Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2016 N Ф05-8290/2015 по делу N А41-45121/14
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в невключении нежилого помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку оспариваемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. по делу в„– А41-45121/14

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "КАШИРСКИЙ МОЛЛ": Абрамова А.В. (дов. от 10.03.2016 г.), Байковой О.С. (дов. в„– 10 от 11.03.2016 г.), Елисеевой М.А. (дов. в„– 13 от 01.03.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Министерства имущественных отношений Московской области: Гусевой М.Н. (дов. в„– 7 от 11.01.2016 г.);
от третьего лица МИФНС России в„– 14 по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 26 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 г.,
принятое судьей Васильевой Е.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-45121/14
по заявлению акционерного общества "Каширский молл" (ОГРН 1075003007650; 142715, Московская область, Ленинский район., пос. совхоза им. Ленина, 24 км. МКАД, владение 1)
к Министерству имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, пр-кт. Юбилейный, д. 54)
о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 14 по Московской области (ОГРН 1045012250029, 142700, Московская область, г. Видное, ул. Заводская, д. 22А)

установил:

акционерное общество "Каширский молл" (далее - АО "Каширский молл", общество, заявитель) является собственником нежилого помещения общей площадью 382 049,7 кв. м с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 (условный номер 50-50-21/143/2012-169), расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. совхоза им. Ленина, 24 км МКАД, владение 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2013 г. серии 50-АДв„– в„– 151887.
Указанное помещение является частью здания торгово-развлекательного комплекса "VEGAS", которое включает в себя, помимо названного, помещение площадью 5 878,6 кв. м с кадастровым номером 50:21:0000000:28261, также находящееся в собственности общества.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области (далее - заинтересованное лицо) от 20 декабря 2013 г. в„– 1631 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
12 мая 2014 г. АО "Каширский молл" направило в адрес Министерства имущественных отношений Московской области письмо в„– 141, в котором предоставило информацию о наличии в собственности заявителя помещений, соответствующих в силу налогового законодательства критериям для признания их объектами, в отношении которых налоговая база должна определяться как кадастровая стоимость и которые должны быть включены в Перечень.
Поскольку ответа на указанное обращение от Министерства имущественных отношений Московской области не поступило, АО "Каширский молл", обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области со следующими требованиями:
- признать нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 подлежащим включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 г. в„– 1631);
- признать бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное во невключении нежилого помещения в кадастровым номером 50:21:0000000:28262 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 г. в„– 1631) незаконным с 20 декабря 2013 г.;
- обязать Министерство имущественных отношений Московской области включить нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:00000000:28262 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (определен Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 г. в„– 1631), направить измененный Перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения помещения с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети Интернет;
- признать бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в непредставлении ответа на письмо АО "Каширский молл" от 12 мая 2014 г. в„– 141, незаконным и обязать Министерство имущественных отношений Московской области дать АО "Каширский молл" письменный ответ по существу поставленных в письме от 12 мая 2014 г. в„– 141 вопросов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы в„– 14 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г., требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в непредставлении ответа на письмо АО "Каширский молл" от 12 мая 2014 г. в„– 141, и обязании Министерство имущественных отношений Московской области дать АО "Каширский молл" письменный ответ по существу поставленных в письме от 12 мая 2014 г. в„– 141 вопросов. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2015 г. решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2015 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 апреля 2015 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что как следует из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08 июля 2014 г. в„– 15-00964/14, согласно сведениям, предоставленным органом кадастрового учета, объект недвижимости с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 учтен в государственном кадастре недвижимости 10 декабря 2012 г. со следующими характеристиками: вид объекта - помещение, назначение - нежилое, площадь - 382 049, 7 кв. м; кадастровая стоимость спорного нежилого помещения определена органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки (по состоянию на 01 августа 2012 г.) и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. в„– 113, на основе результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства от 18 апреля 2013 г. в„– 476, и составила 11 522 844 361 руб. 32 коп. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости 19 ноября 2013 г.
При таком положении на дату определения Перечня (20 декабря 2013 г.) спорное помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 было учтено (10 декабря 2012 г.) в государственном кадастре объектов недвижимости с присвоением кадастрового номера, и сведения о его кадастровой стоимости внесены 19 ноября 2013 г. в ГКН в установленном законом порядке.
Делая выводы о том, что требования заявителя фактически касаются изменения содержания нормативного правового акта, которым является Распоряжение Министерства от 20 декабря 2013 г. в„– 1631, определившее Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, суды не учли, что Перечень, определенный указанным Распоряжением от 20 декабря 2013 г. в„– 1631, по содержанию не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку пункты данного перечня (с 1 по 3211) относятся к различным правообладателям объектов недвижимости и не касаются прав и обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов, в силу чего оспариваемый Перечень Министерства рассчитан на однократное применение.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, дать надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, касающимся вопроса постановки на кадастровый учет объекта недвижимости АО "Каширский молл" и наличия права на включение помещения с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 в Перечень; в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор и распределить судебные расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 г., заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным с 20 декабря 2013 г. бездействия Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное во в не включении нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенных Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 г. в„– 1631. Суд обязал Министерство имущественных отношений Московской области включить в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенных Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20 декабря 2013 г. в„– 1631 нежилое помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262, направить измененный Перечень в электронной форме в налоговый орган по месту нахождения указанного нежилого помещения и разместить его на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области в сети Интернет. Также признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Московской области, выраженное в непредставлении ответа на письмо АО "Каширский молл" от 12 мая 2014 г. в„– 141. Суд обязал Министерство имущественных отношений Московской области дать АО "Каширский молл" письменный ответ по существу поставленных в письме от 12 мая 2014 г. в„– 141 вопросов. В остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу АО "Каширский молл" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Отзыв на кассационную жалобу от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Московской области не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель Министерства имущественных отношений Московской области поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель АО "Каширский молл" против ее удовлетворения возражал.
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 14 по Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 указанного Кодекса.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом судами установлено, что АО "Каширский молл" является собственником нежилого помещения общей площадью 382 049,7 кв. м с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 (условный номер 50-50-21/143/2012-169), расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. совхоза им. Ленина, 24 км МКАД, владение 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 января 2013 г. серии 50-АД в„– 151887.
Указанное помещение является частью здания торгово-развлекательного комплекса "VEGAS" с кадастровым номером 50:21:0000000:4914, которое включает в себя, помимо названного, помещение площадью 5878,6 кв. м с кадастровым номером 50:21:0000000:28261, также находящееся в собственности общества.
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРП, кадастровым паспортом на помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:2826 подтверждено соответствие его требованиям, предусмотренным подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На дату определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (20 декабря 2013 г.), спорное помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 было учтено (10 декабря 2012 г.) в государственном кадастре объектов недвижимости с присвоением кадастрового номера, и наличием сведений о его кадастровой стоимости с 19 ноября 2013 г.
Таким образом, помещение с кадастровым номером 50:21:0000000:28262 подлежало включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Распоряжением Министерства имущества Московской области от 20 декабря 2013 г. в„– 1631.
Судами также указано, что спорный Перечень по содержанию не отвечает критериям нормативного правового акта, поскольку его пункты относятся к различным правообладателям объектов недвижимости и не касаются прав и обязанностей неопределенного круга хозяйствующих субъектов, в силу чего данный акт рассчитан на однократное применение.
Дополнение изменения Перечня допускается самим Минимуществом, о чем свидетельствуют Распоряжения Минмособлимущества от 10 февраля 2015 г. в„– 12ВР-130, от 02 июля 2015 г. в„– 12ВР-1057, от 13 апреля 2015 г. в„– 12ВР-577.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 13 октября 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А41-45121/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------