Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2016 N Ф05-6745/2016 по делу N А41-30392/15
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер к устранению препятствий в постановке на кадастровый учет испрашиваемого для выкупа земельного участка, признании выявленного наложения участков результатом кадастровой ошибки, обязании устранить препятствия в постановке на кадастровый учет земельного участка, исправлении кадастровой ошибки.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что обратилось в орган местного самоуправления с просьбой устранить препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка, однако ответов на заявления не последовало.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом избран ненадлежащий способ защиты права.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2016 г. по делу в„– А41-30392/15

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АОЗТ "Дружба": Тимофеевой А.И. (дов. от 01.02.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Клинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 26 мая 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу АОЗТ "Дружба"
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2015 г.,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2016 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-30392/15
по заявлению акционерного общества закрытого типа "Дружба" (ОГРН 1035003954589; 141625, Московская область, Клинский район, д. Решоткино)
к Администрации Клинского муниципального района (ОГРН 1035003952004; 141600, Московская область, г. Клин, ул. Карла Маркса, д. 68А)
о признании незаконным бездействия,
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-кт., д. 54),

установил:

акционерное общество закрытого типа "Дружба" (далее - АОЗТ "Дружба", общество, заявитель) было создано в результате реорганизации совхоза "Дружба" и зарегистрировано постановлением Администрации Клинского района Московской области в„– 1034/30-28 от 23 декабря 1992 г.
На основании решений, принятых общим собранием трудового коллектива совхоза "Дружба" от 28 февраля 1992 г., внутрихозяйственной комиссией по приватизации земли и иного имущества от 07 декабря 1992 г. был утвержден Акт оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01 января 1992 г., в том числе, акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 января 1992 г.
Постановлением Главы администрации Клинского района Московской области от 23 декабря 1992 г. в„– 1092/30-10 "О закреплении земель за АОЗТ "Дружба", сельскохозяйственному предприятию - АОЗТ "Дружба" в порядке переоформления прав на землю был передан земельный участок общей площадью 3 793 га, в том числе, в коллективно-долевую собственность 2 510 га и 1 243 га - на ином праве. Также указанным постановлением для нужд района на основании проекта перераспределения земель было выведено из состава земель общества 356 га земли.
Постановлением Администрации Клинского района Московской области в„– 2021 от 15 октября 2004 г. в постановление в„– 1092/30-10 от 23 декабря 1992 г. внесены изменения, касающиеся площади переданной земли, а именно, уменьшена площадь передаваемых земель до 3 753 га, из них бесплатно в коллективно-долевую собственность - 2 510 га, на ином праве - 1 203 га.
03 июля 2006 г. земельный участок площадью 955 га был внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 50:03:0000000:0149, что подтверждается кадастровым планом от 03 июля 2006 г. в„– 03.1/06-3543, с указанием на то, что данный участок закреплен за АОЗТ "Дружба" постановлением Администрации Клинского района в„– 1092/30-10 от 23 декабря 1992 г., и представляет собой единое землепользование в составе 56 обособленных земельных участков.
На странице 3 кадастрового плана указано, что в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:03:0000000:0149 входит в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:03:0050180:192 с площадью 94 000 кв. м.
Единое землепользование с кадастровым номером 50:03:0000000:149 площадью 955 га находится у АОЗТ "Дружба" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии с постановлениями администрации в„– 1092/30-10 от 23 декабря 1992 г. и в„– 2021 от 15 октября 2004 г.
