Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.11.2016 N Ф05-16588/2016 по делу N А41-28070/2016
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, исключить строки "Диспетчеризация лифтов" и "Размещение твердых бытовых отходов" из платежного документа и пересчитать плату за размещение отходов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, в связи с чем расчет платы за отопление должен был производиться обществом с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии, решение о размере платы за диспетчеризацию лифтов и размещение твердых бытовых отходов собственниками помещений в доме не принималось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. по делу в„– А41-28070/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ананьиной Е.А., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ООО "РеАл-Сервис" Управляющая компания - Кожушкова Е.С. доверенность от 01 августа 2016 года в„– 8, Норматова С.А. доверенность от 01 августа 2016 года в„– 9, Околотина Е.Ю. доверенность от 07 ноября 2016 года в„– 10,
от заинтересованного лица: ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Тумакова О.А. доверенность от 07 июня 2016 года в„– 168-и, Москалева О.М. доверенность от 07 октября 2016 года в„– 236-и,
рассмотрев 08 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "РеАл-Сервис" Управляющая компания
на решение Арбитражного суда Московской области
от 21 июня 2016 года,
принятое судьей Обарчуком А.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 05 сентября 2016 года,
принятое судьями Иевлевым П.А., Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
по заявлению ООО "РеАл-Сервис" Управляющая компания
об оспаривании предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"

установил:

ООО "РеАл-Сервис" Управляющая компания (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - управление, Госжилинспекция) от 04 мая 2016 года в„– 08ОГ/19-159-45-19-2016 и взыскании расходов на уплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2016 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2016 года, в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о незаконности оспариваемого предписания.
В судебном заседании представители общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представители Госжилинспекции возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, не находит оснований к отмене судебных актов.Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, в ходе проведения внеплановой проверки на предмет соответствия законодательству Российской Федерации деятельности общества по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, п. Тучково, ВМР, д. 17 выявлено нарушение обществом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года в„– 307, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года в„– 815, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в начислении платы за отопление до марта 2016 года по нормативу, в то время как при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии расчет должен производится по среднемесячному объему потребленной тепловой энергии на отопление за предыдущий год; в корректировке по отоплению с учетом заключенного энергосервисного договора следующим образом: 30% остается в распоряжении заказчика, 70% - процент экономии подлежит уплате исполнителю; в начислении по Домофону, Диспетчеризации лифтов и Размещению ТБО с нарушением статьи 154 Жилищного кодекса РФ.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 04 мая 2016 года в„– 08ОГ/19-159-45-19-2016, которым предписано в срок до 01 июня 2016 года произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за 2014, 2015, январь - февраль 2016 года, платы за отопление за 2014, 2015, 2016 годы, исключить строки Диспетчеризация лифтов и Размещению ТБО из платежного документа и пересчитать начисления по плате за размещение ТБО за 2014, 2015, 2016 годы.
Полагая, что указанное предписание незаконно, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав), Жилищного кодекса РФ, пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания законодательству.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года в„– 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Главой III Правил в„– 307 регламентирован порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 15 Правил в„– 307 предусмотрено, что размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В пункте 19 Правил в„– 307 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения в„– 2 к Правилам в„– 307, то есть на основе норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил в„– 307 предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения в„– 2 к настоящим Правилам.
Из подпункта 2 пункта 2 приложения в„– 2 Правил в„– 307 следует, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета размер платы за отопление в текущем периоде определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м).
Как установлено судами, в спорном многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии на отопление, однако помещения МКЖ не оборудованы индивидуальными и общими (квартирными) приборами учета.
Следовательно, расчет платы за отопление должен был производиться управляющей компанией с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии, а не как ошибочно осуществлял заявитель, используя норматив потребления.
Пунктом 21 Правил также предусмотрена обязанность производить корректировку размера платы за отопление 1 раз в год, однако там же дается ссылка на формулу, по которой такая корректировка должна осуществляться.
Вопреки требованиям названного пункта Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и возвращения излишне уплаченных средств собственникам, обществом был заключен с собственниками дома Энергосервисный договор от 15 марта 2013 года, согласно которого за предоставленные услуги по энергосбережению и повышению энергетической эффективности пользования энергетическими ресурсами (пункт 2.1) выявленные после корректировки излишне уплаченные денежные средства собственников распределялись в соотношении 30% - собственнику, а 70% управляющей компании (пункт 3.1).
Между тем, в силу пункта 38(2) Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года в„– 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правил содержания), собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее - энергосервисный договор на общедомовые нужды).
Энергосервисный договор на общедомовые нужды с управляющей организацией заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом.
Решение собственников помещений, указанное в пункте 38(2) настоящих Правил, принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды: величина экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды, и срок, необходимый для достижения такой величины экономии; цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты; срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.
Примерные условия энергосервисного договора на общедомовые нужды утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 38(3) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Как установлено судами, энергосервисный договор от 15 марта 2013 года был заключен управляющей компанией в отношении коммунального ресурса, потребляемого жителями не только для содержания общедомового имущества, но в отношении индивидуально потребляемого энергетического ресурса.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).
Как установлено судами, решение о размере платы за "Диспетчеризацию лифтов" и "Размещение ТБО", равно как и решение о необходимости оплаты "Домофона" общим собранием собственников многоквартирных домов не принималось. Решения общего собрания собственников многоквартирных домов по указанным вопросам обществом не представлены.
Кроме того, стоимость сбора и вывоза ТБО и стоимость услуг по обслуживанию и содержанию лифтового хозяйства были включены в тариф по "техобслуживанию" многоквартирного дома согласно Решению Совета депутатов городского поселения Тучково Рузского муниципального района Московской области от 10 июня 2013 года в„– 66/14.
На основании изложенного, вывод судов о соответствии оспариваемого предписания законодательству, является обоснованным.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2016 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 сентября 2016 года по делу в„– А41-28070/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА


------------------------------------------------------------------