Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2016 N Ф05-18601/2016 по делу N А40-18090/16
Требование: О признании незаконными решения и действий таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенным органом обществу отказано в регистрации декларации и в выпуске товара в связи с отсутствием платежного документа, подтверждающего внесение таможенных сборов за таможенные операции.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт несоблюдения обществом условий, предусмотренных пп. 5 п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза , подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2016 г. по делу в„– А40-18090/16

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" Марушкиной Е.И. по доверенности от 14 декабря 2015 года
от заинтересованного лица Центральной энергетической таможни Джафарова А.Д. по доверенности от 11 января 2016 года
от третьего лица от конкурсного управляющего Открытого акционерного общества "БРК" Шабалиной М.А. по доверенности от 28 июля 2016 года
рассмотрев 06 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ"
на решение от 27 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Сизовой О.В.
на постановление от 26 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бекетовой И.В., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.
по делу в„– А40-18090/16
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" (ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ", ОГРН 1157604002225)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830), Астраханскому энергетическому таможенному посту
о признании незаконным решения (действий)
третье лицо Открытое акционерное общество "БРК" (ОГРН 1037739057070)

установил:

ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее - ЦЭТ), Астраханскому энергетическому таможенному посту о признании незаконным решения (действий) об отказе в регистрации декларации, оформленного листом отказа в„– 10006110/151215/0020599 от 24 декабря 2015 года, решения об отказе выпуска товара.
В качестве третьего лица по делу привлечено Открытое акционерное общество "БРК" (далее - ОАО "БРК").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ЦЭТ возражала против ее удовлетворения и просила оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ЦЭТ возражал против ее удовлетворения, а представитель ОАО "БРК" оставил вопрос на усмотрение суда.
Представитель Астраханского энергетического таможенного поста, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что между ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" (брокер) и ОАО "Сибирская нефтяная компания" (клиент) был заключен договор в„– 10100/0167-03-001 от 14 января 2003 года, по условиям которого брокер обязуется совершать от собственного имени операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, включая декларирование товаров и транспортных средств и оплату таможенных сборов и платежей.
По условиям подпункта 7 пункта 2.2, пункта 3.4.1 договора клиент направляет брокеру поручение, подписанное ответственным лицом, доверенность на право совершения операций по таможенному оформлению и информирует заявителя о дате прибытия или отправления товаров и транспортных средств, подлежащих декларированию таможенным органом.
Согласно подпункту 5 пункта 2.1 договора клиент в течение действия срока договорных обязательств обязан переводить на счет заявителя авансовые платежи, достаточные для оплаты таможенных сборов и платежей, а также услуг брокера (указанные денежные средства должны находится на счетах брокера на момент таможенного оформления). Сумма аванса, предназначенная для оплаты таможенных платежей и услуг брокера, должна находится на счетах брокера на момент приема брокером поручения клиента.
В случае недостаточности аванса для оформления данной партии товара, брокер обязан незамедлительно известить об этом клиента.
11 июля 2012 года ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" заключил с ОАО "БРК" договор в„– 94024279, по которому был открыт банковский счет в„– 40702810700005901134 в рублях Российской Федерации и банк обязался осуществлять расчетно-кассовое обслуживание в соответствии с действующим законодательством, нормативами Банка России и условиями данного договора.
Согласно абзацу 2 пункта 2.1.1 договора в„– 94024279 от 11 июля 2012 года банк исполняет распоряжения клиента по зачислению/списанию денежных средств со счета в сроки, предусмотренные Тарифами.
Согласно пункту 2.1.4 договора в„– 94024279 от 11 июля 2012 года банк обязуется по требованию клиента не позднее следующего рабочего дня после его обращения в банк информировать клиента об исполнении расчетного документа, принятого к исполнению банком, путем выдачи выписки из лицевого счета клиента. Исполнение перевода осуществляется текущим операционным днем.
23 июля 2015 года в 14 час. 00 мин. ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" были сформированы авансовые платежи по оплате таможенных пошлин в интересах "Газпром нефть" и произведены банковские операции по системе электронного офиса "Банк-Клиент", в том числе сформировано платежное поручение в„– 1994 на сумму 1250000000 рублей - получатель ЦЭТ Астраханский таможенный пост на момент предъявления платежных поручений к исполнению на расчетном счете заявителя, в банке было достаточное количество денежных средств, что подтверждается Выпиской из лицевого счета в„– 40702.810.7.00005901134.
Приказом Банка России в„– ОД-1774 от 24 июля 2015 года у ОАО "БРК" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
С целью идентификации совершенных платежей 26 ноября 2015 года ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" направил в адрес ЦЭТ запрос в„– 1/225/637 о предоставлении информации о поступлении денежных средств на лицевой счет заявителя.
