Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 N Ф05-7150/2016 по делу N А40-113281/2014
Требование: Об установлении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Постановлением Правительства Москвы установлена кадастровая стоимость земельного участка, арендатором которого является истец. Он полагает, что кадастровая стоимость является недостоверной, ее увеличение привело к увеличению размера арендной платы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установленная по результатам судебной экспертизы рыночная стоимость земельного участка ниже установленной Постановлением Правительства Москвы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу в„– А40-113281/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт": Князьковой С.В. (дов. в„– 160119008 от 19.01.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Москвы: не явились, извещены;
рассмотрев 02 июня 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2015 г.,
принятое судьей Пуловой Л.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2016 г.,
принятое судьями Тихоновым А.П., Александровой Г.С., Солоповой А.А.,
по делу в„– А40-113281/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679; 129110, г. Москва, Олимпийский пр-кт., д. 5, стр. 1)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
об установлении кадастровой стоимости
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12); Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15),

установил:

на основании заключенного с Московским земельным комитетом (арендодатель) договора долгосрочной аренды земельного участка в„– М-04-021369 от 18 июля 2002 г. общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", общество, истец, арендатор) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:7, общей площадью 2 000 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. 1-я Фрейзерная, вл. 9, для эксплуатации автозаправочной станции.
Договор заключен сроком на 49 лет и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор. При этом, в случае принятия таких актов, исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и письменного уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Первый арендный платеж по новым правилам исчисления арендной платы производится арендатором на ближайшую дату платежа, следующую после введения новых ставок арендной платы, включая, при необходимости, доплату за предыдущие периоды.
На основании Постановления Правительства Москвы в„– 751-ПП от 26 ноября 2013 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01 января 2013 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:7, арендатором которого является истец, была установлена в размере 71 365 900 руб.
В связи с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился к независимому оценщику - закрытому акционерному обществу "Профессиональный центр оценки и экспертиз" (далее - ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз") с целью определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка.
Согласно отчету в„– И-140317407 от 19 мая 2014 г. "Об определении рыночной стоимости земельного участка, площадью 2 000 кв. м с кадастровым номером 77:04:0002001:7, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрейзерная, вл. 9", выполненного независимым оценщиком ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз") по заказу ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт", по состоянию на 01 января 2013 г. рыночная стоимость земельного участка составляет 17 364 000 руб.
Указанный отчет прошел экспертизу в Некоммерческом партнерстве "Межрегиональный союз оценщиков" (экспертное заключение в„– 320/40-14 от 21 мая 2014 г.).
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, поскольку согласно результатам независимой оценки рыночная стоимость указанных выше земельных участков значительно ниже, чем их кадастровая стоимость, ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:7, общей площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрейзерная, вл. 9, в размере его рыночной стоимости 53 512 000 руб. по состоянию на 01 января 2013 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к увеличению размера арендной платы, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы.
С целью выяснения обстоятельств, связанных с определением рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:7 определением Арбитражного суда города Москвы от 24 марта 2015 г. назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО "Топ-Консалт", эксперту Федоровой Ю.М.
Перед экспертом судом были поставлены следующие вопросы:
1. Определить рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу г. Москва, ул. 1-я Фрейзерная, вл. 9 по состоянию на 01 января 2013 г.;
2. Определить рыночную стоимость земельного участка, расположенного по адресу г Москва, ул. 1-я Фрейзерная, вл. 9 по состоянию на 01 января 2014 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2016 г., исковые требования удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002001:7, общей площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 9, принадлежащего ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" на праве аренды в размере его рыночной стоимости - 53 512 000 руб. по состоянию на 01 января 2013 г.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представители ответчика и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом в„– 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании проведенной судебной экспертизы, пришли к выводу о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, что нарушает права и законные интересы истца.
При этом судами установлено, что по результатам судебной экспертизы рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером кадастровым номером 77:04:0002001:7, общей площадью 2 000 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, вл. 9, установлена в размере 53 512 000 руб. по состоянию на 01 января 2013 г.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 07 сентября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2016 г. по делу в„– А40-113281/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------