Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2016 N Ф05-8743/2016 по делу N А41-57028/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в невыполнении обязанностей, предусмотренных ст. 31 Земельного кодекса РФ, обязании принять постановление об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка.
Обстоятельства: Общество указывает, что орган местного самоуправления не принял постановление о предварительном согласовании места размещения объекта и не заключил договор аренды земельного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в силу ст. 39.3 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду обществу возможно исключительно на торгах.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу в„– А41-57028/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "ТрансКонтракт" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: администрация г.о. Балашиха - Балагурова Н.И. доверенность от 11 января 2016 года в„– 2,
от третьих лиц: Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 06 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ТрансКонтракт"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 14 октября 2015 года,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 18 марта 2016 года,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по заявлению ООО "ТрансКонтракт"
о признании незаконным бездействии администрации г.о. Балашиха, обязании
третье лицо Министерство имущественных отношений Московской области

установил:

ООО "ТрансКонтракт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха (далее - администрация), выразившееся в невыполнении обязанностей, предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду), а именно: в непринятии постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и в не заключении договора аренды земельного участка 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала в„– 50:15:0070103 по адресу: Московская область, г. Балашиха, деревня Черное, для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса; В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать администрацию принять постановление об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью в срок не позднее десяти дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу; обязать администрацию в срок не позднее десяти дней с момента предоставления обществом в администрацию кадастрового паспорта на земельный участок направить в адрес общества проект договора аренды на земельный участок с присвоенным участку при проведении государственного кадастрового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого бездействия администрации.
ООО "ТрансКонтракт", Министерство имущественных отношений Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без их участия.
Представитель администрации в судебном заседании возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на повторное обращение 20 мая 2015 года ООО "ТрансКонтракт" в администрацию городского округа Балашиха с заявлением о принятии постановления об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка площадью 0,9101 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала в„– 50:15:0070103 для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса, администрация сообщила об отсутствии возможности предоставить земельный участок, поскольку статьи 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), в соответствии с которыми до 01 марта 2015 года органы местного самоуправления обеспечивали выбор земельных участков с оформлением и утверждением акта о выборе земельного участка, утратили силу с 01 марта 2015 года.
Полагая бездействие администрации незаконным, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В силу пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской области в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения общества за предоставлением земельного участка, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
При этом нормами пункта 5 статьи 30, статей 31, 32 Земельного кодекса в редакции, действовавшей на момент первоначального обращения общества за предоставлением земельного участка, детально регламентирована последовательность действий уполномоченного публичного органа, который по заявлению заинтересованного лица: обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса); информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса); оформляет результаты выбора актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса); в случае принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта оно является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса).
В соответствии с частями 6, 8 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В свою очередь, статьи 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ предусматривают приобретение прав на участки на торгах.
В силу статьи 39.3 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду заявителю возможно исключительно на торгах.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Как установлено судами, в ответ на обращение общества 13 февраля 2014 года с просьбой предоставить в долгосрочную аренду спорный земельный участок, администрация сообщила, что заявление о предоставление в долгосрочную аренду земельного участка рассмотрено Комиссией при Администрации городского округа Балашиха Московской области по градостроительному регулированию и земельным отношении (далее - комиссия) и согласно выписке из протокола решено спорный земельный участок предоставить в аренду для размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса. Обществу предложено в установленном порядке оформить акт выбора и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании указанных выше документов общество подготовило акт выбора и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласовав ее с уполномоченными органами - Администрацией городского округа Балашиха и ее структурными подразделениями.
В газете "Факт" от 23 апреля 2014 года в„– 29/1 (12081) было опубликовано официальное сообщение о намерении администрации, в соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ предоставить земельный участок для строительства и размещения многофункционального спортивно-досугового комплекса.
Согласно пояснительной записке от 23 мая 2014 года Управлением имущественных отношений администрации городского округа Балашиха подготовлен проект постановления об утверждении акта выбора и схемы расположения спорного земельного участка. Данный проект постановления необходим для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет, оформления кадастрового паспорта земельного участка и приведения правоустанавливающих документов на землю в соответствие с требованием законодательстве.
Требования об обязании администрации принять решение (постановление) об утверждении акта выбора и схемы расположения спорного земельного участка и направлении решения (постановления) обществу не подлежат удовлетворению.
Как следует из заявления 20 мая 2015 года, общество просило утвердить акт выбора и схемы расположения земельного участка с целью предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов на основании абзаца 3 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ в ранее действовавшей редакции.
Возможность предоставления земельного участка без проведения торгов после 01 марта 2015 года поставлена в зависимость от наличия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до 1 марта 2015 года, вместе с тем, решения о предварительном согласовании места размещения объекта не принималось.
Ссылка общества на судебные акты по делу в„– А41-17711/15, в том числе на постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2016 года, свидетельствующие, по доводам общества, о правомерности его правовой позиции по настоящему делу, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку была предметом рассмотрения судов, что нашло свое отражение в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 14 октября 2015 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2016 года по делу в„– А41-57028/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------