Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.12.2016 N Ф05-17232/2016 по делу N А41-16580/2016
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в неисполнении обязанности по публикации информации о предоставлении земельного участка, обязании опубликовать информацию.
Обстоятельства: Предприниматель ссылается на то, что в результате незаконного бездействия органа местного самоуправления нарушены его права и законные интересы.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку органом местного самоуправления нарушена установленная на момент обращения процедура предоставления земельного участка, так как информация о возможном предоставлении спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством, не была размещена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2016 г. по делу в„– А41-16580/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ИП Брусенцов Ю.В. - Брусенцов Ю.В. личность удостоверена, паспорт,
от заинтересованного лица: Администрация Истринского мун. района МО - извещено, представитель не явился,
от третьих лиц: Минимущество МО - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 08 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Истринского мун. района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 25 мая 2016 года,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 05 августа 2016 года,
принятое судьями Диаковской Н.В., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ИП Брусенцова Ю.В.
о признании незаконным бездействия Администрации Истринского мун. района МО
третье лицо Министерство имущественных отношений МО

установил:

ИП Брусенцов Юрий Валерьевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия администрации Истринского муниципального района Московской области (далее - администрация), выразившееся в неисполнении обязанности по публикации информации о предоставлении земельного участка площадью 555 кв. м, местоположением: Московская обл., Истринский р-н, г/п Дедовск, ул. Железнодорожная; обязании администрацию опубликовать информацию о предоставлении данного земельного участка в газете "Истринские вести".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2016 года, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия Администрации Истринского муниципального района Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности по публикации информации о предоставлении земельного участка площадью 555 кв. м, местоположением Московская область, Истринский район, г/п Дедовск, ул. Железнодорожная. Суд обязал Администрацию Истринского муниципального района Московской области опубликовать информацию о предоставлении земельного участка площадью 555 кв. м, местоположением Московская область, Истринский район, г/п Дедовск, ул. Железнодорожная, в газете "Истринские вести".
В то же время прекращено производство по требованиям о признании незаконным бездействия Администрации Истринского района Московской области, выразившееся в неисполнении обязанности по включению в Постановление в„– 1238/4 от 3 апреля 2015 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" сведений о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка площадью 555 кв. м, местоположением Московская область, Истринский район, г/п Дедовск, ул. Железнодорожная, и об обязании Администрации Истринского района Московской области включить в Постановление в„– 1238/4 от 3 апреля 2015 года "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" сведений о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка площадью 555 кв. м, местоположением Московская область, Истринский район, г/п Дедовск, ул. Железнодорожная.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что публикация информации о возможном предоставлении должна одновременно соответствовать двум обязательным требованиям: процедура предоставления земельного участка соответствует Земельному кодексу Российской Федерации; вид разрешенного использования соответствует Приказу Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года в„– 540. Суды первой и апелляционной инстанций не обоснованно установили обязанность по опубликованию информации о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании предприниматель возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Администрация Истринского мун.района МО, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.fasmo.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru, своих представителей в суд не направила. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без ее участия.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, ИП Брусенцов Ю.В. обратился в 2014 году с заявлением о предоставлении земельного участка под автостоянку в порядке, определенном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Схема расположения спорного земельного участка была утверждена апреля 2015 года. Вместе с тем с 01 марта 2015 года статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации утратили силу (Федеральный закон от 23 июня 2014 в„– 171-ФЗ). С 1 марта 2015 изменился порядок предоставления земельных участков в собственность. Случаи, при которых допускается заключение договора купли-продажи без проведения торгов, предусмотрены статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что со стороны администрации, не разместившей в установленные законом порядке и сроки информации населения о предстоящем предоставлении земельного участка, имеет место незаконное бездействие, в результате чего нарушаются права и законные интересы ИП Брусенцова Ю.В., предприниматель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого бездействия нормам законодательства.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу положений пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (действующего на момент обращения) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Исходя из содержания пунктов 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
При этом в указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу положений пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Как установлено судами, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2014 года по делу в„– А41-37704/14, оставленным без изменения судом кассационной инстанции признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в неутверждении и невыдаче ИП Брусенцову Ю.В. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению от 15 мая 2014 года. На администрацию возложена обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по заявлению.
Постановлением Администрации Истринского муниципального района Московской области от 03 апреля 2015 года в„– 123-8/4 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 555 кв. м, местоположением Московская область, Истринский район, городское поселение Дедовск, город Дедовск, улица Железнодорожная.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 января 2016 года по делу в„– А41-79946/15 в удовлетворении заявления предпринимателя о признании незаконным отказа администрации от 29 июля 2015 года в„– 24-6109 выдать постановление о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка, и обязании администрацию подготовить проект такого постановления, передаче его на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области, отказано.
При этом суд исходил из того, что администрацией нарушена установленная на момент обращения процедура предоставления земельного участка, поскольку публикация населения о возможном предоставлении спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством не была размещена.
Между тем, копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
Следовательно, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Таким образом, опубликование сообщения о передаваемых в аренду (собственность) земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Указание на обязанность администрации осуществить публикацию о предстоящем предоставлении земельного участка также содержится в Положении "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для целей не связанных со строительством на территории Истринского муниципального района", утвержденном решением Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 30 ноября 2009 года в„– 11/7.
Пунктом 2.2 Положения гласит: "В случае принятия Комиссией при администрации Истринского муниципального района по координации земельный отношений на территории района решения о возможности дальнейшего рассмотрения заявления, в целях соблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, информация о предоставлении земельного участка заявителю публикуется органом местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации газете "Истринские вести".
На основании изложенного, вывод судов о несоответствии оспариваемого бездействия администрации нормам законодательства, действующим в момент обращения предпринимателя, является обоснованным. Бездействие (действия) проверяются судом на соответствие требованиям законодательства, действующего на момент их совершения, в связи с чем, судами при рассмотрении настоящего спора правильно применены нормы Земельного кодекса Российской Федерации, действующего на момент обращения предпринимателя с требованием о предоставлении земельного участка.
Кроме того, судом кассационной инстанции принято во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения кассационной жалобы во исполнение решения суда информация опубликована.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2016 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2016 года по делу в„– А41-16580/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------