Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2016 N Ф05-11436/2016 по делу N А41-7029/16
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка.
Обстоятельства: В соответствии с постановлением органа местного самоуправления по заявлению общества была утверждена схема расположения земельного участка, предварительно согласовано место размещения завода металлоконструкций, участок был поставлен на кадастровый учет. Впоследствии органом местного самоуправления было вынесено решение об отказе в предоставлении участка.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку предусмотренный нормами законодательства ранее действовавший порядок предоставления земельных участков под строительство по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов" обществом был соблюден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу в„– А41-7029/16

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Шел": Юдкина Д.М. (дов. от 01.03.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: Пономарева А.Е. (дов. в„– 2206-1/02-21 от 16.12.2015 г.);
от третьего лица Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области: Бабаевой Е.И. (дов. в„– 2 от 15.01.2016 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 18 августа 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 г.,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2016 г.,
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
по делу в„– А41-7029/16
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шел" (ОГРН 1105034001940; 142643, Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Новое (Новинское с/п), ул. Советская, д. 144)
к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района (ОГРН 1025007461511; 142641, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. 1 мая, д. 14, корп. А)
о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
третьи лица: Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района (ОГРН 1025007458849; 142671, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. Калинина, д. 14); Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный пр-кт, д. 54),

установил:

в марте 2014 года общество с ограниченной ответственностью "Шел" (далее - ООО "Шел", общество, заявитель) обратилось в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с.п. Новинское, севернее д. Смолево, под строительство завода металлоконструкций.
09 апреля 2014 г. комиссия по земельным вопросам и градостроительному регулированию Орехово-Зуевского района предварительно согласовала заявителю предоставление испрашиваемого земельного участка, при условии информирования населения о его предоставлении.
16 мая 2014 г. в Информационном Вестнике Орехово-Зуевского района в„– 19 (410) Администрацией с.п. Новинское Орехово-Зуевского района опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства завода металлоконструкций севернее д. Смолево ориентировочной площадью 1 га.
После опубликования указанной информации состоялся выбор земельного участка, оформленный соответствующим актом.
02 октября 2014 г. Главой Орехово-Зуевского муниципального района Московской области вынесено постановление в„– 1919 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и предварительном согласовании места размещения завод металлоконструкций на земельном участке площадью 10 000 кв. м, местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Смолево".
В соответствии с указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 10 000 кв. м на кадастровой карте территории, местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Смолево, под размещение металлоконструкций; предварительно согласовано место размещения завода металлоконструкций и утвержден акт комиссии по выбору земельного участка площадью 10 000 кв. м, местоположением: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Смолево; земельный участок площадью 10 000 кв. м, местоположением: Московская область, орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, д. Смолево, отнесен к категории земель населенных пунктов.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:24:0060514:1376.
06 августа 2015 г. ООО "Шел" обратилось в Администрацию Орехово-Зуевского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060514:1376 в аренду.
02 ноября 2015 г. Администрацией Орехово-Зуевского муниципального района принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:24:0060514:1376.
Считая свои права нарушенными, ООО "Шел" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Орехово-Зуевского муниципального района о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду ООО "Шел" сроком на 10 лет земельного участка площадью 10 000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0060514:1376, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, деревня Смолево, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение завода металлоконструкций, оформленного письмом от 02 ноября 2015 г. в„– 1916-3/02-21, и обязании Администрации Орехово-Зуевского муниципального района в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Шел" в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 10 000 кв. м с кадастровым номером 50:24:0060514:1376, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Новинское, деревня Смолево, с категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - под размещение завода металлоконструкций и в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора аренды и направить его в адрес ООО "Шел" с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Орехово-Зуевского муниципального района просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Администрации Орехово-Зуевского муниципального района с доводами кассационной жалобы согласился. Представитель ООО "Шел" против ее удовлетворения возражал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 г. на момент обращения заявителя в администрацию и формирования земельного участка, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку предусмотренный указанными нормами ранее действовавший порядок предоставления земельных участков под строительство по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов" ООО "Шел" соблюден.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области указывает, что по результатам заседания Градостроительного совета Московской области (протокол от 13 октября 2015 г. в„– 38) принято решение об отказе в согласовании проекта договора аренды испрашиваемого земельного участка в связи с нарушением процедуры формирования земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01 марта 2015 г.) и отсутствием технических условий для строительства завода.
Между тем, нарушений процедуры формирования земельного участка в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации судами не установлено, каких-либо доводов в обоснование данного вывода Комитетом не приведено, а указание на отсутствие технических условий для строительства завода не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2016 г. по делу в„– А41-7029/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------