Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 N Ф05-7663/2016 по делу N А40-131388/2015
Требование: Об исключении сведений о партнерстве из государственного реестра саморегулируемых организаций.
Обстоятельства: Регистрирующим органом партнерству предложено обратиться в надзорный орган для получения статуса саморегулируемой организации. Партнерство не предприняло никаких действий, направленных на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку регистрирующий орган не наделен функцией государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций, сведения о которых внесены в реестр, партнерство в течение длительного времени злоупотребляло своим правом, так как в отношении него отсутствует необходимый государственный контроль.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу в„– А40-131388/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Денисовой Н.Д.,
судей Комаровой О.И., Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Угрин И.П., дов. от 31.12.2015 в„– 20/225-ИВ,
от ответчика: Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" - не явился, уведомлен,
рассмотрев 07 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт"
на решение от 20 октября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Каменской О.В.
на постановление от 04 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Мухиным С.М., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.
по заявлению Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии
к Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт"
об исключении сведений из государственного реестра,

установил:

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об исключении сведений о Саморегулируемой организации Некоммерческом партнерстве "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" (далее - СРО НП "ЭкспертСтройРемонт", Партнерство) из государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2016 года, требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заинтересованное лицо - СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм процессуального и материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 в„– 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы заинтересованного лица - СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" опубликована на официальном интернет-сайте суда: http://www.fasmo.arbitr.ru.
Заявитель против удовлетворения кассационной жалобы возражал, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Заявителем представлен отзыв на кассационную жалобу, который на основании ст. 279 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направил, что, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, явившегося в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами, из Главного Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Москве (письмо о предоставлении информации от 15.01.2014 в„– 03-18/553) 05.02.2014 поступила копия Устава Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" с изменениями, утвержденными общим собранием членов Партнерства 18.04.2012, протокол в„– 1/12.
Из положений данной редакции Устава следует, что партнерство создано в целях содействия его членам в осуществлении ими предпринимательской деятельности в области строительства, отделочных, ремонтных, озеленительных работ, смежных видов деятельности, не подпадающих под обязательное саморегулирование, а также в целях защиты интересов его членов, контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации в области их предпринимательской деятельности, внутренних правил партнерства (пункт 2.1 Устава в редакции от 18.04.2012).
Членами СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" являются субъекты предпринимательской области, осуществляющие свою деятельность в том числе в области строительства не подпадающего под отдельное саморегулирование (пункт 5.1 Устава в редакции от 18.04.2012).
Осуществление членами партнерства предпринимательской деятельности по строительству также подтверждается имеющимися в Росреестре по состоянию на 09.07.2015 его внутренними документами:
- перечнем членов СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" (ОКВЭД 45.11, 45.12, 45.21, 45.22, 45.25, 45.31, 45.32, 45.34, 45.41 - 45.45);
- положением "О компенсационном фонде" некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт";
- положением "О перечне видов работ, не оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и требования к членам Партнерства" некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" (версия 1.0);
- положением "Порядок приема в члены партнерства и прекращения членства в Партнерстве" некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт";
- правилами саморегулирования "Общие правила выполнения работ" некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт";
- правилами саморегулирования некоммерческого партнерства "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт".
СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" было предложено направить в Росреестр заявление об исключении сведений о нем из Реестра и обратиться в Ростехнадзор для получения статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по видам работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (письмо Росреестра от 05.02.2014 в„– 07-00561/14).
По состоянию на 09.07.2015 СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" не предприняло никаких действий, направленных на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В связи с тем, что соответствующее заявление ответчиком подано не было, истец обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Управления Росреестра, суды признали их основанными на нормах законодательства, регулирующего возникший спор и документально подтвержденными и исходили из следующего.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 20 Закона в„– 315-ФЗ ведение государственного реестра саморегулируемых организаций осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности.
В случае если определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному надзору за деятельностью саморегулируемых организаций в установленной сфере деятельности, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим уполномоченным федеральным органом (ч. 2 ст. 20 Закон в„– 315-ФЗ).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. в„– 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функции государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и на ведение реестра указанных саморегулируемых организаций является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 в„– 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. в„– 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2008 в„– 864 не разделяет деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на оказывающую влияние на безопасность объектов капитального строительства и не оказывающую такого влияния и уполномочивает Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций и ведению соответствующего реестра в данной сфере.
Следует отметить, что Градостроительным кодексом РФ не установлен порядок получения статуса саморегулируемой организации для субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами, и не требуют обязательного членства в саморегулируемой организации.
Вместе с тем в силу части 4 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ к отношениям, связанным с приобретением, прекращением права саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на выдачу свидетельств о допуске к работам по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определением правового положения указанных саморегулируемых организаций, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон о СРО, если данные отношения не урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Росреестр не наделен функцией государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, сведения о которых внесены в Реестр, СРО НП "Объединение строительных организаций "ЭкспертСтройРемонт" в течение длительного времени злоупотребляло своим правом, являясь неподконтрольным Росреестру и Ростехнадзору, так как в сложившейся ситуации в отношении Партнерства отсутствует государственный контроль, необходимый, по мнению Росреестра, для обеспечения законности и предупреждения правонарушений членами Партнерства в сфере строительства.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона о СРО основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 20 Федерального закона о СРО, является: 1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций; 2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации; 3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям Федерального закона о СРО, других федеральных законов. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 21 Федерального закона о СРО оснований, не допускается (часть 2 статьи 21 Федерального закона о СРО).
Таким образом, СРО НП "Объединение строительных организации "ЭкспертСтройРемонт" длительное время нарушает требования частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона о СРО игнорируя разъяснения Росреестра о том, что для получения статуса саморегулируемой организации в заявленной сфере деятельности необходимо обратиться в Ростехнадзор.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Следовательно, предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона в„– 315 уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 статьи 20 Закона, вправе обратиться в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, в случае нарушения в течение года более двух раз иных требований Федерального закона "О саморегулируемых организациях", требований других федеральных законов в отношении саморегулируемой организации, если эти нарушения не устранены или носят неустранимый характер.
В данном случае нахождение партнерства в реестре, который ведет Росреестр с учетом ее вида деятельности, носит неустранимый характер.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 октября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 февраля 2016 года по делу по делу в„– А40-131388/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.Д.ДЕНИСОВА

Судьи
О.И.КОМАРОВА
С.В.НЕЧАЕВ


------------------------------------------------------------------