Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2016 N Ф05-19420/2015 по делу N А40-61007/2015
Требование: О взыскании долга по арендной плате.
Обстоятельства: Сторонами был заключен договор аренды земельного участка. Дополнительным соглашением к договору была изменена цель предоставления участка. Градостроительно-земельной комиссией было принято решение об установлении ставки арендной платы с момента изменения цели предоставления земельного участка.
Решение: Иск удовлетворен в части, так как заключение дополнительного соглашения было обусловлено изменением срока и цели предоставления участка, в связи с чем размер арендной платы подлежит определению в порядке, установленном Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП с изменениями, внесенными в него Постановлением Правительства Москвы от 18.06.2013 N 387-ПП.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. по делу в„– А40-61007/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Калининой Н.С.,
судей Шишовой О.А., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от истца - Департамента городского имущества города Москвы: Лобарева В.А., дов. от 30.12.2015,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Техностройресурс": Животова Ю.С., дов. от 14.04.2015,
рассмотрев 18 января 2016 года в судебном заседании кассационную
жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на постановление от 24 сентября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н., Александровой Г.С.,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Техностройресурс" (ОГРН 1087746219945)
о взыскании долга, пени,

установил:

Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Техностройресурс" (далее - ООО "СК "Техностройресурс", ответчик) о взыскании основного долга по арендной плате в размере 127 929 986,01 руб., пени в размере 1 512 772,08 руб.
Исковое требование основано на ст. ст. 309, 310, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что дополнительным соглашением от 02.12.2013 к договору аренды земельного участка от 04.02.2010 в„– М-01-034594 изменена цель предоставления участка под проектирование и строительства объекта капитального строительства, а именно: участки размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (100407), размещения торгово-бытовых объектов, в соглашении арендатор обязался в течение 30 дней с даты государственной регистрации дополнительного соглашения единовременно уплатить арендную плату за первый год срока аренды земельного участка в размере 127 929 986,01 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 24.09.2015 решение суда отменил, взыскал с ООО "СК "Техностройресурс" в пользу Департамента 83 369 706 руб. 27 коп. основного долга по арендной плате, пени в размере 989 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. ст. 274, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Департамента, который просит отменить постановление апелляционного суда, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Департамент указывает, что протоколом от 18.04.2013 Градостроительно-земельной комиссией принято решение установлением ставки арендной платы с момента изменения цели предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 в„– 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в сумме 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка и 30% рыночной стоимости земельного участка, в размере 123 960 000 руб., определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, с внесением соответствующих изменений в условия договора аренды земельного участка от 04.02.2010 в„– М-01-034594.
Данное решение комиссии не отменено, ответчиком не оспорено, в связи с чем стороны определили правовое регулирование арендных отношений по договору в части арендной платы 18.04.2013 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 в„– 273-ПП (на момент принятия решения действовала редакция от 16.06.2011 в„– 276-ПП, в соответствии с которой арендная плата по договору аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в сумме 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка и 30% рыночной стоимости земельного участка за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления).
Заявитель полагает, что дополнительным соглашением установлена цена, которую ответчик должен был внести за изменение цели предоставления земельного участка, данное дополнительное соглашение было изготовлено на основании заявления ответчика, с данными условиями дополнительного соглашения организация была ознакомлена, не оспаривал, своей подписью дал согласие на внесение изменений в договор аренды земельного участка.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента подтвердил изложенные доводы и требования, представитель ООО "СК "Техностройресурс" возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить обжалуемое постановление без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, проверив в пределах требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела и принятии судебных актов, соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, между Департаментом (арендодателем) и ООО "СК "Техностройресурс" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 04.02.2010 в„– М-01-034594, общей площадью 3570 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Гаврикова, вл. 11, стр. 1, 2, 3, 4. предоставленного для эксплуатации зданий под административные цели.
Как следует из протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии от 18.04.2013 в„– 13 (п. 22), при рассмотрении вопроса об изменении срока и цели использования, содержащихся в договоре аренды земельного участка по адресу: г. Москва, Гавриков вл., вл. 11. стр. 1, 2, 3, 4 (ЦАО) принято решение об установлении арендной платы с момента изменения цели предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 в„– 273-ПП в сумме 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка и 30% рыночной стоимости земельного участка в размере 123 960 000 руб., определенной в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности, с внесением соответствующих изменений в условия договора аренды земельного участка от 04.02.2010 в„– М-01-034594.
