Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2016 N Ф05-16511/2016 по делу N А40-189497/2015
Требование: 1) О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка в собственность общества; 2) Об обязании подготовить проект договора купли-продажи.
Обстоятельства: Обществу отказано в предоставлении земельного участка в связи с установлением факта наличия на участке недемонтированной части пристройки.
Решение: 1) Требование удовлетворено, так как за обществом зарегистрировано право собственности на расположенный на спорном участке объект недвижимости; 2) В удовлетворении требования отказано, поскольку уполномоченным органом не допущено бездействие в отношении заявления общества, кроме того, государственная услуга не могла быть оказана ввиду отсутствия кадастрового паспорта земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2016 г. по делу в„– А40-189497/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - индивидуального предпринимателя Кирикова Юрия Анатольевича - Степанова Н.В., дов от 20.07.2016 г.; Кириков Юрий Анатольевич - паспорт (личность удостоверена);
от заинтересованного лица (ответчика) - Департамента городского имущества города Москвы - Репчук Ю.С., дов. от 24.12.2015 г. в„– 33-Д-805/15;
рассмотрев 08 ноября 2016 года в судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Киркова Юрия Анатольевича и Департамента городского имущества города Москвы
на постановление от 11 августа 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Марковой Т.Т., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-189497/2015,
по заявлению индивидуального предпринимателя Киркова Юрия Анатольевича
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1027739510423)
об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка на праве собственности

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2016 г. удовлетворены заявленные требования ИП Кирикова Ю.А. (далее - заявитель) о признании незаконным отказа Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент, ДГИ г. Москвы) от 18.06.2015 г. в„– 33-5-10594/15-(0)-1 в предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004012:8803, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47, в собственность; обязании Департамента подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004012:8803, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47 по цене в размере 20% его кадастровой стоимости, действовавшей на 28.11.2011 г. и направлении заявителю проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004012:8803, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47 для подписания.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 г. вышеуказанный судебный акт изменен путем исключения из резолютивной части решения суда первой инстанции обязанности Департамента по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой заявителя, в которой он просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части исключения обязанности Департамента по подготовке проекта договора купли-продажи спорного земельного участка, а также кассационной жалобой Департамента, в которой он просит отменить решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа Департамента от 18.06.2015 г. в„– 33-5-10594/15-(0)-1 в предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004012:8803.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого постановления ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником нежилого здания (магазин), общей площадью 152,5 м2, по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47 (запись в ЕГРП от 20.01.2010 г. в„– 77-77-04/174/2009-595). Данное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0004012:8803 по адресу г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47.
Согласно Договору купли-продажи от 15.12.2009 г., Акту приема-передачи недвижимого имущества, заявитель приобрел вышеуказанное нежилое здание у ООО "Продмаркет" вместе с хозяйственными постройками, расположенными на территории хозяйственного двора с ограждением.
ООО "Продмаркет", в свою очередь, приобрело указанное нежилое здание на основании договора купли-продажи от 23.03.1997 г., заключенного с ООО "КОНЭКС", которое на основании договора купли-продажи от 28.12.1993 г. приобрело названное здание у малого коллективного предприятия "ЛИС" Ранее, 23.09.1992 г. между Комитетом по управлению имуществом Москвы (ТА ЮВАО) и малым коллективным предприятием "Лис" заключен Договор купли-продажи муниципального имущества в„– 05-00113/92. в соответствии с условиями которого, в собственность покупателя передано имущество - помещение "Пирожковой" по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47, согласно выписке БТИ в„– 07-4108/40 от 03.03.1992 г.
Земельный участок под строительство нежилого здания с хозяйственными постройками отведен решением исполнительного комитета Мосгорсовета депутатов трудящихся в„– 45/18 от 29.11.1973 г.
21.01.1999 г. Решением Арбитражного суда г. Москвы, вступившим в законную силу, установлено, что ООО "Продмаркет" имеет право пользования земельным участком площадью 524 кв. м. Этим же решением суда отменено решение Комиссии по земельным отношениям и градостроительству Префектуры ЮВАО Москвы от 18.06.1997 в части установления права пользования земельным участком площадью 200 кв. м.
Решением Московского земельного комитета 16.03.1999 г. признано отсутствие состава и события нарушения - нарушения сроков возврата временно занимаемых земель по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47, площадью 324 кв. м 28.11.2011 г. заявитель, являясь собственником нежилого здания (магазин), общей площадью 152,5 м2, по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47, обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о приобретении в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47.
23.12.2011 г., во исполнение указанного обращения с учетом процедуры, издано Распоряжение Департамента земельных ресурсов в„– 5628, которым утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47 на кадастровой карте территории, при этом площадь земельного участка обозначена в размере 196 кв. м 14.02.2012 г. заявитель, обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об изменении установленных границ земельного участка, в связи с тем, что существенно уменьшена его площадь и требованием не препятствовать оформлению в собственность указанного земельного участка.
