Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.04.2016 N Ф05-5013/2016 по делу N А40-155505/15
Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, так как нарушения СНиП 12-03-2001 и РД-11-02-2006 не образуют объективную сторону правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2016 г. по делу в„– А40-155505/15

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ТелекомСвязьПроект": Зайцевского А.А. (дов. в„– 0001 от 11.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Уральского управления Ростехнадзора: не явились, извещены;
рассмотрев 21 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2015 г.,
принятое судьей Ласкиным Л.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2016 г.,
принятое судьями Поповым В.И., Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу в„– А40-155505/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТелекомСвязьПроект" (ОГРН 1087746612645; 129128, г. Москва, ул. Бажева, д. 8)
к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1096671008345; 620144, г. Екатеринбург, ул. Большакова, д. 97)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении в„– 12-01-25-15 от 07 июля 2015 г.,

установил:

в период с 03 июня 2015 г. по 05 июня 2015 г. на основании распоряжения Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, административный орган, ответчик) в„– Св-2102-р от 15 мая 2015 г., уведомления в„– 12-481С(У) от 26 мая 2015 г., программы проверок в„– 12-481С в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТелекомСвязьПроект" (далее - ООО "ТелекомСвязьПроект", общество, заявитель) проведена выездная проверка по объекту капитального строительства "Строительство сети цифрового наземного телевизионного вещания Свердловской области (I - VI этапы). Строительство сети цифрового наземного телевизионного вещания Свердловской области (III этап). РТПС СЦНТВ Карпинск" по адресу: Свердловская область, город Карпинск в 10 м на юго-восток от дома в„– 5 по ул. Комсомольская.
В ходе проведения проверки должностными лицами Ростехнадзора были выявлены следующие нарушения ООО "ТелекомСвязьПроект":
- строительная площадка организована с нарушением требований ППР, на строительной площадке нет ограждения строительной площадки, бытовых помещений для рабочих, биотуалета, емкости для воды, чистки колес автотранспорта, пожарного щита с оборудованием ППБ и контейнера под мусор, чем нарушены требования статьи 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон в„– 384-ФЗ), пункт 6.1.5 СНиП 12-03-2001, ППР.
- В акте освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в„– 1 нет подписи представителя лица, выполняющего работы по созданию геодезической разбивочной основы, чем нарушены требования пункта 3 части 1, части 7 статьи 39 Закона в„– 384-ФЗ, пункт 5.1 РД-11-02-2006.
- В акте разбивки осей объекта капитального строительства на местности в„– 2 от 01 октября 2014 г. нет подписи застройщика-заказчика, чем нарушены требования пункта 3 части 1, части 7 статьи 39 Закона в„– 384-ФЗ, пункта 5.2 РД-11-02-2006.
- В акте отрывки котлована и проверки качества грунта в„– 3 от 10 октября 2014 г. нет подписи эксперта геодезиста и эксперта геолога, чем нарушены требования пункта 3 части 1, части 7 статьи 39 Закона в„– 384-ФЗ, пункта 5.3 РД-11-02-2006.
- В исполнительной схеме геодезической разбивочной основы, в исполнительной схеме армирования и установки закладных, в исполнительной схеме фундаментов нет подписей геодезиста, прораба, гл. инженера, чем нарушены требования пункта 3 части 1, части 7 статьи 39 Закона в„– 384-ФЗ, пункта 6 РД11-02-2006.
- В актах освидетельствования скрытых работ в„– 8/1 от 14 ноября 2014 г., в„– 8/2 от 19 ноября 2014 г., в„– 8/3 от 19 ноября 2014 г., в„– 8/4 от 27 ноября 2014 г., в„– 9 от 01 декабря 2014 г., в„– 10 от 03 декабря 2014 г., в„– 11 от 24 декабря 2014 г., в„– 13 от 2014 г., в акте по устройству фундаментов в„– 14 от 2014 г., в акте приемки ответственных конструкций в„– 12 нет подписей застройщика-заказчика и геодезиста эксперта, чем нарушены требования пункта 3 части 1, части 7 статьи 39 Закона в„– 384-ФЗ, пункта 5.3 РД11-02-2006.
- В акте передачи фундаментов под монтаж в„– 15 от 2014 г. нет подписей застройщика- заказчика, геодезиста эксперта и представителя принимающего фундамент под монтаж башни, чем нарушены требования пункта 3 части 1, части 7 статьи 39 Закона в„– 384-ФЗ, пункта 5.3 РД11-02-2006.
По результатам проверки составлен акт проверки в„– 12-481С-1.3-07-13 (15) от 05 июня 2015 г. и выдано предписание в„– 12-481С-1.3-07-13 (15)(П) от 05 июня 2015 г.
На основании полученных данных 11 июня 2015 г. в отношении ООО "ТелекомСвязьПроект" составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
Постановлением Ростехнадзора по делу об административном правонарушении в„– 12-01-25-15 от 07 июля 2015 г. ООО "ТелекомСвязьПроект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "ТелекомСвязьПроект" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Ростехнадзору о признании его незаконным.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2015 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Ростехнадзор просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "ТелекомСвязьПроект" не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ТелекомСвязьПроект" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представитель Уральского управления Ростехнадзора в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, материалы инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.
В силу части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. в„– 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) определено, что технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно статье 5.1 указанного закона особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Законом в„– 384-ФЗ, который принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона в„– 384-ФЗ безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований названного Закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 названного Закона перечни, или требований специальных технических условий.
Документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Закона в„– 384-ФЗ установлены статьей 6.
В силу статьи 6 Закона в„– 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона в„– 384-ФЗ, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. в„– 1047-р.
Действия, связанные с нарушением требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и определена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие в действиях ООО "ТелекомСвязьПроект" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, поскольку нарушения СНиП 12-03-2001 и РД-11-02-2006 не образуют объективную сторону правонарушения.
При этом суды исходили из тех обстоятельств, что только СНиП 12-03-2001 включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона в„– 384-ФЗ, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. в„– 1047-р.
Между тем, на дату принятия обжалуемого постановления, распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. в„– 1047-р, которым утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил и в который входил документ, указанный в пункте 1 обжалуемого постановления, признан утратившим силу с 01 июля 2015 г., в связи с принятием 26 декабря 2014 г. Постановления Правительства Российской Федерации в„– 1521.
Из указанного Постановления Правительства Российской Федерации в„– 1521 от 26 декабря 2014 г. следует, что с 01 июля 2015 г. СНиП 12-03-2001 не является обязательным документом в области стандартизации, в результате применения которого обеспечивается соблюдение требований Федерального закона в„– 384-ФЗ и соответственно Федерального закона в„– 184-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что в силу пункта 2 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы (протеста) возможно только в том случае, если не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2016 г. по делу в„– А40-155505/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------