Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2016 N Ф05-9719/2016 по делу N А40-197060/15-148-1155
Требование: О признании незаконным решения регистрирующего органа, обязании осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости немедленно.
Обстоятельства: Оспариваемым решением учреждению отказано в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости в связи с неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации, непредставлением необходимых документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку представленные учреждением в регистрирующий орган документы подтверждают факт возникновения у него права оперативного управления на объект недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу в„– А40-197060/15-148-1155

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) НИУ ВШЭ: Вишняковой Н.Д. (дов. в„– 6.13-08.2/0505-06 от 05.05.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: Куниной И.Б. (дов. в„– 311/2016 от 13.01.2016 г.);
от третьего лица ТУ Росимущества в Москве: не явились, извещены;
рассмотрев 12 июля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2016 г.,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2016 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Кочешковой М.В.,
по делу в„– А40-197060/15-148-1155
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (ОГРН 1027739630401; 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535; 107139, г. Москва, Орликов пер., д. 3, корп. Б),

установил:

01 апреля 2015 г. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее - НИУ ВШЭ, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, ответчик) с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Москва, район Басманный, Покровский бульвар, д. 11, протяженностью 1 192 м, с кадастровым номером 77:01:0000000:2660, представив в качестве документов-оснований: разрешение на строительство от 15 сентября 2010 г. в„– RU77107000-005453, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 10 июня 2014 г. в„– RU77107000-005696, а также кадастровый паспорт от 06 марта 2014 г. в„– 77/501/15-2422524, который содержит кадастровые номера земельных участков, в пределах которых расположен объект недвижимого имущества. Правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, район Басманный, Покровский бульвар, д. 11, протяженностью 1 192 м, с кадастровым номером 77:01:0000000:2660, для целей государственной регистрации не представлены. При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001023:42, 77:01:0001024:45, 77:01:0001023:36, 77:01:0001023:35, 227:01:0001024:1000, 77:01:0001024:42, 77:01:0001019:44, 77:01:0001019:41, 77:01:0001020:41, 77:01:0001019:10, 77:01:0001019:40, 77:01:0001020:40, 77:01:0001020:34, 77:01:0001020:38, 77:01:0001020:46 отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.
При указанных обстоятельствах 15 апреля 2015 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено решение о приостановлении государственной регистрации права на указанный выше объект недвижимого имущества сроком до 14 мая 2015 г.
12 мая 2015 г. на основании заявления НИУ ВШЭ в„– 77/022/015/2015-557 государственная регистрация была приостановлена сроком до 12 августа 2015 г. Государственная регистрация была возобновлена на основании заявления от 23 июня 2015 г.
Поскольку в течение срока приостановления государственной регистрации права причины, препятствующие проведению государственной регистрации права оперативного управления устранены не были, необходимые документы не представлены, Управлением Росреестра по Москве принято решение от 07 июля 2015 г. об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на объект, расположенный по адресу: г. Москва, район Басманный, Покровский бульвар, д. 11.
Полагая, что указанный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, НИУ ВШЭ обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения от 07 июля 2015 г. в„– 12/010/2015-702 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления НИУ ВШЭ на объект недвижимости - наружная сеть дождевой канализации, расположенный по адресу: г. Москва, ЦАО, район Басманный, Покровский бульвар, д. 11, протяженностью 587 м, кадастровый номер 77:01:0000000 и обязании ответчика осуществить регистрацию права оперативного управления на указанный объект немедленно.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу НИУ ВШЭ просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель Управление Росреестра по Москве поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель НИУ ВШЭ возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (части 2 статьи 17 Закона о регистрации).
В силу статей 9, 13 Закона о регистрации регистрация прав включает правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям статьи 133.1 ГК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При этом судами установлено, что земельные участки, на которых расположен спорный объект, за исключением земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001024:1000, 77:01:0001020:34, 77:01:0001019:10, отнесены к участкам эксплуатации улично-дорожной сети (УДС).
Данные сведения также подтверждены Законом города Москвы от 21 марта 2007 г. в„– 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", в Приложении 1 которого перечислены земельные участки в пределах Центрального административного округа города Москвы, отнесенные к землям УДС.
Покровский бульвар также указан в числе находящихся на земельных участках, отнесенных к УДС, т.е. землям общего пользования.
Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. в„– 490-ПП "О ходе выполнения работ по формированию перечней земельных участков, изымаемых из оборота, ограниченных в обороте, обремененных сервитутами и резервируемых для государственных нужд города Москвы" утвержден перечень земельных участков общего пользования существующей улично-дорожной сети как не подлежащих приватизации и отчуждению из собственности города Москвы. В Приложении 1 данного Постановления Правительства Москвы от 13 июля 2004 г. в„– 490-ПП земельные участки, на которых расположен Покровский бульвар, отнесены к собственности города Москвы.
Сведения относительно земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0001024:1000, 77:01:0001019:10, 77:01:0001020:34 размещены в общем доступе на портале https://rosreestr.ru.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001024:1000, расположенный по адресу: г. Москва, бульвар Покровский, вл. 11, находится в собственности. На данный земельный участок были зарегистрированы следующие права: - в„– 77-77-14/014/2007-126 от 06 декабря 2007 г. (собственность); - в„– 77-77-14/004/2008-278 от 15 мая 2008 г. (постоянное (бессрочное) пользование).
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001019:10 (условный номер - М-01-600927), расположенный по адресу: г. Москва, улица Воронцово Поле, вл. 4, стр. 1, 1А, 6, находится в публичной собственности. На данный земельный участок было зарегистрировано следующее право - в„– 77-77-13/007/2009-87 от 11 июня 2009 г. (собственность).
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001020:34 (условный номер - М-01-511936), расположенный по адресу: г. Москва, Тессинский пер., вл. 2-6/19, также находится в публичной собственности: категория земель - земли населенных пунктов. На данный земельный участок зарегистрированы ограничения права в виде аренды.
Сведения о правообладателях земельных участков с кадастровыми номерами: 77:01:0001020:34, 77:01:0001019:10, 77:01:0001024:1000 также могли быть получены в порядке внутриведомственного взаимодействия, учитывая, что в ЕГРП содержатся сведения о зарегистрированных правах и ограничениях на них.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости.
Кроме того, регистрация права оперативного управления на объект недвижимости не приведет к нарушению прав на земельные участки.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2016 г. по делу в„– А40-197060/15-148-1155 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------