14.03.2012 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом в„– 33-1-2528/12-(0)-1 сообщил, что в ходе рабочей встречи принято решение о необходимости дополнительной проработки данного вопроса, в ходе которой, в дальнейшем, не усмотрены правовые основания для внесения изменений в Распоряжение ДЗР в„– 5628 от 23.12.2011 г.
29.03.2012 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом в„– 33-1-2528/12-(1)-1 сообщил, что проект межевания на рассматриваемую территорию не утвержден, а участок был сформирован в габаритах здания. Указал, что на смежном земельном участке расположено некапитальное строение и открытая площадка для складирования, документы на право собственности, на которое отсутствуют.
02.04.2012 г. заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с повторным заявлением о прекращении необоснованного затягивания решения вопроса по согласованию границ земельного участка и нечинении препятствий в оформлении в собственность земельного участка.
11.04.2012 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом в„– 33-1-2528/12-(2)-1 сообщил, что запрашиваемый земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет и земельно-правовыми отношениями не обременен, при этом описана процедура оформления указанных правоотношений, которой предшествует необходимость формирования границ постановке земельного участка на кадастровый учет, что подтверждается присвоением кадастрового номера. Одновременно сообщив, что площадь земельного участка для эксплуатации капитального здания составляет 196 кв. м 20.04.2012 г. заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с очередным заявлением о решении вопроса по согласованию границ земельного участка и оформлению его в собственность, указав, что более 6 месяцев ему в этом чинятся препятствия.
05.05.2012 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом в„– 33-1-2528/12-(4)-1 сообщил, что дополнить ранее предоставленную информацию не может, но при этом указал, что Департамент готов вернуться к рассмотрению данного вопроса при наличии утвержденного в установленном порядке межевания территории, включающей спорный участок.
07.06.2012 г. заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с очередным заявлением о решении вопроса по согласованию границ земельного участка в площади 524 кв. м, предоставив копии проектной и строительной документации, согласно которой капитальное здание предусмотрено с хоз. постройками и огороженной территорией хоз. двора.
16.07.2012 г. Заместителем Мэра Москвы в письме в„– КИЗО-ДЗР-18530 сообщено, что внесение изменений в распоряжение департамента от 23.12.2011 в„– 5628 в части границ спорного земельного участка возможно после утверждения проекта межевания территории соответствующего квартала. В настоящее время ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы разрабатывает указанный проект. Согласно указанного проекта межевания, для эксплуатации здания по адресу; г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47 определен земельный участок с прилегающей территорией.
Департамент земельных ресурсов города Москвы ликвидирован в форме реорганизации, в результате присоединения к нему Департамента имущества города Москвы, изменено наименование Департамента земельных ресурсов города Москвы на Департамент городского имущества города Москвы, на основании Постановления правительства Москвы от 08.02.2013 г. в„– 49-ПП.
10.04.2014 г. ДГИ г. Москвы на очередное обращение заявителя письмом в„– 33-5-10448/14-(1)-0 сообщило о задержке в выдаче Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, так как осуществляется сбор необходимых документов.
15.04.2014 г. ДГИ г. Москвы письмом в„– 33-5-10448/14-(2)-0 сообщило о приостановлении предоставления государственной услуги "выдача Распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории" в связи с направлением в инспекцию по недвижимости г. Москвы запроса для проведения проверки использования земельного участка.
03.06.2014 г. Распоряжением ДГИ г. Москвы в„– 7238 утверждена схема расположения земельного участка площадью 524 кв. м по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47 на кадастровой карте территории. Наряду с этим, вступившим в законную силу Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 30.07.2014 г. установлены следующие обстоятельства: начиная с 2011 г. Кириков Ю.А. неоднократно обращался в ДГИ г. Москвы, Департамент земельных ресурсов г. Москвы по вопросу оформления прав собственности на земельный участок. Имеются ответы указанных государственных органов, в том числе с предложениями об оформлении различных дополнительных документов на земельный участок, необходимых для продолжения оформления прав Кирикова Ю.А., при этом переписка носит непрерывный и обоюдный характер, Кириков Ю.А. своевременно подготавливает и представляет все требуемые документы для дальнейшего оформления. По независящим от Кирикова Ю.А. обстоятельствам, он не оформил правоустанавливающие документы на землю, так как рассмотрение его заявлений по данному вопросу уполномоченными государственными органами приняло затяжной характер.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 22.12.2014 г. решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ЮВАО г. Москвы, оформленное протоколом заседания в„– 7, о демонтаже (перемещении) некапитальной пристройки площадью 72 кв. м к основному зданию магазина и некапитальных объектов - бытовки, навеса и ограждения, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47, признано незаконным и отменено.
