Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2016 N Ф05-16564/2015 по делу N А40-164562/14
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что, являясь транспортным предприятием, осуществляющим возмездные пассажирские перевозки общественным автомобильным транспортом, оказал услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде невозмещенных расходов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку все обязательства в рамках заключенного договора перед истцом выполнены, у истца отсутствует право требовать возмещения убытков с Российской Федерации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. по делу в„– А40-164562/14

Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи - А.Л. Новоселова,
судей: Е.Ю. Ворониной и Л.А. Тутубалиной,
при участии в заседании:
от истца: Саваньковой Т.А. (дов. от 31.12.2015)
от ответчика:
от третьего лица:
рассмотрев 13 января 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "Ершовское автотранспортное предприятие"
на решение от 20 мая 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
на постановление от 20 августа 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С.,
по иску открытого акционерного общества "Ершовское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1056411309745, 413503, Саратовская область, г. Ершов, ул. Телеграфная, д. 15)
к 1. Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
2. Саратовской области в лице Министерства Финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72)
Третье лицо: Саратовская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
о взыскании 713.880 руб.,

установил:

Иск предъявлен Открытым акционерным обществом "Ершовское автотранспортное предприятие к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и Саратовской области в лице Министерства Финансов Саратовской Области о взыскании убытков в размере 1 037 641 руб. 14 коп. солидарно", с учетом его уточнения в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 20 мая 2015 года Арбитражного суда города Москвы в требованиях истца отказано.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований истец указал, что являясь транспортным предприятием, осуществляющим возмездные пассажирские перевозки общественным автомобильным транспортом территории Ершовского муниципального района Саратовской области, истец оказал в 2011 - 2013 годах льготные услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр льготников, в связи с чем понес убытки в виде невозмещенных расходов в сумме 1 037 641 руб. 14 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Постановлением Правительства Саратовской области от 07 апреля 2009 года в„– 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" утвержден Перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета, убытки от перевозки которых, предъявлены к взысканию в рамках настоящего дела.
Согласно постановлению от 07 апреля 2009 года в„– 122-П проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании СМПБ, приобретаемых гражданами по льготным ценам, установленным данным положением.
При этом, постановлением от 07 апреля 2009 года в„– 122-П и постановлением Правительства Саратовской области в„– 320-П от 21 июля 2010 года определена и полная стоимость проезда одного пассажира по СМПБ.
Вышеуказанные нормативные акты по своей сути являются методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по Свердловской области. Данная методика учитывает общее количество СМПБ, выданных на территории муниципального образования, предусматривает распределение компенсации между перевозчиками пропорционально выполненной ими работе на линии и исходит их того, что размер компенсации определяется как разница между полной месячной стоимостью проезда одного пассажира по СМПБ и стоимостью СМПБ, оплаченной гражданином.
В 2011, 2012, 2013 годах на всей территории Саратовской области учет проданных социальных месячных проездных билетов ведется в соответствии с приложениями в„– 1-3 постановления Правительства Саратовской области от 7 апреля 2009 года в„– 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан".
Таким образом, законодательством субъекта определена полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ и по своей сути, является методикой расчета компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий граждан по каждому муниципальному образованию.
Не оспаривая факт получения в полном объеме из бюджета компенсации, исчисленной в соответствии правилами постановлением от 07.04.2009 г. в„– 122-П, истец полагает, что указанная в нормативных актах полная стоимость СМПБ занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Однако постановление от 07.04.2009 г. в„– 122-П является нормативным правовым актом, установившим методику расчета и исходные данные, необходимые для исчисления расходов перевозчиков. Оно не оспорено и не признано судом недействующим.
Не согласившись с принятыми судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемое постановление апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение апелляционной инстанцией ст. 12, 15, 16, 393, 790, 1069, 1071, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, указанные лица имели возможность следить за движением кассационной жалобы, в том числе через официальный сайт Арбитражного суда Московского округа в сети Интернет, на котором была размещена информация о времени и месте судебного заседания.
Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с ч. 1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств дела, апелляционная инстанция правильно применила нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, в том числе нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с договорами в„– 02-06/157 от 31 декабря 2010 года, в„– 02-06/68 от 16 января 2012 года, в„– 02-06/249 от 29 декабря 2012 года о предоставлении льготного проезда отдельным категориям граждан на основании ЕСПБ, заключенным между истцом и ГАУ "Управление пассажирских перевозок") (Управление), Администрацией Ершовского муниципального района (Уполномоченная организация), исполнитель услуг обязался осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам и в соответствии с установленным расписанием движения, а также ежемесячно представлять в Администрацию г. Ершов и Администрацию Ершовского муниципального района отчеты о выполненной фактической транспортной работе за месяц, предшествующий отчетному.
Все обязательства в рамках заключенного договора перед истцом выполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Кассационная инстанция учитывает также следующее.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, в результате чего из федеральных законов исключены нормы о праве на льготный проезд в общественном городском и пригородном транспорте категорий граждан, которым ранее такое право предоставлялось федеральными законами, и на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена система социальной защиты граждан, согласно которой субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны были при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.
Никаких конкретных норм о предоставлении тех или иных видов льгот, видов и размеров денежных компенсаций Федеральный закон от 22 августа 2004 года в„– 122-ФЗ не содержит.
Как следует из Федерального закона от 22 августа 2004 года в„– 122-ФЗ, кроме замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации, указанный Федеральный закон разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, в том числе по вопросу социальной поддержки и социального обслуживания ряда категорий граждан.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года в„– 122-ФЗ) обеспечение мер социальной поддержки льготных категорий граждан по равной доступности проезда в общественном транспорте для федеральных и региональных льготников является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а не Российской Федерации.
При этом передача субъектам Российской Федерации полномочий по обеспечению мерами социальной поддержки ряда лиц и отнесение соответствующих расходных обязательств к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации не лишает субъекты Российской Федерации возможности в случае необходимости решить на бюджетном уровне вопросы софинансирования Российской Федерацией льгот, предоставленных отдельным категориям граждан федерального регистра. Однако такие вопросы подлежат разрешению по нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приведенные нормы права свидетельствует об отсутствии у истца права требовать возмещения убытков, возникших, по мнению истца, в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, включенных в федеральный регистр, с Российской Федерации.
Нарушения норм процессуального права, являющегося в силу ч. 3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 20 мая 2015 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 20 августа 2015 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу в„– А40-164562/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.Л.НОВОСЕЛОВ

Судьи
Е.Ю.ВОРОНИНА
Л.А.ТУТУБАЛИНА


------------------------------------------------------------------