Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2016 N Ф05-4343/2016 по делу N А40-105803/2015
Требование: О возмещении вреда.
Обстоятельства: Истец использует труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и уплачивает взносы на дополнительное социальное обеспечение, Конституционный Суд РФ признал ст. 2 ФЗ от 23.12.10 N 360-ФЗ в части придания обратной силы правилам определения базы для начисления взносов не соответствующей Конституции РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку Конституционный Суд РФ указал, что денежные средства, внесенные до вступления Постановления от 17.06.13 N 13-П в силу, возврату не подлежат.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2016 г. по делу в„– А40-105803/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной
судей А.А. Малюшина и А.И. Стрельникова
при участии в заседании:
от истца -
от ответчика -
от третьего лица - Давыдова Г.И., дов. от 31.12.2015,
рассмотрев 07 июня 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 23 ноября 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Шевелевой Л.А.,
на постановление от 25 февраля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
по иску Открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" (ОГРН 1027700092661, г. Москва)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва)
с участием Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации в„– 10 по г. Москве и Московской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора
о возмещении вреда, причиненного федеральными государственными органами, в размере 374 402 740 руб.

установил:

Открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 374 402 740 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации в„– 10 по городу Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2015 изменено, после слов в решении Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2015 "Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации" добавлены слова - "за счет казны Российской Федерации". В остальной части решение Арбитражного суда города Москвы 23.11.2015 оставлено без изменения.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ответчика, который просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, имеющимся в материалах дела доказательствам, и отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами неправильно истолковано постановление Конституционного Суда Российской Федерации в„– 13-П от 17.06.2013, согласно которому установленный Конституционным Судом Российской Федерации порядок исполнения постановления не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год до вынесения упомянутого постановления.
В связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена председательствующего судьи Л.В. Завирюха на судью Л.А. Тутубалину.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителей не направили. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Представитель третьего лица в судебном заседании согласился с доводами кассационной жалобы.
Заслушав представителя третьего лица, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает решение и постановление подлежащими отмене с принятием нового судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, общество является организацией, использующей труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и уплачивает взносы на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2001 в„– 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон о дополнительном социальном обеспечении).
В 2010 году общество также являлось плательщиком взносов на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Законом о дополнительном социальном обеспечении. Сумма взносов на основании Федерального закона в„– 155-ФЗ от 27.11.2001 была исчислена и уплачена обществом в 2010 году в соответствии с данным правовым регулированием.
Федеральным законом от 23.12.2010 в„– 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (далее - Закон в„– 360-ФЗ) была, в частности, изложена в новой редакции часть вторая статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении, определяющая объект обложения и базу для начисления упомянутых взносов, за счет которых получающим пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии (пункт 3 статьи 1).
Закон в„– 360-ФЗ вступил в силу 27.12.2010. При этом согласно части второй статьи 2 Закона в„– 360-ФЗ действие положений части второй статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении (в редакции Закона в„– 360-ФЗ) было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
Эти положения, в отличие от прежнего правового регулирования, не предусматривали более применение при определении базы для начисления указанных взносов предельной величины выплат и иных вознаграждений членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в размере 415 000 руб.
В результате принятия Закона в„– 360-ФЗ общество пересчитало сумму взносов, подлежащих уплате за 2010 год, со всей суммы вознаграждения каждому работнику (члену летного экипажа). Общая сумма взносов согласно корректировочному расчету РСВ-1.9 увеличилась с 79 677 151 руб. до 454 079 891 руб.
Пересчитанная сумма была полностью уплачена обществом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Впоследствии, в постановлении в„– 13-П от 17.06.2013 "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года в„– 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в связи с запросами Арбитражного суда Сахалинской области и Арбитражного суда Приморского края" Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 в„– 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
Проанализировав правовую природу взносов, за счет которых производится выплата ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации организациями, использующими труд указанной категории работников, не являясь налогами и не подпадая под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов, по своему юридическому содержанию и социально правовой природе представляют собой обязательные целевые платежи публично-правового характера - они взыскиваются на началах обязательности, безвозвратности и индивидуальной безвозмездности.
Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 2 статьи 2 Закона в„– 360-ФЗ, согласно которой действие измененного нормативного регулирования было распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2010, не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно придает обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.
Сумма излишне уплаченных обществом за 2010 год взносов составила 375 639 485 руб., в том числе в результате перерасчета базы 374 402 740 руб.
В целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части 1 статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил в пункте 4 следующий порядок исполнения данного постановления.
Часть вторая статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23.12.2010 в„– 360-ФЗ с момента провозглашения и, соответственно, вступления в силу настоящего постановления не подлежит применению при определении базы для начисления взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год.
Денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления настоящего постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат. Не выплаченные до вступления настоящего постановления в силу суммы, исчисленные с базы для начисления взносов за 2010 год, превышающей 415 000 рублей, не могут быть взысканы, а решения о взыскании соответствующих сумм, вынесенные, но не исполненные до вступления настоящего постановления в силу, исполнению не подлежат.
Удовлетворяя исковое требование общества, суды исходили из того, что несоответствие отдельных положений Закона в„– 360-ФЗ Конституции Российской Федерации подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении в„– 13-П. Суды сочли, что, поскольку спорная сумма не может быть возвращена из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в общем порядке, на что указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении, общество, будучи неограниченным в выборе способов защиты нарушенных прав плательщика взносов, на основании статей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать возмещения вреда с Российской Федерации в лице ее финансового органа.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу пункта 12 части 1 статьи 75 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 в„– 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости от характера рассматриваемого вопроса и применительно к конкретным правоотношениям может быть определен порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения.
В Постановлении в„– 13-П Конституционный Суд Российской Федерации определил порядок исполнения этого постановления, указав, в частности, на то, что денежные средства, за счет которых членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации выплачивается ежемесячная доплата к пенсии, внесенные, в том числе на основании судебных решений, за 2010 год организациями, использующими труд названной категории работников, до вступления данного постановления в силу, возврату или зачету в счет будущих платежей не подлежат.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации исключил возможность возврата, зачета в счет будущих платежей сумм взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год, уплаченных или взысканных по правилам части второй статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении в редакции Закона в„– 360-ФЗ, а также возможность пересмотра в связи с принятием Постановления в„– 13-П вступивших в законную силу и исполненных полностью решений о взыскании данных взносов и судебных актов, которыми такие решения признаны законными.
В определении от 04.12.2000 в„– 243-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом.
Следовательно, признание части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 в„– 360-ФЗ в части придания норме обратной силы не соответствующей Конституции Российской Федерации, исходя из содержания и определенного порядка исполнения Постановления, не предполагает в качестве возможного юридического последствия данного Постановления взыскание убытков за счет казны Российской Федерации на основании статей 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в„– 13-П Закон в„– 360-ФЗ в этой части являлся действующим и подлежал исполнению, и только на будущее время он утратил юридическую силу.
Согласно статье 6 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Свойством общеобязательности, по смыслу названного Закона, обладают все решения Конституционного Суда Российской Федерации, которые в силу части второй статьи 79 названного Закона действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации не может быть преодолено выбором иного способа защиты, не упомянутого в Постановлении.
Никакое ведомство Российской Федерации, равно как и суды, не вправе давать свое толкование положений Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", отличающееся от толкования, данного самим Конституционным Судом Российской Федерации.
В определении от 08.12.2015 в„– 2737-О-Р Конституционный Суд Российской Федерации прямо указал, что в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации порядок исполнения упомянутого постановления не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписания части 2 статьи 4 Закона о дополнительном социальном обеспечении (в редакции Закона в„– 360-ФЗ). Соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании. Противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу Постановления в„– 13-П) отсутствовала.
Соответственно, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, взыскание с казны Российской Федерации названных сумм взносов не вытекает из установленного порядка исполнения Постановления в„– 13-П.
Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает выводы судов по настоящему делу не соответствующими приведенной общеобязательной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости взыскания спорной суммы за счет казны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, решение и постановление подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.11.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2016 по делу в„– А40-105803/2015 отменить.
В удовлетворении иска Открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении вреда отказать.

Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА

Судьи
А.А.МАЛЮШИН
А.И.СТРЕЛЬНИКОВ


------------------------------------------------------------------