20.03.2015 г. Апелляционным определением Московского городского суда указанное решение оставлено без изменений, при этом суд указал, что некапитальные пристройки учтены в паспорте БТИ от 14.10.1998 г. основного строения-магазина.
Земельный участок под строительство нежилого здания с хозяйственными пристройками отведен решением исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся от 29.11.1973 г. в„– 45/18, согласно проектной документации от 04.10.1983 г. нежилое здание возведено вместе со спорными хозяйственными постройками и ограждением, которые отмечены в техническом паспорте БТИ от 14.10.1998 г., учтены в кадастровом паспорте от 30.11.2009 г.
13.04.2015 г. ИП Кириков Ю.А. вновь обратился в ДГИ г. Москвы по вопросу предоставления государственной услуги "предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений" в отношении земельного участка расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснодарская, вл. 47, кадастровый номер 77:04:0004012:8803.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 09.12.2015 г. решение Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, которым установлен факт наличия на участке не демонтированной части пристройки площадью 30 кв. м также признано незаконным и отменено.
18.06.2015 г. ДГИ г. Москвы письмом в„– 33-5-10594/15-(0)-1 отказал в предоставлении указанной государственной услуги со ссылкой на то, что на основании результатов повторной проверки Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы установлен факт наличия на участке не демонтированной части пристройки площадью 30 кв. м. В связи с чем, руководствуясь п. 2.10.1.3 Административного регламента принято оспариваемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя в части, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
Исключительное право на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, Занятого этим зданием, строением, сооружением (п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. в„– 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, (Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. в„– 187-О) толкование норм ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо осуществлять в системной связи с нормами гражданского Законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Нормы ст. ст. 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. в„– 11 "О некоторых Допросах, связанных с применением земельного законодательства" указывают на необходимость при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность определять площадь такого земельного участка, необходимого для использования объектов недвижимости заявителя.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ.
В силу п. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами Землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Таким образом, приведенная норма права устанавливает необходимость определения площади земельного участка, фактически используемой именно для эксплуатации здания.
В связи с чем судами сделан обоснованный вывод, что наличие на земельном участке части пристройки площадью 30 кв. м, не может само по себе являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги, поскольку зарегистрированное право собственности заявителя на объект недвижимости - здание по адресу; г. Москва, ул. Краснодарская, д. 47 не оспаривается.
Иных обстоятельств, которые в силу федерального закона могли бы воспрепятствовать реализации права заявителя на приобретение в собственность земельного участка материалы дела не содержат.
Согласно п. 1 Положения о ДГИ г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 г. в„– 99-ПП, Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим среди прочего функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.В соответствии с п. п. 4.4, 5.1 Положения Департамент наделен полномочиями по установлению цены земельного участка, передаваемого в собственность собственникам, расположенных на участке зданий и строений, и предоставлению такого земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 г. в„– 48 (ред. от 13.04.2011) "О землепользовании в городе Москве", до 01.07.2012 г. цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также гражданами и некоммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, если право собственности указанных лиц на эти объекты капитального строительства (возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и федеральными (законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных Участков в собственность.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России от 21.12.2011 г. в„– ОГ-Д23-2560 "О рассмотрении обращения" лица, подавшие заявление о приобретении земельных участков по льготной цене в установленный законом срок, будут иметь право на его приобретение по цене, действовавшей на момент подачи заявления.
Посчитав, что нарушение прав заявителя допущено при первом обращении к ответчику - 28.11.2011, суд первой инстанции применил нормы права, действующие на момент возникновения спорных правоотношений.
Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, кассационная коллегия признает данный вывод суда первой инстанции ошибочным, поскольку в данном деле оспаривается отказ Департамента от 18.06.2015 г., а не бездействие, следовательно, следует учитывать дату подачи заявления - 13.04.2015 г., по результатам которого и получен оспариваемый отказ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что на момент первого обращения 28.11.2011 г. отсутствовал кадастровый паспорт земельного участка, площадью 524 кв. м, как и государственный кадастровый учет земельного участка, в связи с чем Департамент не мог оказать Обществу государственную услугу, а договор купли-продажи земельного участка не мог быть заключен в силу ст. 29, 36 ЗК РФ, положений приказа Минэкономразвития от 13.09.2011 г. в„– 475, Административного регламента Департамента.
Учитывая системный анализ норм положенный в основу принятого по делу судебного акта, а также тот факт, что изложенным в кассационных жалобах доводам судами дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не имеет оснований для отмены принятого по делу судебного акта, так как судом при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2016 года по делу в„– А40-189497/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------