Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2016 N Ф05-18551/2016 по делу N А41-14441/16
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка, обязании заключить договор.
Обстоятельства: Основанием для отказа явилось отсутствие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка, что не позволяет предоставить участок без проведения торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обжалуемый отказ мотивирован изменением законодательства, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, обществом не представлено, а факт подписания акта о выборе земельного участка не свидетельствует о принятии такого решения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. по делу в„– А41-14441/16

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "КБ Траксервис": Белоусова Г.Н. - ген. директора (приказ в„– 2 от 15.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления земельных отношений Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 06 декабря 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2016 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2016 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-14441/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КБ Траксервис" (ОГРН 1105040007247; 140167, Московская область, Раменский район, с. Ульянино, магазин "Сделай сам")
к Администрации Раменского муниципального района Московской области (ОГРН 1025005120073; 140102, Московская область, г. Раменское, ул. Комсомольская, д. 2)
о признании незаконным отказа и об обязании заключить договор аренды земельного участка,
третье лицо: Управление земельных отношений Раменского муниципального района Московской области,

установил:

в ноябре 2013 г. общество с ограниченной ответственностью "КБ Траксервис" (далее - ООО "КБ Траксервис", общество, заявитель) обратилось в Администрацию с.п. Ганусовское Раменского района с заявлением о выделении земельного участка площадью 4 900 кв. м под автостоянку автомобилей и строительства здания автосервиса по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Ганусовское, пос. Ганусово.
В письме от 02 декабря 2013 г. Администрация с.п. Ганусовское Раменского района ходатайствовала перед Администрацией Раменского муниципального района Московской области (далее - Администрация, ответчик) об утверждении схемы расположения испрашиваемого обществом земельного участка.
В январе 2014 года проведен выбор земельного участка, составлен Акт выбора.
28 апреля 2014 г. Администрацией издано постановление об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 4 900 кв. м на кадастровом плане территории по адресу: Раменский район, с.п. Ганусовское, пос. Ганусово.
16 октября 2014 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:23:0050117:801, площадью 4 900 кв. м, вид разрешенного использования "обслуживание автотранспорта".
В декабре 2015 г. общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Письмом от 03 февраля 2016 г. в„– 217 Администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка в аренду, ссылаясь на отсутствие решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка, что не позволяет предоставить участок без проведения торгов в соответствии с законодательством, вступившим в силу с 01 марта 2015 года.
Считая свои права нарушенными, ООО "КБ Траксервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 50:23:005117:801, площадью 4 900 кв. м, категория земель-земли населенных пунктов, разрешенное использование-обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Ганусовское, пос. Ганусово, выраженного в письме Управления земельных отношений Раменского муниципального района Московской области и обязании Администрацию заключить с заявителем долгосрочный договор аренды указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных отношений Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2016 г., заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Администрации Раменского муниципального района Московской области в предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка с кадастровым номером 50:23:005117:801, площадью 4 900 кв. м категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Ганусовское, пос. Ганусово, выраженный в письме Управления земельных отношений Раменского муниципального района Московской области. Суд обязал Администрацию Раменского муниципального района Московской области заключить с ООО "КБ Траксервис" долгосрочный договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:23:005117:801, площадью 4 900 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - обслуживание автотранспорта, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, с.п. Ганусовское, пос. Ганусово.
В кассационной жалобе Управление земельных отношений Раменского муниципального района просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку акт выбора в установленном порядке не утверждался.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "КБ Траксервис" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители Администрации Раменского муниципального района Московской области и Управления земельных отношений Раменского муниципального района в заседание суда кассационной инстанции не явились.
От Управления земельных отношений Раменского муниципального района поступило заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя, в котором также поддержаны доводы кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что имеются основания для предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка ему в аренду, поскольку в 2014 году на основании заявления ООО "КБ Траксервис" Администрацией был произведен выбор земельного участка (комиссией), участок поставлен на кадастровый учет, и вынесено постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории Между тем, судами не учтено следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 01 марта 2015 г., признаны утратившими силу статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 вышеназванного закона до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, и возможность предоставления земельных участков в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после 01 марта 2015 г. не предусмотрена.
Принимая во внимание, что обжалуемый отказ Администрации датирован 03 февраля 2016 г. и мотивирован изменением законодательства, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для признания его незаконным у судов не имелось.
В материалах дела отсутствует решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
При этом факт подписания акта о выборе земельного участка не свидетельствует о принятии такого решения.
Указывая, что Администрацией допущено длительное нарушение прав и законных интересов заявителя, суды приняли во внимание, что первоначальное заявление подано обществом в 2010 году, однако бездействие Администрации, связанное с рассмотрением данного заявления, не признано судом незаконным.
Оспариваемый по настоящему делу отказ Администрации от 03 февраля 2016 г. принят на основании обращения общества от 29 декабря 2015 г.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2016 г. по делу в„– А41-14441/16 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------