Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.02.2016 N Ф05-20530/2015 по делу N А40-157529/14
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, пени, поскольку стоимость работ, выполненных обществом в рамках госконтрактов и договоров, выше стоимости работ, определенной договорами и госконтрактами, с учетом аукционного снижения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку правомерно определено обстоятельство занижения обществом налоговой базы по НДС вследствие уменьшения стоимости выполненных работ на стоимость "возврата материалов", собственниками которых являлись заказчики.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2016 г. по делу в„– А40-157529/14

Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
Председательствующего судьи: Буяновой Н.В.,
судей: Антоновой М.К., Жукова А.В.
при участии в заседании:
от ООО "СДС АРАН": А.И. Зутикова (по доверенности от 06.08.2015 года);
от ИФНС России в„– 20 по г. Москве: И.В. Горбунова (по доверенности от 12.01.2016 года);
рассмотрев 08 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "СДС АРАН"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2015,
принятое судьей Суставовой О.Ю.
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015,
принятое судьями Окуловой Н.О., Кочешковой М.В., Нагаевым Р.Г.
по заявлению ООО "СДС АРАН" (ОГРН 1027700350765)
к инспекции Федеральной налоговой службы в„– 20 по г. Москве (ОГРН 1047720031347)
о признании недействительным решения,

установил:

ООО "СДС АРАН" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России в„– 20 по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 23.05.2014 в„– 21-21/1078 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части доначисления налога на прибыль организаций за 2011 год в сумме 752 420 руб. 00 коп., НДС за 2 и 3 квартал 2010 года, 2 - 4 кварталы 2011 года, 4 квартал 2012 года в сумме 11 321 467 руб. 00 коп., привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на прибыль организаций в сумме 89 805 руб. и НДС в сумме 65 354 руб., начисления пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 69 927 руб. 00 коп., по НДС в сумме 2 529 649 руб. 00 коп., применении смягчающих обстоятельств по ст. 123 НК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 года, заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части неисчисления НДС со стоимости асфальтобетонной крошки, переданной субподрядчикам, за 2 квартал 2011 года - 4 квартал 2011 года в сумме 1 282 718 руб. 00 коп., пени по НДС в сумме 255 562,00 руб., штрафа в сумме 91 094 руб. 00 коп.; в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в части штрафа в сумме 1 924 243 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
ООО "СДС АРАН" подало кассационную жалобу, в которой просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований. Ссылается на п. 4 ст. 709 ГК РФ, согласно которой цена договора является твердой и не может быть увеличена. Указывает на то, что заказчики никогда не обращались с просьбой о замене денежной оплаты на неденежную, а подрядчик не давал согласия на такую замену.
Представитель ИФНС в„– 20 по г. Москве возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
По делу установлено, что по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, акта и представленных обществом возражений инспекцией вынесено решение от 23.05.2014 в„– 21-21/1078 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с указанным решением налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль организаций за 2011 год 752 420 руб., НДС за 2, 3 квартал 2010 года, 2, 3, 4 квартал 2011 года, 4 квартал 2012 года в общей сумме 11 321 467 руб., НДФЛ за 2012 год в размере 3 777 743 руб.; привлек общество к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога на прибыль организаций за 2011 год в виде штрафа в размере 89 805 руб., НДС за 2 - 4 кварталы 2011 года, 4 квартал 2012 года в виде штрафа в размере 655 354 руб., НДФЛ за май - декабрь 2011 года, за 2012 год в виде штрафа в размере 3 848 486 руб.; начислил пени по налогу на прибыль организаций в общем размере 69 927 руб., по НДС в общем размере 2 529 649 руб., по НДФЛ в размере 1 241 056 руб.; предложил уплатить суммы налогов, штрафы, пени, а также внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Общество, не согласившись с указанным решением инспекции, в порядке ст. 139.1 НК РФ обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, рассмотрев которую УФНС России по г. Москве решением от 28.08.2014 в„– 21-19/085450@ оставило решение инспекции без изменения в полном объеме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд г. Москвы.
Принимая судебный акт в обжалуемой обществом части, суды согласились с выводом налогового органа о неправомерном занижении обществом налогооблагаемой базы по НДС на стоимость работ в размере стоимости возвратных материалов в сумме 46 208 130 руб. 74 коп., выполненных обществом в рамках обязательств по государственным контрактам, заключенным с ГБУ КРиБ ЮЗАО, ГУ "ГДЕЗ ЮВАО", ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО", ГБУ Кольцевые магистрали и договорам, заключенным с ООО "ТРАНССТРОМСЕРВИС", ООО "ЭКОТЕХ", ООО МОАТСтрой.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов верными, соответствующими действующему законодательству.
По делу установлено, что в проверяемом периоде общество осуществляло работы по ремонту, реконструкции и содержанию дорог, ремонту подъездов жилых домов, как по государственным контрактам, так и по договорам с другими организациями.
Согласно материалам налоговой проверки, в Актах о приемке выполненных работ (форма в„– КС-2) по Госконтрактам с ГБУ КРиБ ЮЗАО от 12.03.2010 в„– 93Б-ТР; ГУ "ГДЕЗ ЮВАО" от 04.05.2010 в„– 122, 123, 137, от 27.04.2011 в„– 84; ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО" от 30.05.2011 в„– 1-БК, от 14.09.2011 в„– 21-БК, 22-БК; ГБУ Кольцевые магистрали от 18.07.2011 в„– 674-ДЖКХ/11, 675-ДЖКХ/11, где общество являлось подрядчиком и договорам с ООО ТРАНССТРОМСЕРВИС от 14.06.2010 в„– 7-01/2010, от 25.04.2011 в„– 18-ТР, от 18.07.2011 в„– 54-ТР, от 07.05.2011 в„– 30-ТР, от 09.04.2012 в„– 5-КР/ЮЗАО; ООО "ЭКОТЕХ" от 20.07.2010 в„– 9-02/2010; ООО МОАТСтрой от 30.06.2011 в„– 2-БК/ЗС, где общество являлось субподрядчиком, стоимость работ уменьшалась еще и на стоимость возвратных материалов (асфальтобетонная крошка, полученная при срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий). Далее итоговая сумма, корректировалась на коэффициент аукционного снижения. Полученная итоговая сумма являлась окончательной стоимостью работ, с которой исчислялся НДС.
В Справках о стоимости выполненных работ (форма в„– КС-3) отражалась стоимость работ, уменьшенная на стоимость возвратных материалов и скорректированная на коэффициент аукционного снижения (то есть итоговая сумма в денежном выражении).
Однако Акты выполненных работ (форма КС-2) не содержат информации об использовании возвратных материалов в выполненных работах, соответственно стоимость выполненных работ не может быть уменьшена на стоимость возвратных материалов.
На основании изложенного инспекция пришла к выводу о том, что стоимость работ, выполненных ООО "СДС АРАН" в рамках вышеуказанных Госконтрактов и договоров выше стоимости работ, определенной договорами и Госконтрактами, с учетом аукционного снижения.