23 декабря 2015 года клиент направил в адрес заявителя заявку с требованием произвести таможенное оформление перемещаемого товара через таможенную границу согласно списку товаров по ДТ.
24 декабря 2015 года заявитель, руководствуясь статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), в адрес АЭТП ЦЭТ посредством электронной связи направил ДТ в„– 10006110/241215/0020599.
При подаче таможенной декларации ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" распорядился авансовым платежом в сумме 237981221,50 рублей, внесенным платежным поручением в„– 1994 от 23 июля 2015 года в части уплаты сборов за выпуск товара, определенного "Газпром нефть" в своей заявке. Сведения об уплате таможенных сборов указаны в графе 48 ДТ.
24 декабря 2015 года было принято решение об отказе в регистрации декларации, оформленное листом отказа, с основанием - не уплачены сборы за таможенные операции.
24 декабря 2015 года, действуя в интересах клиента, брокер был вынужден представить новую ДТ в„– 10006110/251215/0020639 и осуществил авансовый платеж на сумму 233227857,50 рублей для выпуска товара в обращение, что подтверждается платежным поручением в„– 3619 от 24 декабря 2015 года.
ДТ в„– 10006110/251215/0020639 на сумму 23322785,50 рублей содержала сведения, идентичные сведениям, содержащимся в первоначальной ДТ в„– 10006110/241215/0020599 на сумму 237981221,50 рублей, а именно: количество товара, наименование. Разница в суммах, объясняется курсовыми издержками.
Декларация была принята таможенным органом и товар в количестве 50000,00 т был выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом, что подтверждается отметкой таможенного органа на декларации.
25 декабря 2015 года ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" направило в адрес таможенного органа запрос о предоставлении информации об источнике, подтверждающем отсутствие таможенных платежей по платежному поручению в„– 1994.
28 декабря 2015 года ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" был получен ответ от ЦЭТ в„– 2/225/661 об отсутствии денежных средств на счете Межрегионального операционного УФК в„– 40101810800000002901.
30 декабря 2015 года Начальник АЭТП ЦЭТ Бибиков С.А. в письме в„– 38-15/495 сообщил заявителю, что платежное поручение в„– 1994 от 23 июля 2015 года, заявленное в графе "В" ДТ в„– 10006110/241225/0020599 в качестве документа, подтверждающего/отражающего уплату таможенных сборов за таможенные операции, отсутствовало в информационно-программных средствах таможенных органов, а именно: в базе данных лицевых счетов "КПС-Лицевые счета-Т" из состава ИРС-Доход ЦЭТ в момент принятия решения о регистрации/отказе в регистрации вышеуказанной таможенной декларации.
Пунктом 2 статьи 1 ТК ТС установлено, что таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При анализе документов и сведений, полученных в ходе проверки, так и на основании запросов в транспортные компании и сторонние организации, судами установлено, что между компанией ПАО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (поставщик) и компанией "Mercuria Energy Trading S.A." (заказчик) заключен внешнеторговый контракт от 30 октября 2015 года в„– ГПН-15/27200/03212/Д и Дополнение в„– 1 от 16 декабря 2015 года к контракту на поставку: топливо котельное (мазут), марки ТКМ-16 с содержанием серы не более 2%.24 декабря 2015 года в рамках исполнения контрактных обязательств, таможенным представителем ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" от лица декларанта на АЭТП ЦЭТ была подана ДТ в„– 10006110/241215/0020599 на вывоз в соответствии с таможенной процедурой экспорта товар "тяжелые дистилляты, топлива жидкие, общим классификационным кодом соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 2710 0196409.
В графе 47 ДТ в„– 10006110/241215/0020599 указаны сведения по каждому виду платежа отдельной строкой в разрезе документов, отражающих уплату.
В колонке "СПЕЦИФИКА УПЛАТЫ" этой же графы в отношении сборов за таможенные операции и в отношении вывозной таможенной пошлины, указано "ИУ" - уплата платежа до выпуска) льготы по уплате таможенных сборов за таможенные операции и льготы по уплате вывозной таможенной пошлины таможенным представителем ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" не запрашивались.
В колонке "ПОДРОБНОСТИ ПОДСЧЕТА" графы "В" заявлены сведения о сумме сборов за таможенные операции, подлежащих уплате в размере 3750 рублей и сведения о суммах авансовых платежей внесенных в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин в размере 237981221,50 рублей.
Одновременно с подачей ДТ в„– 10006110/241215/0020599 таможенному органу был представлен документ, подтверждающий уплату таможенных сборов за таможенные операции и вывозных таможенных платежей, а именно, платежи поручение от 23 июля 2015 года в„– 1994.
Согласно пункту 2 приказа ФТС России от 18 февраля 2014 года в„– 271 "О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров" таможенным органам предписано осуществлять проверку фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа с использованием штатных программных средств ЕАИС таможенных органов.
