Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2016 N Ф05-9329/2016 по делу N А40-138588/15
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и обязании устранить допущенное нарушение.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в исключении сети из государственного реестра опасных производственных объектов и сеть газопотребления признана опасным производственным объектом.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку судебным актом установлено, что сеть газопотребления общества является опасным производственным объектом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. по делу в„– А40-138588/15

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.
рассмотрев 07 июля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Минерал-Лес"
на решение от 27 октября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Демицкой Н.Е.
на постановление от 10 марта 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Румянцевым П.В., Кочетковой М.В., Яковлевой Л.Г.
по делу в„– А40-138588/15
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Минерал-Лес" (ОГРН 1027739233653)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1067746766240)
о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Минерал-Лес" (далее - ООО "Минерал-Лес") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора) о признании незаконным решения в виде письма от 06 мая 2015 года в„– 01-24/7046 об отказе в исключении сети из государственного реестра опасных производственных объектов и об обязании устранить допущенное нарушение путем исключения (снятия с учета) сети газопотребления из государственного реестра опасных производственных объектов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "Минерал-Лес" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель утверждает, что сеть газопотребления (наружный газопровод протяженностью 179,3 м, инв. в„– 206:063-3844, лит. Щ, и здание котельной общей площадью 26,2 кв. м, инв. в„– 2874, лит. М), расположенная по адресу: 142101, Московская обл., г. Подольск, ул. Шатомная, д. 5 с 15 марта 2013 года перестала относиться к категории опасных производственных объектов ввиду отсутствия у нее установленных действующим законодательством признаков опасности, таким образом сведения о ней подлежат исключению из государственного реестра.
Представители ООО "Минерал-Лес" и ЦУ Ростехнадзора, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Минерал-Лес" принадлежит на праве собственности и эксплуатируется с 2007 года сеть газопотребления (наружный газопровод протяженностью 179,3 м, инв. в„– 206:063-3844. лит. Щ. и здание котельной общей площадью 26.2 кв. м, инв. в„– 2874. лит. М), расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Шамотная, д. 5. Посредством этой сети осуществляется отопление принадлежащих ООО "Минерал-Лес" зданий складского комплекса, которые используются в предпринимательской деятельности.
06 июня 2007 года сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" была зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов в качестве опасного производственного объекта средней опасности (III класс), с присвоением ей регистрационного номера А02-53850-0001.
15 марта 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 04 марта 2013 года в„– 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 22-ФЗ).
Этим Законом были внесены изменения (дополнения), в частности, в статью 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон в„– 116-ФЗ), приложение 1 ("Опасные производственные объекты") к нему и изложено в новой редакции приложение 2 ("Классификация опасных производственных объектов") к данному Закону. Вследствие этого изменились правовые критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов.Обнаружив допущенную ошибку, 25 сентября 2014 года ООО "Минерал-Лес" подало в ЦУ Ростехнадзор заявление в„– МЛ-37 от 24 сентября 2014 года об исключении сети газопотребления ООО "Минерал-Лес" из государственного реестра в соответствии с пунктом 7 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года в„– 137, согласно которому одним из оснований исключения объекта и государственного реестра является предусмотренное нормативным правовым актом Российской Федерации изменение критериев отнесения объектов к категории опасны производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.
Согласно письму Ростехнадзора от 12 ноября 2014 года в„– 00-04-07/1810 и Акту от 12 ноября 2014 года, Ростехнадзор принял решение об удовлетворении жалобы ООО "Минерал-Лес" и исключении объекта "Сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" из опасных производственных объектов в связи с отсутствием у указанного объекта, установленных законодательством признаков опасности. Во исполнение принятого Ростехнадзором решения ЦУ Ростехнадзора было дано указание в течение 5 рабочих дней с момента подписания Акта об удовлетворении жалобы принять меры по исключению данного объекта из государственного реестра.
Данное указание ЦУ Ростехнадзора было исполнено, о чем ООО "Минерал-Лес" сообщено письмом от 10 декабря 2014 года в„– 01-20/26954 "Об исключении из госреестра ОПО", из которого следует, что объект (рег. в„– А02-53850-0001 от 06 июня 2007 года), эксплуатировавшийся ООО "Минерал-Лес", был исключен из территориального раздела государственного реестра опасных производственных объектов по Московской области.
21 января 2015 года ООО "Минерал-Лес" стало известно о том, что решение ЦУ Ростехнадзора от 10 декабря 2014 года в„– 01-20/26954 было отменено.
Из полученной информации следует, что ООО "Минерал-Лес" было вновь включено в реестр, в связи с этим ООО "Минерал-Лес" повторно обратилось в ЦУ Ростехнадзора с заявлением в„– МЛ-08 от 08 апреля 2015 года об исключении сети газопотребления из государственного реестра по причине того, что указанная сеть с 15 марта 2015 года не является опасным производственным объектом согласно положениям Закона в„– 116-ФЗ.
В ответ на указанное заявление, ЦУ Ростехнадзора решением от 06 мая 2015 года в„– 01-24/7046 "Об отказе исключения из госреестра ОПО", признало сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" опасным производственным объектом и отказало в исключении этой сети из государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктами 1, 4 Приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ (в редакции от 04 марта 2013 года, введенной в действие с 15 марта 2013 года Законом в„– 22-ФЗ) классы опасности опасных производственных объектов, указанных в п. 1 Приложения 1 к Закону в„– 116-ФЗ, устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 Приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ, за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3, 4 Приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ, а именно: объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии; опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата; газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления.
