Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2016 N Ф05-17420/2016 по делу N А41-92583/2015
Требование: Об обязании обеспечить в установленном порядке ввод в эксплуатацию приборов учета, установленных в многоквартирных домах, с составлением трехсторонних актов.
Обстоятельства: Истец установил в многоквартирных домах общедомовые приборы учета согласно перечню, приложенному к иску, однако ответчик уклоняется от принятия их в эксплуатацию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установка истцом в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, общедомовых приборов учета не противоречит закону, а напротив, ведет к более точному учету потребленной электроэнергии, не нарушает прав ответчика, который обязан выполнить возложенные на него законом функции по оснащению многоквартирных домов приборами учета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2016 г. по делу в„– А41-92583/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30.11.2016 года
Полный текст постановления изготовлен 06.12.2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей Е.Ю. Ворониной, Е.Ю. Филиной
при участии в заседании:
от истца: Кирсанов М.А., дов. от 29.02.2016,
от ответчика: Ефимова В.М., дов. от 14.03.2016,
рассмотрев 30 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
МУП "Томилинский жилищный трест"
на решение от 07 июня 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Солдатовым Д.Н.,
на постановление от 30 августа 2016 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Бархатовым В.Ю., Немчиновой М.А.,
по иску АО "Мособлэнерго"
к МУП "Томилинский жилищный трест",
третье лицо: ПАО "Мосэнергосбыт",
о понуждении ответчика ввести в эксплуатацию приборы учета,

установил:

АО "Мособлэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, в котором просило с учетом принятых судом уточнений обязать МУП "Томилинский жилищный трест" обеспечить в установленном порядке ввод в эксплуатацию приборов учета, установленных в многоквартирных домах согласно указанному в иске перечню, с составлением трехсторонних актов.
Иск мотивирован тем, что АО "Мособлэнерго" установило в 119 многоквартирных домах 145 общедомовых приборов учета согласно перечню приборов учета, приложенному к иску, однако ответчик уклоняется от принятия в эксплуатацию установленных приборов учета.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмета спора, в деле участвует ПАО "Мосэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.06.2016, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016, требования АО "Мособлэнерго" удовлетворены.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам, и отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав стороны, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 в„– 861, сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Истец является сетевой организацией. АО "Мособлэнерго" владеет объектами электросетевого хозяйства на территории Люберецкого района на основании договора аренды от 18.02.2011 в„– 01. Трансформаторные подстанции, через которые производится электроснабжение многоквартирных домов, обслуживаемых ответчиком, находятся в аренде у АО "Мособлэнерго".
27.11.2009 вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 13 названного Федерального закона в„– 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 данной статьи 13 Федерального закона до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 данного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 12 статьи 13 данного Федерального закона в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок собственниками объектов (в данном случае собственниками помещений в многоквартирных домах).
Аналогичные положения содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 в„– 442, в силу которых в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе, собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 указанного Федерального закона об энергосбережении, действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
Согласно подпункту 6 пункта 13 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 в„– 149, договор на установку (замену) прибора учета должен содержать условие о порядке ввода установленного прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 5 Правил в„– 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома.
Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Суды правильно пришли к выводу, что законодателем мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил в„– 491.
Поскольку энергопринимающие устройства спорных многоквартирных домов технологически присоединены к сетям АО "Мособлэнерго", сетевая организация является заинтересованным лицом в обязательности учета энергетических ресурсов с применением приборов учета в таких домах.
Факт оснащения силами сетевой организации спорных многоквартирных домов, поименованных в иске, коллективными (общедомовыми) приборами учета подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Поскольку обеспечение ввода установленных приборов учета в эксплуатацию, то есть документального их оформления в качестве приборов учета, по показаниям которых осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, возложено на исполнителя коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика совершить необходимые действия по принятию установленных истцом приборов учета в эксплуатацию.
Доводы ответчика со ссылкой на необходимость капитального ремонта домов, в том числе электрических сетей, предоставления технических условий на каждый дом, в котором установлены приборы учета, на то, что обязанность по установке приборов учета лежит на собственниках жилых и нежилых помещений, но не на управляющей компании, на отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, на то, что ответчик не оказывает жителям многоквартирных домов коммунальную услугу электроснабжения, поскольку жители платят за электроэнергию напрямую ресурсоснабжающей организации, а, следовательно, и такую коммунальную услугу оказывает ресурсоснабжающая компания, правильно отклонены судами, как не основанные на законе, свидетельствующие об уклонении ответчика от выполнения требований закона, регулирующих порядок установки и ввода в эксплуатацию приборов учета.
Иные доводы кассационной жалобы сомнений в правильности судебных актов судов не вызывают и их отмену не влекут.
Суды правильно пришли к выводу, что установка истцом в многоквартирных домах, находящихся на управлении ответчика, общедомовых приборов учета не противоречит действующему законодательству, а, напротив, ведет к более точному учету потребленной электроэнергии, не нарушает прав ответчика, который обязан выполнить возложенные на него законом функции по оснащению многоквартирных домов приборами учета, в данном случае с учетом установки приборов учета истцом таковыми являются ввод приборов учета в эксплуатацию с подписанием актов.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой и апелляционной инстанций не нарушены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2016 года и постановление от 30 августа 2016 года Десятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А41-92583/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА

Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Е.Ю.ФИЛИНА


------------------------------------------------------------------