Указанное также следует из письма Управления Роснедвижимости по Московской области от 16 июля 2007 г. в„– 9757-6/9724, на которое имеется ссылка в судебных актах по делу в„– А41-К1-10110/07, которыми отказано в иске АОЗТ "Дружба" в признании права собственности на указанный земельный участок.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации от 21 июня 2007 г. на основании Устава АОЗТ "Дружба" от 23 декабря 1992 г., протокола общего собрания уполномоченных трудового коллектива совхоза "Дружба" "О реорганизации совхоза" от 28 февраля 1992 г." за заявителем зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости:
- здания птичника в„– 1 1-этажное, общая площадь1 758,80 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 1Б;
- здания птичника в„– 2 1-этажное, общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 2Б;
- здания птичника в„– 3 1-этажное, общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 3Б;
- здание птичника в„– 4 1-этажное общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 4Б;
- здание птичника в„– 5, общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 5Б;
- здание птичника в„– 6, общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 6Б;
- здание птичника в„– 7, общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 7Б;
- здание птичника в„– 8, общая площадь 326,20 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 8Б;
- здание птичника в„– 9, общая площадь 950,70 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 9Б;
- здание птичника в„– 10, общая площадь 950,70 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 10Б;
- здание птичника в„– 11, общая площадь 950,70 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 11Б;
- здание птичника в„– 12, общая площадь 950,70 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 12Б;
- здание птичника в„– 13, общая площадь 950 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 13Б;
- здание птичника в„– 14, общая площадь 950,70 кв. м, инв. в„– 070:026-19396, лит. 14Б.
Указанные объекты расположены по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, владение 31, на части единого землепользования с кадастровым номером 50:03:0000000:149, земельном участке с кадастровым номером 50:03:0050180:192, площадь которого составляет 85 666 кв. м.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 августа 2008 г. по делу в„– А41-3336/08 АОЗТ "Дружба" признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство и данные объекты недвижимости вошли в конкурсную массу. Определением от 13 февраля 2012 г. по делу в„– А41-3336/08 конкурсным управляющим утвержден Сергеев А.И. Определением от 13 марта 2015 г. по делу в„– А41-3336/08 срок конкурсного производства продлен.
01 июля 2011 г. общество обратилось в Администрацию Клинского муниципального района Московской области с заявлением о выкупе земельного участка под 14 птичниками в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку испрашиваемый участок не был сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии с нормами законодательства как отдельный земельный участок, Администрация Клинского муниципального района Московской области в порядке части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением от 28 октября 2011 г. в„– 2357 утвердила и выдала обществу схему расположения земельного участка под 14 птичниками площадью 85 666 кв. м, установила категорию участка "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "под промышленными объектами", адрес: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, владение 31.
К постановлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории и координатами границ земельного участка площадью 85 666 кв. м.
На заседании Комиссии по выбору и предоставлению земельных участков при Администрации Клинского района, состоявшемся 12 августа 2011 г., принято решение о возможности продажи обществу земельного участка площадью 85 666 кв. м под объектами недвижимости под зданиями птичников по стоимости равной 10-кратной ставке земельного налога.
АОЗТ "Дружба" был составлен межевой план земельного участка и материалы направлены в кадастровую палату для проведения кадастрового учета.
Решением от 09 декабря 2011 г. кадастровая палата приостановила постановку на кадастровый учет указанного земельного участка, в связи с тем, что он накладывается на земельные участки с кадастровым номером 50:03:0050180:192 и 50:03:000000:212.
В ходе проверки указанных сведений общество установило, что в ГКН состоит на кадастровом учете многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:212 площадью 381 643 кв. м (правообладатель Муниципальное образование "Клинский муниципальный район"), девятый контур которого площадью 87 127 кв. м налагается на земельный участок с кадастровым номером 50:03:0050180:192 (правообладатель отсутствует) и на образуемый для заявителя земельный участок площадью 85 666 кв. м. При этом наложение происходит таким образом, что образуемый участок площадью 85 666 кв. м полностью совпадает по площади и координатам с участком с кадастровым номером 50:03:0050180:192 и с девятым контуром земельного участка с кадастровым номером 50:03:000000:212.
