Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.04.2016 N Ф05-4954/2016 по делу N А40-71663/15
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного лица в части указания на необходимость выполнить комплекс ремонтно-реставрационных работ на основании проектной документации.
Обстоятельства: В целях устранения нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия предприятию было выдано предписание.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, соответствует требованиям законодательства РФ и г. Москвы в области государственной охраны объектов культурного наследия и не возлагает на предприятие незаконных обязанностей.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2016 г. по делу в„– А40-71663/15

Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Кондрашиной Е.Н. (дов. в„– 01-12/326 от 01.12.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Мосгорнаследия: Морозовой А.Ю. (дов. в„– ДКН-16-37-2/5-89 от 25.12.2015 г.);
от третьего лица Министерства культуры РФ: Рысевой Е.В. (дов. в„– 3-43 "Д" от 09.01.2013 г.);
рассмотрев 21 апреля 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Лепихиным Д.Е., Поповым В.И.,
по делу в„– А40-71663/15
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084; 129515, г. Москва, ул. Академика Королева, д. 13, стр. 1)
к Департаменту культурного наследия города Москвы (ОГРН 1027700151170; 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19)
о признании незаконным пункта 2 предписания в„– В98/2014-338/14П от 13 мая 2014 г.,
третье лицо: Министерство культуры Российской Федерации (ОГРН 1087746878295, 109074, г. Москва, Китайгородский пр., д. 7, стр. 2),

установил:

в соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы (далее - Мосгорнаследие, заинтересованное лицо) от 10 апреля 2014 г. в„– 338 в период с 21 апреля 2014 г. по 13 мая 2014 г. была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", заявитель), являющегося пользователем объекта культурного наследия регионального значения "Радио-башня, 1920 г., инженер В.Г. Шухов" по адресу: ул. Шухова, д. 10, стр. 2 (далее - Объект), по результатам которой составлен акт проверки от 13 мая 2014 г. в„– В98/2014-338/14А и возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По факту бездействия, выразившегося в нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Замоскворецким районным судом города Москвы ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" признано виновным с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Кроме того, в целях устранения нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" выдано предписание от 13 мая 2014 г. в„– В98/2014-338/14П, которым предписано в срок до 1 марта 2015 г. выполнить работы, предусмотренные подпунктами 2, 3 пункта 4 акта технического состояния от 27 сентября 2010 г. в„– 16-02-2123/7-(64)-2, а именно:
выполнить комплекс ремонтно-реставрационных работ на основании согласованной Мосгорнаследием проектной документации;
все выполненные работы сдать комиссии по приемке работ Мосгорнаследия с оформлением акта приемки работ.
В соответствии с распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 11 февраля 2015 г. в„– 79 в период со 2 марта 2015 г. по 5 марта 2015 г. в отношении ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований предписания от 13 мая 2014 г. в„– В98/2014-338/14П, в ходе которой установлен факт нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации и города Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и факт невыполнения предписания от 13 мая 2014 г. в„– В98/2014-338/14П.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в Акте проверки в„– В80/2015-79/15А от 05 марта 2015 г.
05 марта 2015 г. Мосгорнаследием было выдано предписание в„– В80/2015-79/15П, в соответствии с которым ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" предписано в срок до 30 декабря 2015 выполнить противоаварийные работы на Объекте.
Пунктом 2 предписания указано на необходимость выполнить комплекс ремонтно-реставрационных работ на основании согласованной Департаментом проектной документации в срок до 30 октября 2016.
Считая указанное предписание незаконным в части пункта 2, ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Мосгорнаследию о признании его недействительным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство культуры Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02 октября 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г. решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на неисполнимость выданного предписания.
Отзывы на кассационную жалобу от лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Мосгорнаследия и Министерства культуры Российской Федерации против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. в„– 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 41 Закона об объектах культурного наследия определено, что консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 3.1.10 Национального стандарта Российской Федерации "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры", утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 г. в„– 593-ст (далее - ГОСТ Р 55528-2013) ремонтно-реставрационные работы: работы, направленные на сохранение объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство, технический и авторский надзор.
На основании пункта 4.4.51 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, Мосгорнаследие вправе выдавать предписания о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения, регионального значения, местного (муниципального) значения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, в пределах предоставленной ему компетенции и соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и города Москвы в области государственной охраны объектов культурного наследия, не налагает на заявителя незаконных обязанностей.
При этом судом установлено, что сооружение (Шаболовская радиомачта "Башня Шухова" - ул. Шаболовка, д. 53; ул. Шухова, д. 10) принято под государственную охрану решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 23 марта 1987 г. в„– 647 "О принятии под государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени" в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Радио-башня", 1920 г., инженер В.Г. Шухов".
13 июня 2002 г. между заявителем и Департаментом заключено охранное обязательство в„– 615 с актом технического состояния, являющимся неотъемлемой частью охранного обязательства, согласно которому ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" должны быть проведены в срок 3-4 кв. 2002. Сроки выполнения работ неоднократно продлевались, Актом технического состояния от 27 сентября 2010 г. сроки работ продлены до 2 кв. 2012-3 кв. 2013.
Между тем, предусмотренные работы не выполнены, в связи с чем Мосгорнаследием обоснованно выдано оспариваемое предписание.
Отклоняя доводы заявителя об отсутствии финансирования, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что данное обстоятельство не может являться основанием для освобождения заявителя от исполнения требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, рассмотрены судом, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 г. по делу в„– А40-71663/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
С.В.КРАСНОВА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------