Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.06.2016 N Ф05-7532/2015 по делу N А40-110639/14-33-975
Требование: О признании незаконным отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка равным его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Заявитель, являясь арендатором земельного участка, обратился с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении арендуемого им земельного участка и установлении его рыночной стоимости на основании отчета об оценке.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявитель, являясь арендатором земельного участка, вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, заявителем был представлен необходимый пакет документов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. по делу в„– А40-110639/14-33-975

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Крона-Маркет": Павликовой М.А. (дов. в„– 23 от 12.02.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица "Национальный совет по оценочной деятельности": не явились, извещены;
рассмотрев 02 июня 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2015 г.,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г.,
принятое судьями Тихоновым А.П., Александровой Г.С., Левиной Т.Ю.,
по делу в„– А40-110639/14-33-975
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крона-Маркет" (ОГРН 1027739134829; 111141, г. Москва, ул. Кусковская, д. 31А)
к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1)
о признании незаконным решения и обязании осуществить определенные действия,
третьи лица: Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13); Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20); Национальный совет по оценочной деятельности (ОГРН 1087799029493; 125056, г. Москва, ул. Красина, д. 27, стр. 2),

установил:

открытое акционерное общество "Крона-Маркет" (далее - ООО "Крона-Маркет", общество, заявитель) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009007:1000, общей площадью 11 599 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А, вл. 26, на основании договора аренды земельного участка от 20 декабря 2011 г. в„– М-03-036442 заключенного с Департаментом земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы).
Согласно пункту 3.4 указанного договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий договор.
В случае принятия таких актов исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании договора и уведомления арендодателя об изменении (введении) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы, в том числе коэффициентов индексации и/или уведомления с расчетом платежей, кадастровой стоимости либо с указанием коэффициентов, начиная с момента введения этих ставок, коэффициентов и/или изменения кадастровой стоимости в действие правовыми актами и без внесения изменений, дополнений в настоящий договор.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. в„– 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 г. установлена в размере 297 760 132 руб. 81 коп., удельный показатель - 25 671 руб. 19 коп./кв. м 21 мая 2014 г. ООО "Крона-Маркет" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009007:1000 и установлении рыночной стоимости в размере 210 499 000 руб., определенной по состоянию на 01 января 2013 г. на основании отчета об оценке от 15 мая 2014 г. в„– 04010/10, подготовленного ООО "НИОЦ".
Указанное заявление было рассмотрено на заседании Комиссии 17 июня 2014 г. и принято решение от 18 июня 2014 г. в„– 51-937/2014 об отклонении заявления общества.
Основанием для отклонения заявления послужило то обстоятельство, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципам однозначности и обоснованности, предусмотренным пунктом 4 Федерального стандарта оценки в„– 3 (ФСО в„– 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. в„– 254.
Комиссией также указано, что положительное экспертное заключение соответствует требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Крона-Маркет" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения в„– 51-937/2014 от 18 июня 2014 г. Комиссии Управления Росреестра по Москве по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009007:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А, равной его рыночной стоимости в размере 210 499 000 руб., с удельным показателем кадастровой стоимости - 18 148 руб. 03 коп. за 1 кв. м, по состоянию на 01 января 2013 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы и Национальный совет по оценочной деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03 июля 2015 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 08 декабря 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2015 г. по делу в„– А40-110639/2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал на то, что вывод судов об избрании неверного способа защиты не может быть признан обоснованным и соответствующим положениям действующего законодательства.
Обращаясь в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявитель указывал в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости на установление в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009007:1000 его рыночной стоимости в размере 210 499 000 руб. на 01 января 2013 г., т.е. на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Такое основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
При изложенных обстоятельствах указание суда на отсутствие доказательств обращения в Комиссию с заявлением на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявитель обращался в Комиссию по иному основанию.
В качестве основания для отклонения заявления общества в оспариваемом решении указано, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в том, что отчет об оценке не соответствует принципам однозначности и обоснованности, предусмотренным пунктом 4 Федерального стандарта оценки в„– 3 (ФСО в„– 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. в„– 254.
Каких-либо суждений судов относительно приведенных доводов Комиссии в судебных актах не содержится.
Представленным в дело доказательствам, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, арендатором которого является заявитель, какой-либо оценки судами не дано.
При новом рассмотрении суду предложено учесть изложенное, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г., заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 г. в„– П/481 в г. Москве при территориальном органе в г. Москве от 18 июня 2014 г. в„– 51-937/2014 об отклонении заявления ООО "Крона-Маркет" от 21 мая 2014 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка площадью 11 599 кв. м из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:03:0009007:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А. Установлена кадастровая стоимость земельного участка площадью 11599 кв. м из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:03:0009007:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А, в размере его рыночной стоимости - 210 499 000 руб. Суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка площадью 11 599 кв. м из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:03:0009007:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А, в размере 210 499 000 руб. Применены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 11 599 кв. м из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 77:03:0009007:1000, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А, в размере 210 499 000 руб. в период с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Крона-Маркет" возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Таким образом, названной статьей (в применимой к спорным правоотношениям редакции) определен альтернативный способ определения кадастровой стоимости.
В силу той же статьи в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Приведенными нормами предусмотрено право на обращение в арбитражный суд с требованием об оспаривании решения комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 февраля 2014 г. в„– 13839/13, помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но в собственности которых находятся объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
Арендная плата спорного земельного участка зависит непосредственно от его кадастровой стоимости, в связи с чем завышенная кадастровая стоимость земельного участка, несоответствующая его рыночной стоимости, влечет необоснованное увеличение арендных платежей, что нарушает законные права и интересы арендатора.
Следовательно, заявитель, являясь арендатором земельного участка, вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, в связи с чем выводы судов об отсутствии у общества права оспаривать кадастровую стоимость земельного участка являются неверными.
Удовлетворяя исковые требования, суды на основании данных, содержащихся в отчете об оценке от 15 мая 2014 г. в„– 04010/14, пришли к выводу о том, что у комиссии не имелось оснований для отказа в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:03:0009007:1000.
При этом судами установлено, что ООО "Крона-Маркет" был представлен необходимый пакет документов для принятия решения, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А (кадастровый номер 77:03:0009007:1000) от 15 мая 2014 г. в„– 04010/14, подготовленный ООО "НИОЦ" (оценщик Ю.А. Бабух), положительное экспертное заключение в„– 174-St от 20 мая 2014 г. о соответствии отчета в„– 04010/14 об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Суздальская, вл. 25А (кадастровый номер 77:03:0009007:1000), требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, составленное Межрегиональной саморегулируемой организацией - Некоммерческое партнерство "ОБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЭКСПЕРТОВ И ОЦЕНЩИКОВ".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Оснований для иной оценки выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля 2016 г. по делу в„– А40-110639/14-33-975 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------