Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2016 N Ф05-15648/2016 по делу N А40-66724/2016
Требование: О признании незаконным решения таможенного органа, обязании возвратить излишне уплаченный НДС.
Обстоятельства: Таможенный орган вернул обществу заявление о возврате излишне уплаченного НДС в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишней уплаты налога.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку при подаче заявления о возврате излишне уплаченного НДС обществом были приложены все документы, предусмотренные законом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2016 г. по делу в„– А40-66724/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 2 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "Нобель Биокеар Раша" - Корнева О.В. доверенность от 15 сентября 2016 года,
от заинтересованного лица: Московская таможня - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 27 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Московской таможни ФТС РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 16 мая 2016 года,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 09 августа 2016 года,
принятое судьями Мухиным С.М., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по заявлению ООО "Нобель Биокеар Раша"
о признании незаконным решения Московской таможни ФТС РФ, обязании

установил:

ООО "Нобель Биокеар Раша" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской таможне (далее - таможня) от 13 января 2016 г., обязании исправить допущенное нарушение путем возврата излишне уплаченного заявителем НДС в размере 12 121 192 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2016 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, таможня обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что возврат НДС возможен только после установления факта излишней переплаты.
Московская таможня, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без ее участия.
В судебном заседании и представленном отзыве представитель общество возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ответ на обращение ООО "Нобель Биокеар Раша" с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств за период с 10 сентября 2013 года по 25 декабря 2014 года в размере 12 121 192,10 руб., Московская таможня вернула заявление без рассмотрения, со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; отсутствие сведений о предоставлении ранее в таможенный орган вышеупомянутого документа и об отсутствии в нем изменений.
Полагая, что указанное решение принято незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, Налогового кодекса РФ, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения таможни действующему законодательству.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьями 149 и 150 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию РФ важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (с 1 января 2014 года - важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий), перечень которой утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 года в„– 19 "Об утверждении перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень).
В Примечании 1 к Перечню указано, что к перечисленной в данном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном порядке Министерством здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Понятие медицинского изделия определено в пункте 1 статьи 38 Закона в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года в„– 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", утверждена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
В силу части 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании возврат таможенных пошлин, налогов производится также и в случае отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру. В этом случае возврат производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с указанной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, предусмотренному статьей 147 названного Закона (часть 2 статьи 148).
Таким образом, Законом о таможенном регулировании определена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Как установлено судами, обществом были поданы в таможенный орган таможенные декларации, в соответствии с которыми им на таможенную территорию ввезены медицинские товары, подпадающие под коды по классификации ОК 005-93 (ОКП) 94 44002, 94 3300 и 94 37002, а именно имплантаты, инструменты и приспособления для двухэтапного восстановления дефектов зубного ряда, имеющие регистрационное удостоверение серии ФС в„– 2004/1725, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которое действительно с 28 декабря 2004 года до 28 декабря 2014 года. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4400. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00168, принятой 23 апреля 2013 года и действительной до 28 декабря 2014 года; системы дентальных имплантатов Branemark System, имеющие регистрационное удостоверение в„– ФСЗ 2009/05 745, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00108, принятой 18 декабря 2012 года и действительной до 18 декабря 2015 года; системы дентальных имплантатов NobelActive, имеющие регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21 марта 2013 года в„– РЗН 2013/260, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ35.