Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-3582/2016 по делу N А40-8578/15
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Оспариваемым решением заявителю отказано в принятии мер по устранению пересечения границ земельных участков.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемый отказ со ссылкой на п. 1.1.3 постановления Правительства Москвы от 12.04.2011 N 118-ПП является законным, так как отсутствует возможность единоличного принятия уполномоченным органом решения об уменьшении площади улично-дорожной сети, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2016 г. по делу в„– А40-8578/15

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Красновой С.В., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Министерства обороны Российской Федерации Скопиной П.В. по доверенности от 17 июля 2015 года в„– 212/2/809
от ответчика Департамента городского имущества города Москвы Клокова Е.В. по доверенности от 30 декабря 2015 года в„– 33-Д-839/15
от третьих лиц Акционерного общества "Оборонстрой" Зубковой В.М. по доверенности в„– Д-145 от 19 ноября 2015 года
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Селезневой А.С. по доверенности от 20 мая 2015 года в„– 17-17-324/5
от Правительства Москвы Клокова Е.В. по доверенности от 08 сентября 2015 года в„– 4-47-1214/5
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представитель не явился, извещен
от Открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" представитель не явился, извещен
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве представитель не явился, извещен
рассмотрев 29 марта 2016 года в судебном заседании кассационные жалобы заявителя Министерства обороны Российской Федерации и третьего лица Акционерного общества "Оборонстрой"
на решение от 28 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махалкиным М.Ю.
на постановление от 21 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.
по делу в„– А40-8578/15
по заявлению Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России, ОГРН 1037700255284)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным отказа
третьи лица Акционерное общество "Оборонстрой" (АО "Оборонстрой", ОГРН 1097746264220), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ТУ Росимущества в городе Москве, ОГРН 1097746349535), Правительство Москвы (ОГРН 1027739813507), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра", ОГРН 1027700485757), Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОАО "РЭУ", ОГРН 1097746358412), Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы (ОГРН 1117746538084)

установил:

Минобороны России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в принятии мер по устранению пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:38 с границами земельного участка УДС с кадастровым номером 77:07:0012008:50, выраженный в письме от 09 октября 2014 года в„– ДГИ-1-119974/14-1; об обязании передать в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:38 с границами земельного участка УДС с кадастровым номером 77:07:0012008:50.
В качестве третьих лиц по делу привлечены АО "Оборонстрой", ТУ Росимущества в городе Москве, Правительство Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра", ОАО "РЭУ", Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах Минобороны России и АО "Оборонстрой" просят отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права, так как указанные в оспариваемом ответе основания являются неправомерными. Выводы судов об отсутствии доказательств принадлежности Вооруженным Силам Российской Федерации зданий, расположенных на пересечении земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0012008:38 и 77:07:0012008:50 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители Минобороны России и АО "Оборонстрой" поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители Департамента городского имущества города Москвы, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Правительства Москвы возражали против их удовлетворения.
Представители ТУ Росимущества в городе Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра", ОАО "РЭУ", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что четыре здания, площадью 454,7 кв. м, 107,6 кв. м, 580,8 кв. м, 136 кв. м, расположенных по адресу: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, строения 2, 4, 7, 8 соответственно, находятся на земельном участке площадью 19837 кв. м с кадастровым номером 77:07:0012008:38, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3.
Данный земельный участок имеет пересечение с земельным участком улично-дорожной сети (УДС) с кадастровым номером 77:07:0012008:50.
Полагая, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:38 является федеральной собственностью, так как был предоставлен Министерству обороны СССР для жилищного и культурно-бытового строительства Распоряжением Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов от 05 июня 1970 года в„– 1187 Минобороны России обратилось к Департаменту городского имущества города Москвы с письмом от 19 сентября 2014 года в„– 141/27485 об оказании содействия в устранении пересечения границ земельных участков.
Департамент городского имущества города Москвы письмом от 09 октября 2014 года в„– ДГИ-1-119974/14-1 сообщил заявителю, что устранить пересечение не представляется возможным в соответствии с пунктом 1.1.3 постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года в„– 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы", а также, что направлено обращение в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы в целях получения заключения о транспортной ситуации в случае устранения пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:38 с границами земельного участка УДС с кадастровым номером 77:07:0012008:50 путем уменьшения участка УДС.
Вместе с тем, Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы подготовлено письмо от 08 октября 2014 года в„– 17-35-13925/4, в соответствии с которым устранение пересечений границ рассматриваемых земельных участков путем уменьшения границ УДС нецелесообразно, так как в дальнейшем это приведет к невозможности проведения мероприятий по реконструкции (локальное уширение проезжей части для устройства выделенных поворотов, полос разгона и торможения и т.д.), направленных на увеличение пропускной способности УДС и повышение уровня удобства и безопасности движения.
В соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года в„– 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" Департамент земельных ресурсов города Москвы передает в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, сведения, необходимые для устранения пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС, в случае если максимальное расстояние между пересекающимися границами земельного участка, установленными на местности в целях постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, и границами участка УДС не превышает двух метров.
В силу пункта 1.2 постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года в„– 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" в случаях, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего постановления, если устранение пересечений границ земельных участков путем уменьшения участка УДС повлечет ухудшение транспортной ситуации, а также в иных случаях, не урегулированных настоящим постановлением, вопросы об устранении пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами участков УДС подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
В настоящем случае, как установили суды, площадь пересечения земельных участков составляет 6290 кв. м.
Кроме того, из официального ответа Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы следует, что устранение пересечений границ рассматриваемых земельных участков путем уменьшения границ УДС нецелесообразно, так как в дальнейшем это приведет к невозможности проведения мероприятий по реконструкции (локальное уширение проезжей части для устройства выделенных поворотов, полос разгона и торможения и т.д.), направленных на увеличение пропускной способности УДС и повышение уровня удобства и безопасности движения.
С учетом вышеизложенного, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ ответчика со ссылкой на пункт 1.1.3 постановления Правительства Москвы от 12 апреля 2011 года в„– 118-ПП "О мерах по устранению пересечений границ земельных участков, ранее учтенных в государственном кадастре недвижимости, с границами земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" является законным, поскольку приведенные обстоятельства исключают единоличное принятие Департаментом городского имущества города Москвы решения об уменьшении площади УДС и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суды также отметили, что в настоящем случае заявитель, обратившийся в Департамент городского имущества города Москвы в порядке указанного постановления Правительства Москвы, не является собственником объектов недвижимости.
Доказательства того, что названные объекты недвижимого имущества (здания) закреплены за Вооруженными Силами, отсутствуют и заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 28 августа 2015 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2015 года по делу в„– А40-8578/15 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
С.В.КРАСНОВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------