Из кадастрового дела объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212 усматривается, что данный участок образован на основании постановления Главы администрации Клинского района в„– 1092/30-10 "О закреплении земель за АОЗТ "Дружба", которым также предусматривалось изъятие из земель АОЗТ "Дружба" земельного массива из постоянного (бессрочного) пользования с дальнейшим перераспределением для нужд в района в размере 356 га.
На основании заявления администрации решением кадастровой палаты от 18 ноября 2010 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без оформления процедуры межевания и согласования его местоположения и границ. Согласно кадастровой выписке на данный участок его границы не установлены в соответствии с требованиями законодательства, площадь 356 га является ориентировочной и требует уточнения.
08 декабря 2010 г. Администрация Клинского муниципального района обратилась в кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений ввиду уточнения границ земельного участка, представив межевой план. Решением от 20 января 2011 г. кадастровая палата внесла в ГКН сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212. В результате проведенного уточнения исходная площадь земельного участка (3 560 000 кв. м) была уменьшена до 381 643 кв. м.
Таким образом, при осуществлении действий по постановке на кадастровый учет сформированного для АОЗТ "Дружба" земельного участка под принадлежащими ему 14 птичниками выяснилось, что на учете уже состоит земельный участок с кадастровым номером 50:03:0050180:192 такой же площади 85 666 кв. м и с теми же границами, что и формируемый для АОЗТ "Дружба" земельный участок, правообладатель которого отсутствует.
Кроме того, формируемый участок, как и участок с кадастровым номером 50:03:0050180:192 полностью расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:03:0000000:212 с установленной площадью 381 643 кв. м, установленными границами и находящегося в муниципальной собственности.
Было также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:212 образован из земель общей площадью 356 га, которые постановлением Главы администрации Клинского района в„– 1092/30-10 от 23 декабря 1992 г. "О закреплении земель за АОЗТ "Дружба" были выведены из состава земель АОЗТ "Дружба" для нужд района на основании проекта перераспределения земель, границы и площадь которого определены только в 2011 г.
24 декабря 2014 г. АОЗТ "Дружба" обратилось в Администрацию Клинского района с письмом в„– 09/12 (вх. в„– 3662-2-13 от 31 декабря 2014 г.) с предложениями об устранении наложений земельных участков, принятии решения об образовании нового земельного участка путем выдела 9 контура из многоконтурного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212 и постановке его на кадастровый учет, принятии решения об образовании нового земельного участка путем выдела из единого землепользования с кадастровым номером 50:03:0000000:149 его части - обособленного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:192 площадью 94 000 кв. м и принятии решения о снятии его с кадастрового учета, а также повторном принятии решения о продаже обществу земельного участка, расположенного под птичниками.
Письмом от 24 февраля 2015 г. в„– 09/02 (вх. от 24 февраля 2015 г.) заявитель обратился в структурное подразделение администрации - Управление правового регулирования земельно-имущественных отношений с просьбой устранить препятствия для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 85 666 кв. м по адресу: Клинский район, д. Коноплино, владение 31, стр. 1-14, под 14 птичниками.
Ответов на заявления от 29 декабря 2014 г. и 24 февраля 2015 г. в адрес АОЗТ "Дружба" не последовало.