Комиссией был установлен срок обеспечить выпуск соответствующего распоряжения Департамента - до 06.06.2013.
Дополнительным соглашением от 02.12.2013 к договору аренды изменена цель предоставления земельного участка на "проектирование и строительство (реконструкция) объекта капитального строительства в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 24.12.2010 в„– RU77-141000-002983, а именно: участки размещения торгово-бытовых объектов, в том числе объектов размещения гостиниц и прочих мест временного проживания".
Кроме того, п. 1.4 дополнительного соглашения от 02.12.2013 п. 4.3 договора изложен в следующей редакции: "Арендная плата по договору аренды земельного участка от 04.02.2010 в„– М-01-034594 после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) устанавливается в сумме 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка и 30% от рыночной стоимости земельного участка (123 9620 000 (сто двадцать три миллиона девятьсот шестьдесят тысяч) рублей) за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления".
В силу п. 3. дополнительного соглашения арендатор обязался в течение 30 дней с даты государственной регистрации дополнительного соглашения единовременно уплатить арендную плату за первый год срока аренды земельного участка в размере, определенном в п. 1.4 дополнительного соглашения.
В п. 3.4 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 в„– 273-ПП (в редакции от 10.09.2012) предусмотрено, что в случае если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) объектов, оказывающих влияние на развитие городской инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, по решению Градостроительно-земельной комиссии города Москвы арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и арендной платы, установленной на основании рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 18.06.2013 в„– 387-ПП внесены изменения в постановление от 25.04.2006 в„– 273-ПП, п. 3.4 которого изложен в следующей редакции: "В случае если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) гостиницы, то арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка рассчитывается в сумме арендной платы согласно приложению 1 к настоящему постановлению и ставки арендной платы в размере 30 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, за исключением случаев, когда значение показателя плотности застройки земельного участка, предусмотренное приложением 3 к настоящему постановлению, составляет менее двух.
В случае если на земельном участке планируется строительство (реконструкция) гостиницы и значение показателя плотности застройки земельного участка, предусмотренное приложением 3 к настоящему постановлению, составляет менее двух, то арендная плата за первый год срока действия договора аренды такого земельного участка определяется в соответствии с пунктом 3.2.1 настоящего постановления".
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на то, что расчет арендной платы следует производить с учетом Постановления Правительства Москвы от 18.06.2013 в„– 387-ПП в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что стороны определили правовое регулирование арендных отношений по договору в части арендной платы 18.04.2013 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 в„– 273-ПП, в связи с чем подписание сторонами дополнительного соглашения к договору аренды 02.12.2013, то есть после вступления в силу Постановления от 18.06.2013 в„– 387-ПП, не имеет правового значения в настоящем случае.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что заключение дополнительного соглашения сторон от 02.12.2013 к договору аренды земельного участка от 04.02.2010 в„– М-01-034594 было обусловлено изменением срока и цели предоставления земельного участка для строительства объекта.
Согласно п. 3.4 договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным органом государственной власти Российской Федерации и/или г. Москвы без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что в данном случае ставки арендной платы за пользование земельным участком являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что соответствует положениям ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из п. 3 Постановления Правительства Москвы от 18.06.2013 в„– 387-ПП действие указанного постановления не распространяется на отношения, возникшие до вступления в силу настоящего постановления.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что согласно п. 3.4 арендная плата договора подлежит обязательной уплате арендатором без дополнительного согласования и внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий договор, при введении нормативным актом новых ставок, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные требования о взыскании арендной платы, произведя ее расчет с учетом п. 3.4 Постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 в„– 273-ПП (в редакции Постановления от 18.06.2013 в„– 387-ПП).
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия отклоняет их в связи со следующим.
В п. 16 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 в„– 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о том, что размер арендной платы подлежит определению в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Москвы в„– 387-ПП от 18.06.2013.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого постановления, в связи с чем кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2015 года по делу в„– А40-61007/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.С.КАЛИНИНА

Судьи
О.А.ШИШОВА
С.Н.КРЕКОТНЕВ


------------------------------------------------------------------