В ходе проведения документального контроля при регистрации ДТ в„– 10006110/241215/0020599 в комплексном программном средстве "Лицевые счета-Т" отсутствовало платежное поручение от 23 июля 2015 года в„– 1994, указанное в графе "В" ДТ. В связи с чем, списание денежные средства и осуществление регистрации ДТ не представлялось возможным.
24 декабря 2015 года АЭТП ЦЭТ было принято решение об отказе в регистрации ДТ в„– 10006110/241215/0020599 в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС).
Пунктом 1 статьи 127 Федерального закона от 27 ноября 2010 года в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей декларации на товары.
Поскольку денежные средства по платежному поручению от 23 июля 2015 года в„– 1994 не поступили на счета Федерального казначейства Российской Федерации, обязанность по уплате сборов за совершение таможенных операций и авансовых платежей за уплату предстоящих вывозных таможенных пошлин не была исполнена.
При таких обстоятельствах, суды правильно посчитали, что решение АЭТП ЦЭТ об отказе в регистрации ДТ в„– 10006110/241215/0020599, ввиду несоблюдения условий, необходимых для ее регистрации, предусмотренных подпунктом 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС (в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации), является обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях установленных ТК ТС.
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенном) органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В подпункте 5 пункта 4 статьи 190 ТК ТС закреплено правило, в соответствии с которым не совершение в отношении декларируемых товаров действий, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны совершаться до либо одновременно с подачей таможенной декларации, является основанием для отказа в регистрации таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Закона о таможенном регулировании таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.
Аналогичное правило закреплено в подпункте 9 пункта 1 статьи 183 ТК ТС, согласно которому подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенном) органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей.
При помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные ТК ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.
Таможенная декларация, не зарегистрированная таможенным органом, считается для таможенных целей не поданной.
Суды указали, что таможенным постом ЦЭТ ФТС России было принято решение об отказе в регистрации ДТ в„– 10006110/241215/0020599, решение об отказе в выпуске товаров по данной декларации не принималось.
В качестве подтверждения исполнения обязанности была представлена выписка из лицевого счета в„– 40702.810.7.00005901134 ОАО "БРК" о наличие на расчетном счете заявителя денежных средств за период с 02 июля 2015 года по 02 июля 2015 года включительно.
Согласно представленной выписке данные по счету актуальны на дату 06 июля 2015 года, в то время как ДТ подавалась заявителем 24 декабря 2015 года.
Довод заявителя о наличии на расчетном счете достаточного количества денежных средств на момент предъявления платежных поручений к исполнению несостоятелен, поскольку денежные средства в размере 1250000000 рублей по платежному поручению от 23 июля 2015 года в„– 1994 были списаны с корреспондентского счета ОАО "БРК" - 23 июля 2015 года.
Более того, указание заявителем о наличии отметки банка о списании денежных средств на платежном поручении от 23 июля 2015 года в„– 1994 не свидетельствует о поступлении списанных сумм на счета Межрегионального операционного УФК ФТС России.
Кроме этого, письмом Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России от 17 декабря 2015 года в„– 05-12/62984 "О направлении информации" подтверждается отсутствие сведений о поступлении денежных средств по платежным поручениям от 23 июля 2015 года в„– 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997 на счете Федерального казначейства, открытом для учета таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности.
Кроме того, за период времени, начиная с 23 июля 2015 года до 26 ноября 2015 года, а именно с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке и до момента запроса у таможенного органа информации о поступивших суммах авансовых платежей, заявителем не предпринимались попытки установить факт наличия либо отсутствия на лицевом счете ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" денежных средств.
Приказом Банка России от 24 июля 2015 года в„– ОД-1774 с 24 июля 2015 года лицензия на осуществление банковской деятельности у кредитной организации ОАО "БРК" отозвана.
Суды правильно указали, что таможенный орган при не поступлении платежа (денежных средств от имени декларанта/таможенного представителя) на его (таможенного органа) счет не располагает правовыми основаниями требовать от банка перечисления средств либо в судебном порядке взыскать не перечисленные платежи, поскольку в договорных отношениях с банком не состоит.
При этом вопреки доводам заявителя, ООО "СЕРВИС-ТЕРМИНАЛ" не предприняло попыток установления факта, куда именно произошло списание денежных средств со счета плательщика в банке; установления факта поступления денежных средств на счета МРО УФК ФТС России с момента перечисления.
В свою очередь, часть 2 статьи 117 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что для целей выпуска подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета, указанные в статье 116 Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 116 Закона о таможенном регулировании вывозные таможенные пошлины уплачиваются на счета Федерального казначейства.
Следовательно, вывод судов о неисполнении брокером обязанности плательщика перед таможенным органом является обоснованным.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2016 года по делу в„– А40-18090/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------