Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.05.2016 N Ф05-4288/2016 по делу N А40-132411/15
Требование: О взыскании пени за просрочку доставки грузов.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчиком было допущено нарушение сроков доставки груза, так как цистерны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке грузов документально подтвержден. Размер неустойки снижен на основании ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2016 г. по делу в„– А40-132411/15

Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Калининой Н.С., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: открытого акционерного общества "НГК "Славнефть" - Смыслова Е.М. по дов. от 17.12.2015,
от ответчика: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Буркеева А.Ф. по дов. от 16.10.2015,
рассмотрев 18 мая 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога
на решение от 06 ноября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Архиповой А.А.,
и постановление от 17 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лаврецкой Н.В., Лаптевой О.Н., Левченко Н.И.,
по иску открытого акционерного общества "НГК "Славнефть"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени за просрочку доставки грузов,

установил:

открытое акционерное общество "НГК "Славнефть" (далее - истец, ОАО "НГК "Славнефть") обратилось в Арбитражный суд города Москвы к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") с иском, с учетом принятых судом уточнений заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании 3 517 914,91 руб. пени за просрочку доставки грузов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года заявленные требования удовлетворены частично: суд взыскал с ОАО "РЖД" в пользу ОАО "НГК "Славнефть" пени в размере 2 800 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2016 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая на нарушение и неправильное применение судами норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик указывает, что по ряду отправок не были учтены в соответствии с пунктом 5.9 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом 1 сутки, связанные с прохождением Московского железнодорожного узла, таким образом, сумма уменьшения размера пени, с учетом прохождения Московского железнодорожного узла, подлежит уменьшению на 355 118,78 руб. Судом не учтено, что вагонами 50664648, 50663848, 51165611, 51025039 следовал опасный груз, данный груз по накладной ЭХ535372 был доставлен без просрочки, следовательно, сумма пени подлежит уменьшению, согласно представленного ответчиком контррасчета, на сумму 70 930,06 руб. Согласно пункту 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, однако судами не были исследованы акты общей формы, подписанные представителем грузополучателя без разногласий, и расчет сроков доставки вагонов с учетом дополнительных суток при задержке по причине неприема станцией назначения (по вине грузополучателя). Таким образом, сумма размера пени, с учетом пунктов 5.9, 5.12 и 6.6 Правил, подлежит уменьшению на 2 321 975,36 руб. Общая сумма пени за просрочку доставки грузов, рассчитанная в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта и с учетом дополнительных суток, могла бы составить 1 195 939,55 руб.
В представленном отзыве на кассационную жалобу ОАО "НГК "Славнефть", возражая против доводов жалобы, указало, что согласно маршрутам следования по спорным отправкам вагоны не должны были проходить через станции Московского узла, а поскольку перевозчик отклонился от маршрута следования, оснований для увеличения срока доставки груза, предусмотренные пунктом 5.9 Правил в„– 27, отсутствуют. Требование об увеличении срока доставки груза на основании пункта 5.12 Правил по отправке ЭХ535372 было учтено перевозчиком при расчете срока доставки и оформлении перевозочных документов по всем спорным отправкам, в том числе и по отправке ЭХ535372. Ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие соблюдение им процедуры уведомления грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, подписанные грузополучателем акты общей формы, не подтверждено доказательствами невыполнение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, что повлекло задержку вагонов.
Явившийся в судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержала доводы и требования кассационной жалобы, представитель истца возражала против доводов жалобы, указывая на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "РЖД" в период с ноября 2014 года по декабрь 2014 года приняло на себя обязательство по перевозке груженых цистерн.
Поскольку ответчиком было допущено нарушение сроков доставки груза, цистерны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными, истец начислил ответчику пени в размере 3 517 914,91 руб., неуплата которых последним в добровольном порядке послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования о взыскании штрафных санкций, суд первой инстанции, установив факт нарушения ответчиком обязательств по своевременной доставке грузов и документальное его подтверждение, пришел к выводу о наличии у истца права на взыскание с ответчика пени.
При этом суд, приняв во внимание то обстоятельство, что обязательства по доставке грузов выполнены, а задержка их доставки допущена ответчиком в целом на небольшой срок, применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскал с ответчика пени в размере 2 800 000 руб.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза.
Судами установлено, что ответчик принял на себя обязательства по перевозке груза, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 в„– 27, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
В силу пункта 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Согласно пункту 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки, при этом расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Факт нарушения сроков доставки грузов, в отношении которых применены штрафные санкции, судами установлен и подтвержден материалами дела.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт нарушения ответчиком сроков доставки грузов подтвержден материалами дела, суд пришел к выводу о правомерности требования истца о взыскании с ответчика штрафных санкций (пени).
Доказательства, которые бы могли свидетельствовать о том, что нарушение сроков доставки грузов произошло по вине истца, либо о том, что вина ответчика в нарушении сроков доставки вагонов отсутствовала, равно как и доказательства наличия непреодолимой силы, обусловившей невозможность надлежащего исполнения ответчиком обязательств по своевременной доставке грузов, материалы дела не содержат и судами не установлены.
Проверив представленный истцом расчет пени и установив, что размер начисленных пени несоразмерен последствиям нарушения обязательства по своевременной доставке грузов, поскольку обязательства по доставке грузов выполнены, а задержка их доставки допущена ответчиком в целом на небольшой срок, суд пришел к выводу о необходимости снижения размера взыскиваемой неустойки и, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскал с ответчика пени в размере 2 800 000 руб.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов и признает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, в том числе, о необходимости при расчете пени учитывать факт следования груза через станции Московского узла согласно пункту 5.9 Правил, об увеличении срока доставки груза на основании пункта 5.12 Правил, об увеличении срока доставки груза на основании пункта 6.6 Правил, были исследованы судом апелляционной инстанции и, получив надлежащую правовую оценку, обоснованно отклонены, в связи с чем не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а лишь указывают на несогласие с выводами судов, основанными на исследовании имеющихся в деле доказательств, и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 февраля 2016 года по делу в„– А40-132411/15 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Московская железная дорога - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ

Судьи
Н.С.КАЛИНИНА
О.А.ШИШОВА


------------------------------------------------------------------