Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2016 N Ф05-16923/2016 по делу N А41-12254/2016
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, об обязании принять решение о предоставлении земельного участка и предоставить копию такого решения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления отказал обществу в предоставлении участка, так как спорный участок можно реализовать только с торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку процедура предоставления земельного участка нарушена в связи с размещением информации о его предоставлении в официальном издании после формирования земельного участка для общества и постановки его на кадастровый учет, кроме того, установлено, что поступило два обращения относительно предоставления спорного участка в собственность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2016 г. по делу в„– А41-12254/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - акционерного общества "АРМО-Инвест" - Шереметьев С.Е. по дов. от 30.03.2016,
от заинтересованного лица - Администрации Красногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 17 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АРМО-Инвест"
на решение от 19 мая 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 02 сентября 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Бархатовым В.Ю., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-12254/2016,
по заявлению акционерного общества "АРМО-Инвест"
к Администрации Красногорского муниципального района Московской области
об обязании,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области

установил:

акционерное общество "АРМО-Инвест" (далее - общество, АО "АРМО-Инвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
1) признать незаконным полностью отказ в предоставлении в собственность земельного участка площадью 101 +/- 7 кв. м расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское, д. Александровка, содержащийся в письме администрации от 20.01.2016 в„– 1.2.18/234;
2) в целях устранения допущенных нарушений обязать Главу Красногорского муниципального района Московской области:
- в течение пяти дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату в размере 214 000 рублей земельного участка площадью 101 +/- 7 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050403:1249, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения рекреационной зоны", расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское, д. Александровка, и предоставить обществу копию такого решения;
- в недельный срок со дня принятия решения о предоставлении участка направить обществу подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1249.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2016, в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, АО "АРМО-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, считая их незаконными, необоснованными, принятыми с нарушением норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы (с учетом ее дополнения).
Администрация и третье лицо, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, 31.10.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей, не связанных со строительством, земельного участка площадью 101 кв. м, расположенного вблизи деревни Александровка, деревни Бузланово Красногорского муниципального района, смежного с земельными участками, принадлежащим обществу.
Письмом от 25.11.2013 администрация сообщила обществу, что считает возможным формирование земельного участка под заявленные цели на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласовании и утверждения ее в установленном порядке.
Общество 25.12.2013 обратилось в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации от 25.12.2014 в„– 2983/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 101 кв. м на кадастровом плане территории, расположенного в Московской области, Красногорском муниципальном районе, сельском поселении Ильинское, д. Александровка (кадастровый квартал 50:11:0050403). Указанным постановлением устанавливалась категория земельного участка: "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования - "размещение рекреационной зоны".
На основании утвержденной схемы в государственный кадастр недвижимости 12.01.2015 внесены сведения о земельном участке общей площадью 101 кв. м с присвоением ему кадастрового номера 50:11:0050403:1249.
В газете "Красногорские вести" от 05.03.2015 в„– 26-27 размещена следующая публикация: администрация информирует жителей и общественные организации, что предполагается к предоставлению в собственность земельный участок площадью 101 +/- 7 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050403:1249, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения рекреационной зоны", расположенного по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское, д. Александровка.
На данную публикацию откликнулась Коломойцева Е.Э., обратившись с заявлением от 10.03.2015, в котором выразила заинтересованность в земельном участке площадью 101 +/- 7 кв. м с кадастровым номером 50:11:0050403:1249, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения рекреационной зоны" и с указанным месторасположением.
АО "АРМО-Инвест" 11.03.2015 также обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1250.
Письмом от 27.03.2015 администрация сообщила Коломойцевой Е.Э., что предоставление земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050403:1249 будет осуществляться в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса в редакции, действующей до 01.03.2015, без проведения торгов.
Письмом от 20.01.2016 администрация сообщила АО "АРМО-Инвест" о том, что 30.12.2015 вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность общества рассматривался на Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области. По результатам рассмотрения принято решение об отказе в согласовании договора купли-продажи ввиду нарушения порядка, установленного статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем реализовать земельный участок можно реализовать только с торгов (аукциона), и обществу отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Не согласившись с отказом администрации, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из законности оспариваемого отказа и отсутствия доказательств нарушения прав и законных интересов общества действиями администрации.
Так, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), был установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 статьи 34 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (часть 5 статьи 34 Кодекса).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 статьи 34 Кодекса).
В этой связи, как правильно указали суды, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Для того, чтобы определить круг лиц, претендующих на земельный участок, необходимо заблаговременно опубликовать информацию о предстоящем или возможном его предоставлении. Заблаговременно - это либо по инициативе органа местного самоуправления, либо на основании обращения заинтересованного лица, но во всяком случае до того, как будет принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и до постановки этого участка на кадастровый учет.
Указанные выводы судов соответствуют принципам земельного законодательства и не противоречат требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 в„– 4224/10 по делу в„– А76-4758/2009-63-92.
Суды пришли к выводу о том, что в силу указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации администрация, как орган, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, должна была обеспечить все этапы процедуры предоставления земельного участка, однако данная процедура была нарушена, поскольку размещение информации о предоставлении земельного участка в официальном издании Красногорского района произведено только 05.03.2015, то есть после формирования земельного участка для заявителя и постановки его на кадастровый учет.
Более того, судами установлено, что в связи с опубликованием в газете "Красногорские вести" от 05.03.2015 в„– 26-27 объявления о предоставлении указанного земельного участка в период с 05.03.2015 по 05.04.2015 поступило два обращения в адрес Главы Красногорского муниципального района: Коломойцевой Е.Э. (от 10.03.2015) и АО "АРМО-Инвест" (от 11.03.2015), что само по себе исключало предоставление земельного участка по указанной выше процедуре.
В связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01 марта 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акт и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем оспариваемым отказом администрации права и законные интересы заявителя не затрагиваются, а действия администрации по отказу в предоставлении земельного участка соответствуют требованиям закона.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Всем доводам заявителя судами дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02 сентября 2016 года по делу в„– А41-12254/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------