Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2016 N Ф05-5153/2016 по делу N А41-55302/15
Требование: Об отмене постановления органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка.
Обстоятельства: На основании постановления заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о постановке участка на кадастровый учет. Кадастровый учет был приостановлен.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку принятие постановления повлекло невозможность постановки на кадастровый учет участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю, а также невозможность предоставления заявителю участка для указанных им целей, процедура образования участка, проведенная путем утверждения схемы расположения участка за счет уже существующего участка, противоречит ст. 11.2 Земельного кодекса РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. по делу в„– А41-55302/15

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ИП Бочарова С.Н.: Бочарова С.Н. (лично, паспорт), Шанхаева С.В. (дов. от 16.05.2013 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области: Сухининой Е.С. (дов. в„– исх-6822 от 22.12.2015 г.), Пономаря В.Е. (дов. в„– исх-6821 от 22.12.2015 г.);
от третьего лица МП "Лосино-Петровский Комплекс Тепловодоснабжения": не явились, извещены,
рассмотрев 28 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-55302/15
по заявлению индивидуального предпринимателя Бочарова Сергея Николаевича (ОГРИП 304505033700076; 141171, Московская область, Щелковский район, п. Минино, ул. Новая, д. 16)
к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский (ОГРН 1035010208441;141150, Московская область, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 3)
о признании недействительным постановления в„– 17 от 19 января 2015 г.,
третье лицо: Муниципальное предприятие "Лосино-Петровский Комплекс Тепловодоснабжения",

установил:

вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 25 ноября 2013 г. по делу в„– А41-24531/13 признано незаконным бездействие Главы городского округа Лосино-Петровский Московской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Бочарову Сергею Николаевичу (далее - ИП Бочаров С.Н.) земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 8б, с расположенным на нем зданием - торговым павильоном площадью 40,3 кв. м; признано незаконным бездействие Главы городского округа Лосино-Петровский Московской области, выразившееся в неутверждении и невыдаче в установленный законом срок схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории. Суд обязал Главу городского округа Лосино-Петровский Московской области принять решение о предоставлении в собственность ИП Бочарову С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 8б, с расположенным на нем зданием - торговым павильоном площадью 40,3 кв. м, а также утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, и в двухнедельный срок после получения кадастрового паспорта земельного участка направить ИП Бочарову С.Н. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 8б, с расположенным на нем зданием - торговым павильоном общей площадью 40,3 кв. м.
Во исполнение вышеназванного судебного акта Администрацией муниципального образования городской округ Лосино-Петровский (далее - Администрация, ответчик) было принято постановление от 19 января 2015 г. в„– 17 об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка площадью 50 кв. м по указанному выше адресу.
На основании указанного постановления ИП Бочаров С.Н. обратился в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области) с заявлением в„– 50-0-1-43/3002/2015-953 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка, расположенного по адресу Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 8-н.
08 июня 2015 года ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области было принято решение о приостановлении кадастрового учета в связи с наличием следующих обстоятельств:
- одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает границы другого земельного участка с кадастровым номером 50: 14: 0060113:1024;
- имеются противоречивые сведения в части указания обременения между сведениями, содержащимися в постановлении администрации от 19 января 2015 г. в„– 17 и сведениями, содержащимися в электронном межевом деле;
- вид разрешенного использования земельного участка, заявленного для кадастрового учета, не соответствует Приказу Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 г. в„– 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования".
Считая свои права нарушенными, ИП Бочаров С.Н. обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский о признании недействительным постановления от 19 января 2015 г. в„– 17 "Об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное предприятие "Лосино-Петровский Комплекс Тепловодоснабжения".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным постановление Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области от 19 января 2015 г. в„– 17 "Об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения земельного участка".
В кассационной жалобе Администрация муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции отменить, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. ИП Бочаров С.Н. против ее удовлетворения возражал.
Представитель Муниципального предприятия "Лосино-Петровский Комплекс Тепловодоснабжения" в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Подпунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует нормам действующего земельного и градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку принятие оспариваемого постановления повлекло невозможность постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, а также невозможность предоставления ИП Бочарову С.Н. этого участка для указанных им целей; процедура образования земельного участка для целей, не связанных со строительством, проведенная Администрацией путем утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судом апелляционной инстанции принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 50:14:0060113:1024 имеет площадь 2 440 кв. м, вид разрешенного использования "под сооружением канализационной системы (канализационный коллектор)", находится в собственности муниципального образования г.о. Лосино-Петровский Московской области, образован Администрацией после вступления в законную силу судебного акта по делу в„– А41-24531/13.
Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Администрация указывает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, т.к. спор о праве между заявителем и Администрацией не может быть разрешен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку по настоящему делу оспаривается постановление Администрации, изданное во исполнение вступившего в законную силу решения суда по делу в„– А41-24531/13.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не может служить основанием для отмены судебного акта, поскольку обязанность принять решение о предоставлении в собственность ИП Бочарову С.Н. земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 8б, с расположенным на нем зданием - торговым павильоном площадью 40,3 кв. м, а также утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, и в двухнедельный срок после получения кадастрового паспорта земельного участка направить ИП Бочарову С.Н. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, г. Лосино-Петровский, ул. Ленина, д. 8б, с расположенным на нем зданием - торговым павильоном общей площадью 40,3 кв. м, предусмотрена судебным актом по делу в„– А41-24531/13.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А41-55302/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------