Из пункта 4 Приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ следует, что для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления критерием установления класса опасности и отнесения их к категории опасных производственных объектов является не количество опасного вещества, а давление газа: II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, то есть для всех объектов газораспределения и газопотребления, давление газа в которых равно или ниже 1,2 мегапаскаля либо давление сжиженного углеводородного газа равно или ниже 1,6 мегапаскаля.
Из изложенной нормы следует, что для сетей газораспределения и газопотребления установлены классы опасности не ниже третьего.
Пункт 1 Приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ, изложенного в новой редакции одновременно с внесением изменений в абзац первый пункта 1 Приложения в„– 1 предусматривает исключение, касающееся сетей газораспределения и газопотребления, квалифицирующим признаком для отнесения которых к опасным производственным объектам является давление газа в сети.
Положения Приложения 2 в пункте 4 не противоречат положениям пункта 1 Приложения 1, а являются исключением, что прямо указано в пункте 1 Приложения 2. Более того, в данном пункте имеется прямая ссылка на Приложение 2, касающееся количества опасных веществ.
Установив данные обстоятельства, суды правильно указали, что довод заявителя о том, что сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" с 15 марта 2013 года не является опасным производственным объектом среднего класса опасности, в связи с изменениями в Закон в„– 22-ФЗ, является необоснованным.
Ссылка заявителя на письмо заместителя руководителя Ростехнадзора Красных Б.А. от 12 ноября 2014 года в„– 00-04-07/1810 о том, что сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" не является опасным производственным объектом, несостоятельна, поскольку в настоящее время все разъяснительные письма Красных Б.А. отменены им же письмом от 14 мая 2015 года в„– 00-01-33/243, в котором указано, что идентификация сетей газораспределения и газопотребления в качестве опасных производственных объектов, их регистрация, перерегистрация и исключение из реестра осуществляется в соответствии с действующими нормами Закона в„– 116-ФЗ.
Довод заявителя о том, что в карте учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов "Сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" идентифицирован только по количеству опасного вещества (признак 2.1), поскольку при регистрации "Сети газопотребления ООО "Минерал-Лес" в карте учета было отражено, что данный опасный производственный объект классифицирован по приложению в„– 1 к Федеральному закону (признак 2.1) с учетом исключения, предусмотренного для сетей газораспределения и газопотребления пунктом 4 приложения 2 к Закону в„– 116-ФЗ, проверен судами и признан ими несостоятельным.
При этом судами установлено, что идентификация опасного производственного объекта "Сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" (рег. в„– А02-53850-0001) производилась на основании представленных заявителем документов и приказа Ростехнадзора от 07 апреля 2011 года в„– 168 "Об утверждении Требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" (далее - Требования).
Указанные Требования (пункт 11) определяют наименование опасного производственного объекта, его признаки опасности, тип, а также особенности идентификации.
Согласно ссылке 29 к Требованиям в составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы организации, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий и др. в зданиях и сооружениях на территории организации.
В составе объекта учитываются наружные и внутренние газопроводы всех газифицированных котельных, теплообеспечивающих организаций.
Согласно пункту 4 Временного порядка ведения государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденному распоряжением Ростехнадзора от 19 марта 2013 года в„– 31-рп (далее - Временный порядок), основанием для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов является заявление о регистрации опасных производственных объектов, с приложением документов: карта учета опасного производственного объекта с установлением класса опасности; сведения, характеризующие опасный производственный объект; обоснование безопасности опасного производственного объекта (в случаях, установленных пунктом 4 статьи 3 Закона в„– 116-ФЗ; подлинник либо дубликат ранее выданного свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, карты учета.
В силу пункта 5 статьи 2 Закона в„– 116-ФЗ, пунктов 4, 6 Приложения 8 к Административному регламенту Ростехнадзора от 04 сентября 2007 года в„– 606 (далее - Регламент) идентификацию опасного производственного объекта осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты. Ответственность за правильность идентификации опасных производственных объектов несет руководитель организации, эксплуатирующей идентифицированные опасные производственные объекты.
Регистрирующим органом осуществляется контроль обоснованности присвоения соответствующего класса опасности при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (пункт 6 Временного порядка).
Согласно характеристики, указанной в сведениях заявителя, опасный производственный объект состоит из: площадки подземного (надземного) газопровода высокого давления - обращение опасного вещества - природный газ; площадки ГРПШ; площадки подземного (надземного) газопровода низкого давления - обращение опасного вещества - природный газ; трубы дымовой.
Таким образом, в сети газопотребления заявителя постоянно находиться под давлением и транспортируется опасное вещество - природный газ, что и является критерием для отнесения данного объекта к III классу опасности.
Следовательно, суды правильно посчитали, что оснований для отмены оспариваемого решения ответчика об отказе в исключении сети из государственного реестра опасных производственных объектов не имеется.
Кроме того, суды также указали, что вступившим в законную силу решением Подольского городского суда Московской области от 27 июля 2015 года, признано законным постановление ЦУ Ростехнадзора о привлечении генерального директора ООО "Минерал-Лес" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Указанным судебным актом установлено, что сеть газопотребления ООО "Минерал-Лес" является опасным производственным объектом.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношения к лицам, участвующим в деле.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27 октября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 года по делу в„– А40-138588/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------