Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2016 N Ф05-6587/2016 по делу N А40-158769/15
Требование: О признании незаконным распоряжения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым распоряжением земельный участок был изъят для государственных нужд.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что до изъятия спорная часть земельного участка общества не могла быть использована для сельскохозяйственной деятельности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу в„– А40-158769/15

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: Осокин А.Б., доверенность от 01.10.2015;
от заинтересованного лица: Ильин А.В., доверенность 11.01.2016;
от третьего лица: Туйнова О.Ю., доверенность от 01.12.2015;
рассмотрев 24 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Синево-3"
на решение от 06 ноября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Масловым С.В.,
на постановление от 10 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Кочешковой М.В., Румянцевым П.В.,
по делу в„– А40-158769/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Синево-3" (ОГРН: 1075017005623)
о признании незаконным и отмене распоряжения
к Федеральному дорожному агентству (ОГРН: 1047796331494),
третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Синево-3" (далее - ООО "Синево-3") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Федерального дорожного агентства от 16.06.2015 в„– 1001-р об изъятии земельного участка в части з/у с кадастровым номером 50:24:0010609:23.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Синево-3" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общая площадь 793.384 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: участок находится примерно в 2.940 м по направлению на юго-восток от ориентира Московская область, Орехово-Зуевский район, Демиховское сельское поселение, д. Щербинино, расположено за пределами участка, кадастровый номер: 50:24:0010609:23, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 18.02.2013 сделана запись регистрации в„– 50-50-24/047/2012-108.
16.07.2015 Федеральным дорожным агентством было принято распоряжение от 16.06.2015 в„– 1001-р об изъятии у заявителя части указанного земельного участка для государственных (муниципальных) нужд в связи со строительством и реконструкцией Московского большого кольца через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на участке пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы до д. Стенино, Московской области (далее - Распоряжение) отнесенной к автомобильной дороге первой категории.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа; в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным земельным законодательством.
Согласно статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд; принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда; иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 в„– 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве" установлено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Согласно пункту 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, Росавтодор:
- принимает решения об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей;
- организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Таким образом, органом, уполномоченным осуществлять полномочия Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог федерального значения является Федеральное дорожное агентство.
Согласно пункту 3.2.1 устава ФКУ "Центравтомагистраль", утвержденного приказом Росавтодора от 01.06.2011 в„– 67 (далее - Устав), к целям деятельности учреждения относятся, в том числе:
- проведение комплекса мероприятий по изъятию, в том числе, путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд и в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также по регистрации соответствующих прав на них;
- обеспечение организации работ по освобождению территории строительства и решение вопросов, связанных с подготовкой площадок для производства работ.
В соответствии с пунктом 2.2. Устава, для достижения целей своей деятельности Управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах Российской Федерации.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 в„– 3161-р "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления" (приложение в„– 2), за учреждением закреплена федеральная автомобильная дорога общего пользования А-108 Московское большое кольцо через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин (с подъездом к государственному комплексу "Таруса" и проездами по его территории) на праве оперативного управления (в том числе Ярославско-Горьковское шоссе и Горьковско-Егорьевское шоссе).
ФКУ "Центравтомагистраль" является государственным заказчиком строительства и реконструкции Московского большого кольца через Дмитров, Сергиев-Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на участке пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы, до д. Стенино, Московская область.
В целях реализации Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015)", а также во исполнение функций государственного заказчика работ на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии с Заданием Федерального дорожного агентства на разработку проекта строительства и реконструкции, утвержденное Федеральным дорожным агентством, между Учреждением и ОАО "Проекттрансстрой" 18.06.2006 заключен государственный контракт в„– 109/016-с-ПИР на проведение проектно-изыскательских работ на строительство и реконструкцию Московского большого кольца через Дмитров, Сергиев-Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на участке пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы до д. Стенино, Московская область (далее - Объект строительства).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 в„– 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", Федеральным государственным учреждением "Главное управление государственной экспертизы" (ФГУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ") проведена проверка проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверка достоверности определения сметной стоимости объекта.
ФГУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" установлено соответствие результатов инженерных изысканий требованиям гражданского, земельного и строительного законодательства Российской Федерации, что подтверждается положительным заключением Государственной экспертизы от 22.11.2010 в„– 1135-10ЛТЭ-3388/04 (в„– в Реестре 00-1-4-4406-10).
В ходе проведенной государственной экспертизы, установлено, что подготовка, согласование и утверждение схемы расположения земельного участка для строительства и реконструкции автомобильной дороги произведена в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Федеральным дорожным агентством вынесено распоряжение от 16.06.2015 в„– 1001-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция Московского большого кольца через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на участке пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы до д. Стенино, Московская область".
В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения об изъятии, ФКУ "Центравтомагистраль" обязано обеспечить выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков.
ФКУ "Центравтомагистраль" письмом от 02.10.2013 в„– 18/2-7/8266 "О согласии на образование земельного участка" уведомило ООО "Синево-3" о том, что строительством затрагивается часть земельного участка с кадастровым номером 50:24:0010609:23. Площадь земельного участка намеченного к изъятию для нужд Российской Федерации составляет 5.300 кв. м.
В результате произведенных кадастровых работ был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок необходимый для строительства автомобильной дороги.
Кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 50:24:0010609:23 осуществлены на основании сведений о границах полосы отвода из утвержденного проекта межевания территории по объекту: "Строительство и реконструкция Московского большого кольца через Дмитров, Сергиев-Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на участке пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы до д. Стенино, Московская область" в соответствии с положениями статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации определяющим ширину водоохранной и прибрежных защитных зон рек.
Письмом от 08.07.2015 в„– 18/2-7/5710 ФКУ "Центравтомагистраль" направило в адрес ООО "Синево-3" уведомление об изъятии земельного участка, попадающего в зону строительства и реконструкции Московского большого кольца через Дмитров, Сергиев Посад, Орехово-Зуево, Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу, Клин на участке пересечения с автомобильной дорогой М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы до д. Стенино, Московская область.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно статей 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Распоряжение Росавтодора от 16.06.2015 в„– 1001-р соответствует положениям статей 44, 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 279 - 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 в„– 848, акту администрации Орехово-Зуевского района Московской области, положительному заключением Государственной экспертизы по проекту строительства и реконструкции федеральной автомобильной дороги общего пользования М-7 на рассматриваемом участке.
Как правильно указала апелляционная инстанция, доводы заявителя о предполагаемой незаконности распоряжения Росавтодора от 16.06.2015 в„– 1001-р сводятся к тому, что заявитель считает, что у него должно быть изъято все подмостное пространство, а не только площади под подпорной горкой и опорой моста, поскольку все подмостное пространство после строительства моста не сможет быть использовано для сельскохозяйственной деятельности.
Данные доводы ООО "Синево-3" являются несостоятельными ввиду следующего.
Рассматриваемые части земельного участка относятся к водоохранной и прибрежной защитным зонам рек согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии рек и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается для рек или ручьев протяженностью от их истока:
1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Река Клязьма имеет протяженность 686 км, а следовательно ширина водоохранной зоны устанавливается в размере двухсот метров.
Согласно части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 той же статьи запрещаются в т.ч.:
- распашка земель:
- размещение отвалов размываемых грунтов;
- выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Следовательно, и до изъятия рассматриваемая часть земельного участка ООО "Синево-3" не могла быть использована для сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, площадь земельного участка, подлежащего изъятию в целях размещения линейного объекта была обоснованно минимизирована с учетом границы водоохранной зоны реки Клязьма и во исполнение принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьями 28, 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суды указали, что заявитель не доказал несоответствие оспариваемых действий или решений Росавтодора положениям какого-либо закона или нормативного правового акта, не доказал незаконность предполагаемого нарушения своих прав и интересов принятым ненормативным правовым актом. При этом законные действия или решения Росавтодора не могут нарушать законные права и интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2016 года по делу в„– А40-158769/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Синево-3" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------