Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.12.2016 N Ф05-18639/2016 по делу N А40-45594/16
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, об обязании организовать аукцион по заключению договора.
Обстоятельства: Предприниматель указал на то, что уполномоченным органом в установленные законом сроки не принимается решение по организации и проведению аукциона по заключению договора водопользования.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку публично-правовая обязанность уполномоченного органа по проведению аукциона на основании обращения предпринимателя в определенный срок не установлена. Действия уполномоченного органа по рассмотрению обращения предпринимателя осуществлены в рамках полномочий, соответствуют закону и иным правовым актам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2016 г. по делу в„– А40-45594/16

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя индивидуального предпринимателя Алехиной Татьяны Николаевны Бутенко Ю.А. по доверенности от 02 марта 2016 года
от заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Гасанова М.Г о. по доверенности от 17 февраля 2016 года в„– 05-01-11-13/16, Грошевой Н.В. по доверенности от 22 июня 2016 года в„– 05-01-11-24/6
рассмотрев 01 декабря 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу от заявителя индивидуального предпринимателя Алехиной Татьяны Николаевны
на решение от 31 мая 2016 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кастальской М.Н.
на постановление от 24 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Лаврецкой Н.В., Валиевым В.Р., Трубицыным А.И.
по делу в„– А40-45594/16
по заявлению индивидуального предпринимателя Алехиной Татьяны Николаевны (ОГРНИП 311774614700870)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (ОГРН 1037739267500)
о признании незаконным бездействия

установил:

Индивидуальный предприниматель Алехина Т.Н. (далее - ИП Алехина Т.Н.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения по организации и проведению аукциона по заключению договора водопользования акватории Борисовские пруды, адресные ориентиры: г. Москва на границе района Братеево у д. 15, к. 1, стр. 1 по Борисовскому проезду, географические координаты участка водопользования: т. 1 СШ 55°38' 03.5 ВД 37° 43' 21.8; т. 5 СШ 55°38' 01.7 ВД 37° 43' 39.0; т. 2 СШ 55°38' 04.2 ВД 37° 43' 23.5; т. 6 СШ 55°37' 55.9 ВД 37° 43' 46.1; т. 3 СШ 55°38' 05.2 ВД 37° 43' 31.0; т. 7 СШ 55°37' 48.2 ВД 37° 43' 36.7; т. 4 СШ 55°38' 04.4 ВД 37° 43' 35.2; т. 8 СШ 55°37' 53.9 ВД 37° 43' 21.2, площадью 0,1561 кв. км, сроком на 20 лет, в период 30 октября 2014 года по настоящее время; об обязании организовать аукцион по заключению договора водопользования акватории Борисовские пруды, адресные ориентиры: г. Москва на границе района Братеево у д. 15, к. 1, стр. 1 по Борисовскому проезду, географические координаты участка водопользования: т. 1 СШ 55°38' 03.5 ВД 37° 43' 21.8; т. 5 СШ 55°38' 01.7 ВД 37° 43' 39.0; т. 2 СШ 55°38' 04.2 ВД 37° 43' 23.5; т. 6 СШ 55°37' 55.9 ВД 37° 43' 46.1; т. 3 СШ 55°38' 05.2 ВД 37° 43' 31.0; т. 7 СШ 55°37' 48.2 ВД 37° 43' 36.7; т. 4 СШ 55°38' 04.4 ВД 37° 43' 35.2; т. 8 СШ 55°37' 53.9 ВД 37° 43' 21.2, площадью 0,1561 кв. км, сроком на 20 лет, путем принятия решения о его проведении в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ИП Алехина Т.Н. просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель ИП Алехина Т.Н. поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ИП Алехина Т.Н. осуществляет предпринимательскую деятельность в области водного вида спорта - вейкбординг.
В 2008 году на Пироговском водохранилище ИП Алехиной Т.Н. создан вейкбордический клуб "WakeSummer", в рамках которого работает секция по обучению вейкбордингу детей с 6 лет. Имея опыт по организации детских спортивных мероприятий и команду профессиональных сотрудников, ИП Алехиной Т.Н. запланировано реализовать долгосрочный проект по возведению "Вейкбордического парка" на границе района Братеево у д. 15, к. 1, стр. 1 по Борисовскому проезду.
Для этих целей заключен договор долгосрочной аренды движимого имущества, закрепленного за государственным автономным учреждением культуры города Москвы с ГАУК г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Кузьминки" на право пользования лодочной пристанью, проведено согласование с ГУ МЧС, ГБУК "ГМЗ "Царицыно", Департаментом культуры, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на размещение оборудования на акватории Борисовских прудов.
Для реализации названного проекта в полном объеме необходимо получить разрешение на использование акватории Борисовских прудов.
08 сентября 2014 года ИП Алехина Т.Н. направила в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы заявление с необходимыми документами для заключения договора водопользования акватории Борисовские пруды, адресные ориентиры: г. Москва на границе района Братеево у д. 15, к. 1, стр. 1 по Борисовскому проезду, географические координаты участка водопользования: т. 1 СШ 55°38' 03.5 ВД 37° 43' 21.8; т. 5 СШ 55°38' 01.7 ВД 37° 43' 39.0; т. 2 СШ 55°38' 04.2 ВД 37° 43' 23.5; т. 6 СШ 55°37' 55.9 ВД 37° 43' 46.1; т. 3 СШ 55°38' 05.2 ВД 37° 43' 31.0; т. 7 СШ 55°37' 48.2 ВД 37° 43' 36.7; т. 4 СШ 55°38' 04.4 ВД 37° 43' 35.2; т. 8 СШ 55°37' 53.9 ВД 37° 43' 21.2, площадью 0,1561 кв. км, сроком на 20 лет.
В адрес ИП Алехиной Т.Н. от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы поступило извещение от 27 декабря 2014 года в„– 05-04-10705/4, из которого следовало, что право на заключение договора водопользования должно быть приобретено на аукционе.
18 ноября 2014 года, 29 апреля 2015 года, 22 июня 2015 года, 22 июля 2015 года ИП Алехина Т.Н. обращалась в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы с просьбой сообщить о работе по заявлению и предполагаемых сроках проведения аукциона.
29 июня 2015 года ИП Алехина Т.Н. обращалась к заместителю мэра города Москвы Бирюкову П.П. с просьбой ускорить процесс по проведению аукциона.
04 февраля 2015 года, 18 ноября 2015 года ИП Алехина Т.Н. обращалась к мэру города Москвы с просьбой ускорить процесс рассмотрения заявления и организации и проведения конкурса.
На вышеуказанные обращения от Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы получен ответ о том, что в настоящее время дата проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования не определена. Срок опубликования извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru с момента получения организацией извещения о необходимости проведения аукциона законом не установлен.В соответствии с частью 4 статьи 11, частями 1, 2, 5 *** Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлен Правилами о подготовке и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года в„– 230 (далее - Правила).
Пунктами 2, 4, 7 Правил установлено, что предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.
Если при рассмотрении заявления установлено, что договор водопользования должен быть заключен по результатам аукциона, начинается процедура подготовки к проведению аукциона, о чем организатор аукциона информирует заявителя в течение 15 дней с даты поступления его заявления.
Таким образом, уполномоченному органу установлен пятнадцатидневный срок для уведомления заявителя о порядке заключения договора водопользования (посредством торгов или без таковых), а не срок для назначения даты проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Статьей 314 ГК РФ предусмотрены положения о сроках исполнения обязательств должником в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (статья 309 ГК РФ).
Данные нормы регулируют вопросы организации торгов на той стадии, когда уполномоченным органом исполнительной власти уже принято решение о проведении аукциона, которое в рассматриваемом случае отсутствует, а имеет место извещение о необходимости заключения договора посредством проведения торгов.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды, с учетом вышеизложенного, обоснованно пришли к выводу о том, что публично-правовая обязанность Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы по проведению аукциона на основании обращения заинтересованного лица в определенный срок не установлена. Действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы по рассмотрению обращения ИП Алехиной Т.Н. осуществлены в рамках полномочий, соответствуют закону и иным правовым актам.
При этом суды также правильно учли, что согласно постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года в„– 957-ПП "О проекте планировки особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Царицыно" Борисовские пруды расположены в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Царицыно". Земельный участок природно-исторического парка "Царицыно", на территории которого находятся Борисовские пруды, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Государственному историко-архитектурному, художественному и ландшафтному музею-заповеднику "Царицыно" (ГБУК "ГМЗ "Царицыно").
На основании статьи 2 Закона Москвы от 26 сентября 2001 года в„– 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" природно-исторический парк относится к категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона Москвы от 26 сентября 2001 года в„– 488 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" земельные участки в границах особо охраняемой природной территории могут быть по решению Правительства Москвы предоставлены в пользование гражданам, юридическим лицам, общественным и религиозным объединениям в рекреационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и культурно-просветительских целях, если это не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории.
Из материалов дела, исследованных судами, следует, что ИП Алехиной Т.Н. заключен договор с ГАУК г. Москвы "Парк культуры и отдыха "Кузьминки" на право пользования лодочной пристанью.
Таким образом, только Правительство Москвы наделено правом предоставления в пользование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории.
Ссылки заявителя на нормы статей 11, 16 ВК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года в„– 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона", статьи 6, 314 ГК РФ, несостоятельны, так как данные нормы не предусматривают обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на заключение договоров водопользования, в конкретно определенный срок назначить дату проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования лишь при наличии обращения физического или юридического лица.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2016 года по делу в„– А40-45594/16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------