Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.11.2016 N Ф05-13509/2016 по делу N А40-170404/2015
Требование: О признании незаконными действий и уведомления органа Федерального казначейства, обязании вернуть денежные средства.
Обстоятельства: Орган Федерального казначейства принял к производству исполнительный лист о взыскании денежных средств, о чем уведомил орган государственной власти, в связи с чем последний перечислил денежные средства по исполнительному листу.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемые действия и уведомление органа Федерального казначейства не соответствуют положениям законодательства и нарушают права и законные интересы органа государственной власти, так как возлагают на него обязанность по исполнению требований исполнительного документа, должником по которому он не является.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2016 г. по делу в„– А40-170404/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Министерства обороны Российской Федерации: Падериной Ю.С. (дов. в„– 129 от 12.07.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Межрегионального операционного управления Федерального казначейства: Турусиной А.Г. (дов. в„– 95-16-15/10 от 11.01.2016 г.);
от третьего лица ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска: не явились, извещены;
рассмотрев 16 ноября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2015 г.,
дополнительное решение Арбитражного суда города Москвы от 28 марта 2016 г.,
принятые судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г.,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.,
по делу в„– А40-170404/2015
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства (ОГРН 1117746430570; 109240, г. Москва, ул. В. Радищевская, д. 11, стр. 1)
о признании незаконными действий,
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском округе города Мурманска (ОГРН 1025100860883; 183034, г. Мурманск, ул. Лобова, д. 9),

установил:

вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 28 января 2013 г. по делу в„– А42-7820/2012 с ФБУ "Войсковая часть 87385" в пользу Главного управления - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска взысканы пени в размере 2 134 руб. 59 коп.
14 февраля 2013 г. Арбитражным судом Мурманской области выдан исполнительный лист серии АС в„– 003119835, который предъявлен в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 16 июля 2015 г.
Уведомлением от 20 июля 2015 г. в„– УПЛ-15-8522 Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства уведомило Министерство обороны Российской Федерации о поступлении исполнительного документа.
Указанное уведомление получено Министерством обороны Российской Федерации 21 июля 2015 г.
Платежным поручением от 16 октября 2015 г. в„– 408995 Министерство обороны Российской Федерации перечислило денежные средства в размере 2 134 руб. 59 коп., исполнив в полном объеме требования исполнительного документа серии АС в„– 003119835.
Считая свои права нарушенными, Министерство обороны Российской Федерации в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства о признании незаконными действий, выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС в„– 003119835 от 14 февраля 2013 г. к исполнению, о признании незаконным уведомления о поступлении исполнительного документа от 20 июля 2015 г. в„– УПЛ-15-8522 и обязании Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 2 134 руб. 59 коп. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2016 г., дополнительным решением Арбитражного суда города Москвы от 28 марта 2016 г., оставленными без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в заседании кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Межрегионального операционного управления Федерального казначейства возражал против ее удовлетворения.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Мурманска в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов, как принятых при неправильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что сама по себе государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения, в связи с чем оснований для возврата исполнительного листа на взыскание присужденной денежной суммы не имелось.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Подпунктом "б" пункта 90 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 г. в„– 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" дополнен пункт 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации абзацем 4, которым предусмотрено такое основание для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, как отсутствие в соответствующем органе Федерального казначейства лицевого счета должника.
Согласно пункту 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22 сентября 2008 г. в„– 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09 декабря 2008 г. в„– 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника, орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Как установлено судами, должником по исполнительному листу Арбитражного суда Мурманской области серии АС в„– 003119835 от 14 февраля 2013 г. является Федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 87385, лицевые счета которого не открыты в органах федерального казначейства.
Министерством обороны Российской Федерации исполнены требования исполнительного документа в полном объеме.
Данных о том, что исполнение требований по исполнительному листу Арбитражного суда Мурманской серии АС в„– 003119835 от 14 февраля 2013 г. возложено на Министерство обороны Российской Федерации материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что оспариваемые действия и уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации, поскольку возлагают обязанность по исполнению требований исполнительного документа, должником по которому не является, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось.
В качестве способа устранения нарушенных прав Министерство обороны Российской Федерации просило обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 2 134 руб. 59 коп. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Судами установлено, что платежным поручением от 16 октября 2015 г. в„– 408995 Министерство обороны Российской Федерации перечислило денежные средства в размере 2 134 руб. 59 коп., исполнив в полном объеме требования исполнительного документа серии АС в„– 003119835.
Учитывая данные обстоятельства, суд кассационной инстанции полагает, что избранный способ приведет к восстановлению нарушенных прав Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 22 декабря 2015 г., дополнительное решение Арбитражного суда города Москвы от 28 марта 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 г. по делу в„– А40-170404/2015 отменить.
Признать незаконными действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии АС в„– 003119835 от 14 февраля 2013 г. к исполнению.
Признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства о поступлении исполнительного документа от 20 июля 2015 г. в„– УПЛ-15-8522.
Обязать Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть денежные средства в размере 2 134 руб. 59 коп. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Проверено на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------