Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2016 N Ф05-16872/2016 по делу N А40-206279/2015
Требование: О признании недействительными заключения экспертной комиссии и приказа уполномоченного органа.
Обстоятельства: Заявителю было отказано в выдаче разрешения на добычу водных биологических ресурсов на участке в связи с тем, что данный участок входит в границы национального парка, в связи с чем промышленное рыболовство на нем запрещено.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемые заключение экспертной комиссии и приказ уполномоченного органа прав и законных интересов заявителя не затрагивают. Границы национального парка были согласованы в установленном порядке со всеми правообладателями земель.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2016 г. по делу в„– А40-206279/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз "Заря" - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Сазонова Д.М. по дов. от 09.03.2016 в„– Д-17,
от третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз "им. М.И. Калинина" - не явился, извещен,
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Иванов С.В. по дов. от 20.01.2016 в„– 01-08-35/910,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Онежское поморье" - не явился, извещен,
рассмотрев 10 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз "Заря"
на решение от 05 апреля 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Девицкой Н.Е.,
на постановление от 21 июля 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-206279/15,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз "Заря"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительными заключения экспертной комиссии и приказа,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз "им. М.И. Калинина", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Онежское поморье"

установил:

Рыболовецкий колхоз "Заря" (далее - заявитель, РК "Заря", Колхоз) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Ростехнадзор) с требованием о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 03.12.2009 материалов, обосновывающих создание национального парка "Онежское Поморье", и приказа Ростехнадзора от 07.12.2009 в„– 1013 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание национального парка "Онежское Поморье" К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Рыболовецкий колхоз "им. М.И. Калинина", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Онежское поморье".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2016 года, требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанными судебными актами, колхоз обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представители Ростехнадзора и третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на кассационную жалобу, который подлежит приобщению к материалам дела.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда не поступило.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, обсудив кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, РК "Заря" является рыбохозяйственной организацией, основным видом деятельности которой является промышленное и прибрежное рыболовство. Помимо указанного, Колхоз имеет статус поселкообразующей рыбохозяйственной организации и включен в соответствующий перечень градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 в„– 452. Основной сферой занятости работников РК "Заря" в месте его нахождения является промышленное рыболовство в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается (корюшка азиатская зубастая, сельдь беломорская, навага), осуществляемое в акватории Унской губы Белого моря.
Договоры пользования водными биоресурсами заключаются РК "Заря" с Федеральным агентством по рыболовству ежегодно. Действующий в 2015 году договор в„– 29/00010 заключен 10.12.2014.
РК "Заря" является пользователем рыбопромыслового участка "Холодное (залив Унская губа Белого моря)" (далее - Участок), расположенного в акватории Унской губы Белого моря. Действующий договор пользования Участком заключен РК "Заря" с Федеральным агентством по рыболовству 28.12.2005. Дополнительным соглашением в„– 1 от 20.12.2006 установлен следующий срок действия договора от 28.12.2005 пользования Участком: с 28.12.2005 по 28.12.2030 Участок предоставлен заявителю для осуществления промышленного рыболовства.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что РК "Заря" обладает основанным на Федеральном законе от 20.12.2004 в„– 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и заключенных в соответствии с ним действующих договорах правом срочного пользования водными биоресурсами в целях осуществления промышленного рыболовства на Участке.
В соответствии со статьями 34 - 36 Закона о рыболовстве 16.12.2014 РК "Заря" обратился в Двинско-Печорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ДПТУ) с заявлением на получение разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на Участке.
19.12.2014 в адрес РК "Заря" был направлен отказ (исх. в„– 05/11089) в выдаче соответствующего разрешения, которым заявителю было указано на то, что Участок входит в границы Национального парка "Онежское Поморье", учрежденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 в„– 153, в связи с чем промышленное рыболовство на нем запрещено в силу подпункта е) пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ).
Принятие Правительством Российской Федерации акта о создании указанного выше национального парка и включение в его границы акватории Унской губы Белого моря стало возможным, в числе прочего, в связи с наличием положительного заключения от 03.12.2009 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих создание национального парка "Онежское Поморье", утвержденного Приказом Ростехнадзора от 07.12.2009 в„– 1013.
Не согласившись с заключением экспертной комиссии от 03.12.2009 и приказом от 07.12.2009 в„– 1013, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, в соответствии со статьей 14 Закона об ООПТ национальные парки учреждаются Постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 11 и абзацем пятым подпункта 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, представляются на государственную экологическую экспертизу вместе с материалами их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
Судами установлено, что соответствующие материалы комплексного эколого-экономического обследования территории, обосновывающие придание ей статуса национального парка, прошли государственную экологическую экспертизу, положительное заключение которой утверждено приказом Ростехнадзора от 07.12.2009 в„– 1013.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 в„– 153 учрежден национальный парк "Онежское Поморье".
При этом работы по организации национального парка на Онежском полуострове начались в 1997 году. К 2002 году границы национального парка были согласованы в установленном порядке со всеми правообладателями земель. В 2004 году администрацией Архангельской области утвержден акт выбора земельного участка.
В 2004 году материалы эколого-экономического обоснования получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 18.10.2004 в„– 127.
Однако в процессе последующего согласования проекта акта Правительства Российской Федерации об организации национального парка с Минсельхозом России в целях достижения баланса между охраной окружающей среды и снижением потерь для экономики региона было принято решение провести корректировку границ проектируемого национального парка и уменьшить ранее согласованную площадь на 49 000 га за счет исключения морской акватории. Также из границ национального парка исключены земли сельхозформирований, рыболовецких колхозов и рыбокомбината, которые ранее планировалось включить в границы проектируемого парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
В 2008 году земельный участок национального парка в согласованных в 2007 году границах поставлен на кадастровый учет.
Границы национального парка были согласованы РК "Заря" как при первоначальной проектировке границ, осуществленной в 1999 году (лист 26 тома IV Эколого-экономическое обоснование Национальный парк "Онежское Поморье"), так и после их корректировки в 2008 году (титульный лист Проекта границ лесных участков находящихся в федеральной собственности РФ для размещения национального парка "Онежское Поморье").
Пунктом 2 приказа Ростехнадзора от 07.12.2009 в„– 1013 установлен срок действия заключения государственной экологической экспертизы - 5 лет.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 в„– 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, оно теряет юридическую силу.
Суды указали, что оспариваемое заявителем заключение государственной экологической экспертизы само по себе права и обязанности Колхоза не затрагивает, в связи с чем отмена данного заключения на права и обязанности заявителя не повлияет и не будет способствовать восстановлению этих прав в случае их нарушения.
По существу заявитель выражает несогласие с ограничениями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации, которому была дана соответствующая оценка в Решении Верховного суда Российской Федерации от 23.12.2014 по делу в„– АКПИ14-1260, оставленном без изменения Апелляционным определением от 28.04.2015. Указанными судебными актами было отказано в удовлетворении требований о признании данного Постановления частично недействующим.
Кассационная коллегия поддерживает выводы судов, отраженные в оспариваемых судебных актах. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Доводы, указанные заявителем в обоснование кассационной жалобы получили отклонены судами первой и апелляционной инстанции, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2016 года по делу в„– А40-206279/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------