассмотрения дела судами установлено, что налогоплательщик не предпринимал действия по оспариванию и исключению данного имущества из Перечня объектов имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (Постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 в„– 772-ПП, в ред. от 26.12.2013 в„– 907-ПП).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. При этом указанное здание должно отвечать хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Следовательно, для отнесения объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации достаточно соответствия такого объекта одному из указанных выше условий.
Таким образом, в 2014 году налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость в отношении административно-деловых центров (и помещений в них) общей площадью более 3000 кв. м, расположенных на территории города Москвы, которые отвечают одному из указанных выше условий, а именно - расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. в„– 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй НК РФ" до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 г. в„– 257-ПП (далее - Порядок). Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Судами установлено, что согласно информации, размещенной на общедоступном интернет сайте Госинспекции (www.ggi.mos.ru), здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбат, д. 21, не обследовано на предмет фактического использования помещений входящих в состав здания. Однако налогоплательщик не отрицает, что принадлежащие ему нежилые помещения фактически используются для размещения офисных помещений, торговых объектов и помещений общественного питания.
Вместе с тем, в отношении зданий, находящихся в квартале с номером 77:01:0001059 Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (например - 77:01:0001059:1048, 77:01:0001059:1049, 77:01:0001059:1055). Госинспекцией установлено, что вышеуказанные объекты (нежилые помещения) фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений действующего законодательства, указанное здание включено в Перечень в соответствии с предписаниями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 г. в„– 64.
Кроме того, подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. в„– 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон о землепользовании в городе Москве) предусмотрено, что до введения в действие правил землепользования и застройки, установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы. Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. в„– 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве", согласно пункту 3.2 которого разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. в„– 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания).
Согласно пункту 1.2.5 Методических указаний к группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Постановлением Правительства Москвы в„– 228-ПП от 25.05.2011 г. утвержден Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве, который содержит градацию участков размещения торгово-бытовых объектов, в частности: пункт 1.4.1 объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными, непродовольственными группами товаров, а пункт 1.4.3 объекты размещения организаций общественного питания.
Пункты 1.4.1 и 1.4.3 указанного выше Перечня объединены одним классификатором, 1.2.5 который соответствует Методическим рекомендациям.
14.05.2014 г. постановлением Правительства Москвы в„– 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) и Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Согласно пункту 3.5 Порядка по результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования в срок не позднее трех календарных дней с даты проведения указанного мероприятия работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов.
В силу пункта 3.7 Порядка информация о результатах проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в срок не позднее 7 рабочих дней с момента проведения указанного мероприятия размещается на официальном сайте Госинспекции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Пунктом 3.8 Порядка установлено, что копия составленного акта о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения представляется Госинспекцией собственнику указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения на основании обращения собственника в срок не позднее 7 рабочих дней со дня поступления такого обращения.
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка в случае несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения собственник объекта нежилого фонда вправе обратиться в течение 30 календарных дней с момента размещения информации о результатах проведения мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения на официальном сайте Госинспекции (пункт 3.7 настоящего Порядка) в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 3.11 Порядка Госинспекция в срок не позднее 1 ноября каждого календарного года направляет указанную в пункте 3.10 настоящего Порядка информацию, содержащуюся в перечне объектов нежилого фонда, предусмотренном пунктом 3.10 настоящего Порядка, об объектах нежилого фонда, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, в том числе мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения, предусмотренные пунктами 3.9 - 3.9(3) настоящего Порядка, в Департамент экономической политики и развития города Москвы для использования указанной информации в целях формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на очередной налоговый период.
При этом постановлением Правительства Москвы от 17.06.2015 г. в„– 365-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. в„– 257-ПП в соответствии с которым произведено совершенствование порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения: Пункт 3.9 в случае изменения вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения собственник объекта нежилого фонда вправе обратиться в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Комиссии; Пункт 3.9 органы исполнительной власти города Москвы в целях проведения мероприятий по определению вида фактического использования вправе обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы, который обеспечивает рассмотрение соответствующего вопроса на заседании Комиссии; Пункт 3.9 при принятии Комиссией решения о поручении Госинспекции о повторном проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения, или о проведении мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в связи с его изменением, или о проведении мероприятия по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения в связи с обращением органов исполнительной власти города Москвы мероприятия проводятся Госинспекцией в соответствии с настоящим Порядком.
Пункт 3.13 информация об объектах нежилого фонда, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, предусмотренные пунктом 3.9 настоящего Порядка, поступившая в Департамент экономической политики и развития города Москвы в период со 2 ноября по 31 декабря каждого календарного года, используется в целях уточнения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Правительство Москвы уточнило действующее законодательство и предусмотрело возможность Департамента экономической политики и развития города Москвы вносить соответствующие уточнения.
С учетом указанных обстоятельств, является правильным вывод судов обеих инстанций, что использование нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001059:2680 менее чем на 20% не освобождает заявителя от обязанности исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости, поскольку оно находится в здании с кадастровым номером 77:01:0001059:1031, являющимся административно-деловым центром, налогообложение налогом на имущество организаций которого (включая помещения, расположенные в нем), осуществляется по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судами правомерно отклонены ссылки налогоплательщика на письма Министерства финансов Российской Федерации и ФНС России в обоснование своей позиции, поскольку приведенные заявителем письма содержат разъяснения в отношении формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечня объектов недвижимого имущества, согласно которому в него должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, информацией о которых обладает субъект Российской Федерации, с учетом условий, установленных пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктами 5 и 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом письма Минфина России и ФНС России не содержат вывод о том, что в отношении объектов, налогообложение которых осуществляется по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо устанавливать факт использования нежилого помещения на 20 процентов и более.
Таким образом, является правомерным вывод судов, что указанные письма не свидетельствуют о том, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций заявитель правомерно руководствовался положениями пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, определив ее как среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (оспариваемое помещение).
Проанализировав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемые решения налогового органа соответствуют действующему налоговому законодательству и не нарушают права и интересы общества.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами фактически не устанавливался вид разрешенного использования земельного участка, в котором расположено здание, в котором находится помещение заявителя, подлежит отклонению, поскольку данный довод при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся. Приводя новые доводы в суде кассационной инстанции, заявитель нарушает принцип состязательности, установленный ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов, которые соответствуют представленным в дело доказательствам и основаны на верном применении норм права, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку. Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Иные доводы о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2016 года по делу в„– А40-8680/2016,- оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Метелица-клуб" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.А.ДЕРБЕНЕВ

Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
В.А.ЧЕРПУХИНА


------------------------------------------------------------------