Д00578, принятой 27 марта 2014 года и действительной до 26 марта 2017 года; системы дентальных имплантатов NobelReplace Conical Connection, имеющих регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21 марта 2013 года в„– РЗН 2013/261, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.ИМ40.Д00161, принятой 03 апреля 2013 года и действительной до 03 апреля 2014 года, а также декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.ИМ35.Д00576, принятой 27 марта 2014 года и действительной до 26 марта 2017 года; системы дентальных имплантатов NobelReplace, имеющих регистрационное удостоверение от 26 декабря 2012 года в„– ФСЗ 2009/05762, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.АИ58.Д06028, принятой 27 января 2014 года и действительной до 26 января 2017 года; системы дентальных имплантатов NobelSpeedy, имеющие регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 21 марта 2013 года в„– РЗН 2013/259, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00159, принятой 03 апреля 2013 года и действительной до 03 апреля 2014 года, а также декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.ИМ35.Д00577, принятой 27 марта 2014 года и действительной до 26 марта 2017 года; системы дентальных имплантатов Replace Select, имеющих регистрационное удостоверение от 26 декабря 2012 года в„– ФСЗ 2009/05763, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480. Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.АИ58.Д06027, принятой 27 января 2014 года и действительной до 26 января 2017 года; системы дентальных имплантатов NobelDirect, имеющих регистрационное удостоверение от 13 декабря 2012 года в„– ФСЗ 2009/05764, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480, Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.ИМ40.Д00110, принятой 18 декабря 2012 года и действительной до 18 декабря 2015 года; системы дентальных имплантатов Immediate Provisional Implant (IPI), имеющих регистрационное удостоверение от 13 декабря 2012 года в„– ФСЗ 2009/05766, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480, Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.ИМ40.Д00109, принятой 18 декабря 2012 года и действительной до 18 декабря 2015 года; изделия стоматологические ортопедические Procera, NobelProcera, имеющих регистрационное удостоверение от 08 августа 2013 года в„– ФСЗ 2011/09777, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 4480, Код ТН ВЭД России: 9021 29 000 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер декларации РОСС 8Е.ИМ40.Д00210, принятой 02 сентября 2013 года и действительной до 02 сентября 2016 года; наборы инструментов для хирургической стоматологии, имеющие регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 25 сентября 2013 года в„– РЗН 2013/1192, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 3750. Код ТН ВЭД России: 9018 49 900 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00226, принятой 14 апреля 2013 года и действительной до 14 октября 2016 года; наборы хирургические для установки временных имплантатов Immediate Provisional Implant (ГР1) Surgery Kit, имеющие регистрационное удостоверение на медицинское изделие в„– ФСЗ 2010/06643 от 12 августа 2013 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 3750. Код ТН ВЭД России: 9018 49 900 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00211, принятой 02 сентября 2013 года и действительной до 02 сентября 2016 года; наборы инструментов для хирургической стоматологии, имеющие регистрационное удостоверение на медицинское изделие в„– РЗН 2013/1192 от 25 сентября 2013 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (РОСЗДРАВНАДЗОР). Код ОК 005-93 (ОКП): 94 3750. Код ТН ВЭД России: 9018 49 900 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00226, принятой 14 апреля 2013 года и действительной до 14 октября 2016 года; и инструменты режущие стоматологические для установки имплантатов, имеющие регистрационное удостоверение на медицинские изделие в„– ФЗС 2010/07929 от 06 сентября 2013 года, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, код ОК 005-93 (ОКП): 94 3370, Код ТН ВЭД России: 9018 49 900 0, что подтверждается декларацией соответствия, регистрационный номер РОСС 8Е.ИМ40.Д00220, принятой 12 сентября 2013 года и действительной до 12 сентября 2016 года.
Московской таможней было начислен налог на добавленную стоимость в размере 12 121 192,10 рублей.
ООО "Нобель Биокеар Раша" было излишне уплачен налог на добавленную стоимость в размере 12 121 192,10 рублей, что подтверждается представленными заявителем платежными поручениями.
Факт уплаты обществом таможенных платежей в размере 12 121 192,10 рублей, таможенным органом не оспаривается.
При подаче заявления о возврате излишне уплаченного НДС обществом были приложены все документы, предусмотренные частью 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), указанных в регистрационном удостоверении, и кодов ОКП товаров, подлежащих освобождению от налогообложения.
На основании изложенного, вывод судов о несоответствии оспариваемого решения таможенного органа действующему законодательству, является обоснованным.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 мая 2016 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2016 года по делу в„– А40-66724/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------