Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.01.2016 N Ф05-19561/2015 по делу N А40-66609/15
Требование: О признании недействующим распоряжения Правительства Москвы.
Обстоятельства: Заявитель использует земельный участок на основании договора аренды. Оспариваемым распоряжением принято решение об изъятии у заявителя для государственных нужд земельного участка с расположенными на нем объектами недвижимого имущества. Заявитель ссылается на отсутствие в распоряжении информации о порядке выплаты компенсации за изымаемое недвижимое имущество.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку распоряжение принято в соответствии с положениями земельного и гражданского законодательств об изъятии объектов недвижимого имущества, а порядок выплаты компенсации за изъятое имущество определяется в соответствующем соглашении.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2016 г. по делу в„– А40-66609/15

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Гаражно-строительного кооператива "Геологоразведчик" председателя правления Беца В.Н., протокол в„– 2 от 04 апреля 2015 года, Невелева М.Ю. по доверенности от 11 января 2016 года
от ответчика Правительства Москвы Бушуева Б.А. по доверенности от 26 августа 2015 года в„– 4-47-969/5
рассмотрев 12 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Гаражно-строительного кооператива "Геологоразведчик"
на решение от 22 июля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 02 октября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Бекетовой И.В., Москвиной Л.А.
по делу в„– А40-66609/15
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Геологоразведчик" (ГСК "Геологоразведчик", ОГРН 1037739474794)
к Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507)
о признании недействующим распоряжения

установил:

ГСК "Геологоразведчик" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением признании недействующим распоряжения Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года в„– 758-РП.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ГСК "Геологоразведчик" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители ГСК "Геологоразведчик" поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель Правительства Москвы возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ГСК "Геологоразведчик" использует земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012007:13 общей площадью 4075 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Генерала Дорохова, вл. 15 на основании договора аренды от 29 ноября 2002 года в„– М-07-022503 со сроком действия до 12 июля 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 02 сентября 2011 года в„– 408-ПП утверждена Государственная программа города Москвы "Развитие транспортной системы на 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года".
В соответствии с пунктом 7.5 подпрограммы "Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть" предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе с ул. Генерала Дорохова.
Постановлением Правительства Москвы от 10 октября 2013 года в„– 665-ПП утвержден проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - улицы Генерала Дорохова от МКАД до Аминьевского шоссе.
В составе проекта планировки предусмотрено строительство объекта городского заказа "Южный участок Северо-Западной хорды. 9 Этап. Транспортная развязка на пересечении Аминьевского шоссе с ул. Генерала Дорохова".
Постановлением Правительства Москвы от 15 октября 2014 года в„– 606-ПП утверждена Адресная инвестиционная программа города Москвы на 2014 - 2017 годы.
Согласно пункту 442 Адресной инвестиционной программы также предусмотрено строительство транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе с ул. Генерала Дорохова.
Распоряжением Правительства Москвы от 24 декабря 2014 года в„– 758-РП принято решение об изъятии для государственных нужд - для целей строительства линейного объекта улично-дорожной сети - транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе с ул. Генерала Дорохова - у гаражно-строительного кооператива "Геологоразведчик" (некоммерческая организация) земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012007:13 общей площадью 4075 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Генерала Дорохова ул., влад. 15, относящегося к категории земель населенных пунктов и предоставленного на праве аренды (договор аренды земельного участка от 29 ноября 2002 г. в„– М-07022503) сроком до 12 июля 2019 года под эксплуатацию гаража-стоянки боксового типа на 100 машино-мест (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08 мая 2003 года в„– 77-01/05-50/2003-1044), с расположенными на нем объектами недвижимого имущества (пункт 1).
Распоряжение было опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы 25 декабря 2014 года, в официальном печатном издании - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" в„– 72 за 30 декабря 2014 года.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7 - 11, 28 Федерального закона от 05 апреля 2013 года в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В главе 2 "Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества" указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В соответствии с положениями частями 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 05 апреля 2013 года в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
До 31 декабря 2015 года изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, допускается при отсутствии документов территориального планирования.
Статьей 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года в„– 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен порядок выявления лиц, земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных нужд.
Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, не менее чем за два месяца до принятия такого решения обязан обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд. Опубликование осуществляется в печатных СМИ, предназначенных для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти г. Москвы, органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предусмотрено размещение данных объектов. Названное сообщение также размещается на официальных сайтах высшего исполнительного органа государственной власти г. Москвы и указанного муниципального образования.
В сообщении, должны быть указаны: цели изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд; границы зоны планируемого размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях которого предполагается изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества; адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд и подать заявление об учете прав на объекты недвижимого имущества, а также время подачи указанных заявлений.
Суды установили, что 19 августа 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" (Спецвыпуск в„– 22) Департаментом городского имущества города Москвы опубликовано сообщение о предстоящем изъятии объектов недвижимого имущества, в том числе: освобождение территории для целей строительства линейного объекта улично-дорожной сети - транспортной развязки на пересечении Аминьевского шоссе с ул. Генерала Дорохова; адрес, по которому заявители могут получить информацию о предполагаемом изъятии; а также информация о границах зоны планируемого размещения объекта реконструкции транспортной развилки.
Исходя из этого, суды правильно посчитал, что указанное распоряжение принято в соответствии с положениями земельного и гражданского законодательств об изъятии объектов недвижимого имущества.
При этом, суды, оценивая доводы заявителя о том, что в оспариваемом распоряжении отсутствует информация о порядке компенсации за изымаемое недвижимое имущество, обоснованно отметили, что распоряжение Правительства Москвы является решением об изъятии объектов недвижимого имущества, а порядок компенсации за изъятое имущество определяется в соответствующем соглашении.
Порядок и форма предоставления компенсации определены постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2014 года в„– 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы".
В соответствии с данным постановлением Правительства Москвы государственный заказчик в лице Департамента строительства города Москвы обеспечивает проведение оценки изымаемого имущества, а также проводит необходимые мероприятия по заключению соглашений об изъятии недвижимого имущества и выплате компенсации правообладателям.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества должно содержать условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления).
Собственник или правообладатель недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием.
Доводы об отсутствии необходимости изъятия арендуемого заявителем земельного участка, а также о принятии решения незаконным составом суда, проверены судом апелляционной инстанции и правомерно им отклонены как несостоятельные, поскольку не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 июля 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 октября 2015 года по делу в„– А40-66609/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
Р.Р.ЛАТЫПОВА
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------