Акты о приемке выполненных работ (форма в„– КС-2) подписаны и не оспариваются заказчиками, соответственно, стоимость выполненных обществом работ по вышеуказанным Госконтрактам и договорам, без учета уменьшения на стоимость возвратных материалов и корректировки на коэффициент аукционного снижения, также не оспаривается Заказчиками.
Вместе с тем, инспекцией установлено, что общество (подрядчик) не предъявляло к оплате ГБУ КРиБ ЮЗАО, ГУ "ГДЕЗ ЮВАО", ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЮАО", ГБУ Кольцевые магистрали, ООО ТРАНССТРОМСЕРВИС, ООО "ЭКОТЕХ", ООО МОАТСтрой (заказчики) НДС по переданным работам, выполненным сверх стоимости, определенной Госконтрактами и договорами, стоимость которых составила 46 208 130 руб. 74 коп., что повлекло занижение НДС, подлежащего уплате в бюджет за 2, 3 кварталы 2010 года, 2 - 4 кварталы 2011 года, 4 квартал 2012 года в размере 8 317 463 руб. (в 2010 году стоимость работ - возвратных материалов составила 11 639 231 руб. 27 коп., в 2011 году - 34 384 440 руб. 18 коп., в 2012 году - 184 459 руб. 29 коп.).
Между тем, как следует из Актов о приемке выполненных работ (форма в„– КС-2) по спорным Госконтрактам и договорам, где общество являлось подрядчиком, возвратные суммы (стоимость асфальтобетонной крошки, полученной при срезке поверхностного асфальтобетонных дорожных покрытий) исключались из итога расчетов, что повлекло уменьшение итогов расчетов.
Разница между стоимостью выполненных работ и ценой, определенной госконтрактами и договорами является стоимостью работ, выполненных сверх цены госконтрактов и договоров.
При этом, асфальтобетонная крошка, полученная при срезке поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий, передается заказчиками обществу сверх учетной стоимости работ (стоимость, определенная Госконтрактами и договорами) и отражается обществом следующей проводкой:
Д-т счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" К-т счета 98 "Доходы будущих периодов", Д-т счета 98 "Доходы будущих периодов" К-т счета 91.1 "Прочие доходы и расходы".
Таким образом, возвратные материалы отражаются в целях налогообложения прибыли.
На основании акта о приемке выполненных работ (форма в„– КС-2) возвратные материалы (асфальтобетонная крошка) приходуются:
Д-т 10 счета "Материалы" К-т 60 счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Соответственно, объектом налогообложения НДС является общая стоимость переданных заказчикам работ по указанным госконтрактам, в том числе сверх стоимости, определенной госконтрактами с учетом понижающих коэффициентов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 Кодекса определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно пункту 1 статья 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено статьей 154 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный статьей 167 Кодекса, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
На основании пункта 4 статьи 38 Кодекса работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы.
Правила приемки объекта строительства (либо отдельных его этапов) предусмотрены статьей 753 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Приемка заказчиком выполненных работ оформляется унифицированными формами в„– КС-2 и КС-3, порядок заполнения которых установлен Указаниями по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, подтвержденными Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 в„– 100.
Акт о приемке выполненных работ (форма в„– КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ. На основании акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма в„– КС-3).
Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма в„– КС-3) применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы и составляется на выполненные работы.
Таким образом, акт по форме в„– КС-2 и справка по форме в„– КС-3 введены для приемки работ и финансирования выполненных объемов согласно смете, при этом форма в„– КС-3 является счетом на оплату.
Порядок расчета сметной стоимости продукции утвержден Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 в„– 15/1 (далее - методика).
Для учета возвратных сумм Методикой предусмотрен следующий порядок: за итогом сметных расчетов по смете справочно приводятся возвратные суммы, которые не исключаются из итога расчета (сметы) и из объема выполненных работ. Указанные суммы показываются отдельной строкой и определяются на основе производимых также за итогом расчета (сметы) номенклатуры и количества получаемых для последующего использования конструкций, материалов, изделий.
Стоимость указанных материальных ценностей определяется двухсторонним актом, подписываемым представителями подрядчика и заказчика. Затем на основании данного акта производится зачет взаимных требований.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что при наличии возвратных сумм уменьшение объема сметных работ в форме в„– КС-2 не происходит.
Таким образом, инспекцией верно определено обстоятельство занижения обществом налоговой базы по НДС вследствие уменьшения стоимости выполненных работ на стоимость "возврата материалов", собственниками которых являлись заказчики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету.
Право на вычет по НДС возникает при выполнении указанных условий и корреспондирует с обязанностью лица, выставившего счет-фактуру, включить ее в книгу продаж и отразить к начислению НДС со стоимости переданных материалов.
Выводы судов сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе не приведено обстоятельств, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2015 по делу в„– А40-157529/14 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.В.БУЯНОВА

Судьи
М.К.АНТОНОВА
А.В.ЖУКОВ


------------------------------------------------------------------