Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2016 N Ф05-14894/2016 по делу N А41-13060/2016
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения доказано, размер административного штрафа снижен, так как он не соответствует характеру совершенного обществом правонарушения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. по делу в„– А41-13060/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Красновой С.В.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Альфа" - не явился, извещен,
от заинтересованного лица - Министерства экологии и природопользования Московской области - Черножукова Я.А. по дов. от 16.05.2016 в„– 57, Грачев Р.Г. по дов. от 26.08.2016 в„– 73,
рассмотрев 08 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области
на постановление от 29 июня 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Шевченко Е.Е., Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
по делу в„– А41-13060/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа"
к Министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - ООО "Фльфа", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об отмене постановления Министерства экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, административный орган) от 29.02.2016 в„– 205/11/2016 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 рублей и протокола об административном правонарушении от 15.02.2016 в„– 205/11/2016.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2016 года производство по делу в части требования об отмене протокола об административном правонарушении от 15.02.2016 в„– 205/11/2016 прекращено. Постановление министерства от 29.02.2016 в„– 205/11/2016 изменено в части размера назначенного наказания: штраф в размере 300 000 рублей снижен до 150 000 рублей. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 года решение суда в части, касающейся требования ООО "Альфа" об оспаривании постановления министерства от 29.02.2016 в„– 205/11/2016 отменено.
Данное требование общества удовлетворено: суд признал незаконным и отменил постановление Министерства экологии и природопользования от 29.02.2016 в„– 205/11/2016, которым ООО "Альфа" привлечено к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ. В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным постановлением суда апелляционной инстанции, административный орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм права, оставив в силе решение суда от 25 апреля 2016 года.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель, извещенный о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направил. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лица, не явившегося в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда.
Отводов составу суда и отзыва на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителей административного органа, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным судами по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, министерство 11.04.2007 выдало обществу лицензию серии МСК в„– 80021 ТЭ на право пользования недрами (общераспространенное полезное ископаемое), разрешающее заявителю выполнять работы по добыче глин и суглинков на участке площадью 20 га Никулинского месторождения (далее - лицензия).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно лицензии участок недр расположен в 5 км северо-западнее д. Никулино, срок окончания действия лицензии - 01.01.2017, неотъемлемой частью лицензии являются Условия пользования недрами (далее - Условия), являющиеся приложением к лицензии.
В соответствии с пунктом 5.2 Условий с учетом изменений, внесенных в 2009 году, обществу установлен ежегодный уровень добычи в объеме: суглинки - 40 - 60 тыс. куб. м, пески - 250 - 300 тыс. куб. м.
Согласно пункту 10.4 Условий общество обязано в срок до 5 февраля предоставлять в министерство информацию с объяснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования за прошедший год.
В силу части 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за то, что в срок до 05.02.2016 не представило министерству информацию с объяснительной запиской, содержащей сведения о выполнении условий недропользования за 2015 год, а также не выработало минимальный объем добычи песка и суглинок, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением министерства, а также протоколом от 15.02.2016 в„– 205/11/2016, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с указанными требованиями.
Прекращая производство по делу в части требования об отмене протокола об административном правонарушении, суд первой инстанции указал, что протокол об административном правонарушении не является актом государственного органа, который может быть оспорен в судебном порядке в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении требования об отмене названного постановления министерства, суд первой инстанции счел доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Снижая размер административного штрафа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что назначенный министерством штраф (в размере 300 000 рублей) не соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, в связи с чем снизил на половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (до 150 000 рублей).
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Так, часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусматривает, что пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ являются отношения в сфере пользования недрами. Объективную сторону составляют действия лица, в результате которых пользование недр осуществляется с нарушением условий лицензии.
Факт не выработки ООО "Альфа" предусмотренного Условиями минимального объема добычи песка и суглинок подтверждается представленными в дело доказательствами и обществом по существу не оспаривается.
Суд первой инстанции в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленные в материалы дела доказательства, как то: информационное письмо вместо объяснительной записки (пункт 10.4 Условий) по вопросу выполнения обществом пункта 5.2 Условий, обращение в министерство с заявлением о приостановлении права пользования недрами без приложения документов, подтверждающих указанные обстоятельства, и пришел к выводу об отсутствии доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению действующего законодательства, а также о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению нарушения. Указанное свидетельствует о наличии события правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и вины общества в его совершении.
Указанные обществом обстоятельства невозможности исполнения требований лицензии в полном объеме суд первой инстанции посчитал в качестве исключительных обстоятельств, связанных характером совершенного административного правонарушения и его последствиями (пункт 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ) и снизил размер административного штрафа на половину минимального размера (с 300 000 руб. до 150 000 руб.).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, переоценив имеющиеся в деле доказательства, в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права), не указав ни одного из перечисленных оснований, удовлетворил требования общества исключительно по мотиву несогласия с оценкой изложенных выше обстоятельств, данной судом первой инстанции.
Между тем, исходя из принципа правовой определенности, решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено судом апелляционной инстанции только по мотиву несогласия с данной судом оценкой обстоятельств.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 по делу в„– А20-3227/2011.
В этой связи постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене как незаконное и необоснованное, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда 29 июня 2016 года делу в„– А41-13060/2016 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 25 апреля 2016 года по настоящему делу оставить в силе.

Председательствующий судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------