Считая свои права нарушенными, АОЗТ "Дружба" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Клинского муниципального района о признать незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер в устранении препятствий в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого АОЗТ "Дружба" для выкупа земельного участка площадью 85 666 кв. м в координатах характерных точек границы земельного участка, приведенных в схеме расположения земельных участков на кадастровой карте, утвержденной постановлением Администрации Клинского муниципального района в„– 2357 от 28 октября 2011 г. "О земельном участке в д. Коноплино", под расположенными на нем, принадлежащими на праве собственности АОЗТ "Дружба" объектами недвижимости, находящимися по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, владение 31, строения 1-14, о признании выявленное наложение земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0000000:149 и 50:03:0000000:212 результатом кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212, допущенной при описании местоположения его границы, обязании ответчика в месячный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить действия, направленные на устранение препятствий в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого АОЗТ "Дружба" для выкупа земельного участка площадью 85 666 кв. м, исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, допущенной при описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212, путем внесения в государственный кадастр недвижимости уточнений в сведения об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212 и исключения из государственного кадастра недвижимости имеющихся на дату принятия настоящего решения суда сведений об описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:212 (сведений о координатах характерных точек границы земельного участка), обязании ответчика в месячный срок с даты вступления в законную силу настоящего решения суда осуществить действия, направленные на устранение препятствий в постановке на государственный кадастровый учет испрашиваемого АОЗТ "Дружба" для выкупа земельного участка площадью 85 666 кв. м, выделить из единого землепользования земельного участка площадью 9 550 000 кв. м с кадастровым номером 50:03:0000000:149, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, Клинский район, АОЗТ "Дружба" обособленный земельный участок с учетным (кадастровым) номером 50:03:0050180:192 площадью 85 666 кв. м в следующих координатах характерных точек границы земельного участка, приведенных в схеме расположения земельных участков на кадастровой карте, утвержденной постановлением администрации Клинского муниципального района в„– 2357 от 28 октября 2011 г. "О земельном участке в д. Коноплино", внесении соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости, считать схему расположения земельных участков на кадастровой карте, утвержденной постановлением Администрации Клинского муниципального района в„– 2357 от 28 октября 2011 г. "О земельном участке в д. Коноплино" неотъемлемой частью настоящего решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2016 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АОЗТ "Дружба" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АОЗТ "Дружба" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Администрации Клинского муниципального района Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии с частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по утверждению и выдаче схем земельных участков на кадастровой карте территории возлагаются на органы местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 г. в„– 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии со статьей 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Частью 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
По смыслу приведенной нормы обязанность по исправлению кадастровых ошибок путем внесения уточненных (измененных) сведений об объекте недвижимости в сведения ГКН, возложены на орган кадастрового учета, а не на орган местного самоуправления. Внесение изменений в сведения ГКН осуществляется в соответствии с установленной Законом о государственном кадастре недвижимости процедурой, в т.ч.: составление межевого плана, согласование границ земельных участков и т.д.
Таким образом, лицом, к которому должны быть обращены требования о признании внесенных сведений кадастровой ошибкой и обязании исправить кадастровую ошибку, является кадастровая палата.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (статья 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации). При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (статья 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в„– 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что 11 февраля 2015 г. на запросы АОЗТ "Дружба" о принятии мер по устранению пересечения земельных участков Администрацией Клинского муниципального района был дан ответ об отсутствии у администрации обязанности по исправлению кадастровых ошибок.
Относительно требований об устранении возникших и выявленных препятствий для осуществления необходимых действий, судами указано, что данные требования заявлены к администрации в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как в качестве устранения допущенных нарушений.
Между тем, поскольку судами не установлено нарушений со стороны администрации, а именно, оспариваемого бездействия администрации, и установлено наличие ответа со стороны администрации, данные требования не могут быть удовлетворены в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем указания на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При рассмотрении настоящего спора судами также принято во внимание, что оба спорных земельных участка - и с кадастровым номером 50:03:0000000:149, находящийся у заявителя в бессрочном пользовании, и с кадастровым номером 50:03:0000000:212, находящийся в муниципальной собственности, являются ранее учтенными земельными участками. Сведения о первом внесены в ГКН в 2006 году с указанием ориентировочной площади и без установления границ. Второй участок поставлен на кадастровый учет в 1992 году, сведения о нем внесены в ГКН в 2010 - 2011 годах с установленными границами.
Между тем, требования заявлены к Администрации Клинского муниципального района в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, а не в исковом производстве.
Таким образом, обращаясь с настоящими требованиями к Администрации Клинского района, заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 декабря 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2016 г. по делу в„– А41-30392/15 оставить без изменения, кассационную жалобу АОЗТ "Дружба" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------