Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2016 N Ф05-4516/2016 по делу N А41-90545/15
Требование: О признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Обстоятельства: В связи с необходимостью получения разрешения на реконструкцию нефтепровода общество обратилось в орган исполнительной власти с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. В выдаче плана ему было отказало со ссылкой на то, что в силу ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется только на основании проекта планировки и проекта межевания территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку отказ не соответствует нормам действующего законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. по делу в„– А41-90545/15

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Транснефть-Верхняя Волга": Осташкина Н.А. (дов. в„– 21-19/710 от 09.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства строительного комплекса Московской области: Акопяна Р.Р. (дов. в„– 193 от 30.12.2015 г.);
от третьего лица Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев 28 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 г.,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 г.,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Иевлевым П.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-90545/15
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Верхняя Волга" (ОГРН 1025203014748; 603950 г. Нижний Новгород, пер. Гранитный, д. 4/1)
к Министерству строительного комплекса Московской области (ОГРН 1125024004973, 143402, Московская область, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1)
о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка,
третьи лица: Администрация Раменского муниципального района (1025005120073, 140102, Московская область, г. Раменское, ул. Комсомольская, д. 2), Администрация сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области,

установил:

акционерное общество "Транснефть-Верхняя Волга" (далее - АО "Транснефть-Верхняя Волга", общество, заявитель) является собственником сооружения - нефтепровод, назначение: коммуникационное, протяженностью 880,9 км, адрес объекта: Нижегородская область, Московская область, Владимирская область, Ярославская область, г. Москва, Рязанская область, участок магистрального нефтепровода (Горький - Рязань 1, Горький - Рязань 2, Рязань - Москва, Ярославль - Москва), соор. 3, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 30 декабря 2009 г., выданного взамен свидетельства от 03 декабря 2002 г.
В связи с необходимостью получения разрешения на реконструкцию указанного существующего объекта недвижимости, АО "Транснефть-Верхняя Волга" 26 августа 2015 г. обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ) в виде отдельного документа.
Письмом от 02 сентября 2015 г. Министерство строительного комплекса Московской области отказало заявителю в выдаче ГПЗУ со ссылкой на то, что в силу части 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется только на основании проекта планировки и проекта межевания территории.
Считая свои права нарушенными, АО "Транснефть-Верхняя Волга" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, изложенного в письме от 02 сентября 2015 г., и обязании Министерство строительного комплекса Московской области выдать АО "Транснефть-Верхняя Волга" градостроительный план земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Раменского муниципального района, Администрация сельского поселения Константиновское Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство строительного комплекса Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Транснефть-Верхняя Волга" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства строительного комплекса Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Транснефть-Верхняя Волга" против ее удовлетворения возражал.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Градостроительный кодекс РФ отнес градостроительный план земельного участка к документации по планировке территории (часть 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 статьи 46 Кодекса, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. в„– 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 31 декабря 2015 г., а применительно к городу федерального значения Москве до 31 декабря 2016 г. в отношении земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации. В случае, если подготовка проектной документации линейного объекта осуществлялась на основании градостроительного плана земельного участка, для выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод линейного объекта в эксплуатацию застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления градостроительный план земельного участка. При этом разработка и предоставление проекта планировки территории, предусматривающего размещение линейного объекта, и проекта межевания территории не требуются, правила пункта 2 части 11 статьи 51 и пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части проверки соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям проекта планировки территории, требованиям проекта межевания территории не применяются, а уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку соответствия проектной документации линейного объекта и построенного, реконструированного, отремонтированного линейного объекта требованиям градостроительного плана земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что отказ Министерства строительного комплекса Московской области в выдаче градостроительного плана земельного участка на основании того, что подготовка проектной документации линейного объекта осуществляется исключительно на основании проекта планировки и проекта межевания территории, не соответствует вышеприведенным положениям законодательства.
Судами также принято во внимание, что ГПЗУ запрошен обществом в целях реконструкции уже имеющегося линейного объекта, местонахождение которого на земельном участке, в границах обозначенного в заявлении общества кадастрового квартала, министерству известно.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам и основаны на положениях действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А41-90545/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 г. и постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2016 г. по настоящему делу, введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2016 г.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------