Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2016 N Ф05-18240/2016 по делу N А40-54481/2016
Требование: Об оспаривании отказа уполномоченного органа в предоставлении межбюджетного трансферта, обязании устранить нарушения.
Обстоятельства: Основанием для отказа явился пропуск срока обращения с заявками на работников здравоохранения, прибывших на работу в спорный период времени.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку заявка подана в связи с исполнением вступивших в законную силу судебных актов и восстановлением прав медицинских работников.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2016 г. по делу в„– А40-54481/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 ноября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дербенева А.А.
судей Егоровой Т.А., Буяновой Н.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Департамента Смоленской области по здравоохранению - Жиганова О.И., доверенность от 09.12.2015 б/н;
от ответчика - Федерального фонда обязательного медицинского страхования - Колмакова Т.Н., доверенность от 22.08.2016 в„– 42/80,
рассмотрев 23 ноября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 14 июня 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
вынесенное судьей Дейна Н.В.
на постановление от 19 сентября 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Поташовой Ж.В.
по заявлению Департамента Смоленской области по здравоохранению (214008, Смоленская область, Смоленск, площадь Ленина, дом 1, ОГРН 1026701426069)
к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (127055, Москва, улица Новослободская, дом 37, ОГРН 1027739712857)
об оспаривании решения;

установил:

Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) об оспаривании отказа от 16.12.15 в„– 21/к-Б/955 и обязании устранить нарушения (с учетом уточнений принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016, признано незаконным и отменено решение Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.12.2015 в„– 21/к-Б/955 и на Фонд возложена обязанность произвести трансферты из бюджета по заявке Департамента Смоленской области по здравоохранению от 16.12.2015 вх. в„– 21/к-Б/955 в установленном законом порядке.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного от 19.09.2016, в удовлетворении заявленных требований заявителя отказать в полном объеме.
Ответчик - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в лице своего представителя в судебном заседании суда кассационной инстанции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по основаниям, в ней изложенным.
В судебном заседании суда кассационной инстанции заявитель - Департамент Смоленской области по здравоохранению возражал относительно удовлетворения кассационной жалобы, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены или изменения судебных актов суда первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами обеих инстанций, заявителем подана заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на ноябрь 2015 года в количестве 3 человек.
Решением от 16.12.15 в„– 21/К-Б/955 заявителю отказано на основании ч. 12.1 ст. 51 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" в предоставлении межбюджетного трансферта. Указано, что заявка подана на медицинских работников, прибывших в 2014 году на работу. В 2015 году право на получение единовременной выплаты имеют работники, прибывшие в 2015 году.
Не согласившись с позицией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Департамент Смоленской области по здравоохранению обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение Фонда не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя, Департаментом представлены вступившие в законную силу решения судов общей юрисдикции об обязании произвести единовременные компенсационные выплаты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым судами дана в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права; кассационная жалоба удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Судами правомерно указано, что установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников является исключительной компетенцией законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, законодателем предусмотрен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (ст. 50, ч. ч. 12 - 12.5 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Статья 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок предоставления субсидий из бюджета одного уровня другому.
Согласно п. 2 ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение 3-х рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в соответствии с ч. 12.1 настоящей статьи, представить в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных ч. 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом.
Как установлено судами в ходе рассмотрения дела, вступившими в законную силу решениями Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.07.2015 по делу в„– 2-3004/15, от 21.09.2015 по делу в„– 2-3274/15, от 24.09.2015 по делу в„– 2-2500/15 за медицинскими работниками Овчинниковой Ю.И., Чепетовой Т.В. и Булатиковой А.И. признано право на получение единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и на Департамент Смоленской области по здравоохранению возложена обязанность произвести указанным работникам выплаты в размере 1.000.000 руб.
Таким образом, проанализировав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что оспариваемое решение Федерального фонда обязательного медицинского страхования не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
При этом судами правомерно отклонен довод Фонда о пропуске срока обращения заявителя в 2015 с заявками на работников здравоохранения, прибывших на работу в 2013 - 2014, поскольку заявка подана Департаментом в связи с исполнением вступивших в законную силу судебных актов и восстановлением прав медицинских работников в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного, судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.
Доводы о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, а также как направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, которая в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 июня 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2016 года по делу в„– А40-54481/2016,- оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий судья
А.А.ДЕРБЕНЕВ

Судьи
Т.А.ЕГОРОВА
Н.В.БУЯНОВА


------------------------------------------------------------------