Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.09.2016 N Ф05-13186/2016 по делу N А41-106472/15
Требование: О признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Обстоятельства: Спорный земельный участок находился в распоряжении органа местного самоуправления, был образован в 2003 году и в том же году сдан в аренду.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что земельный участок начиная с момента его образования находился в распоряжении органа местного самоуправления и в распоряжение Российской Федерации не передавался, Российская Федерация распоряжение спорным участком не осуществляла.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу в„– А41-106472/15

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: Тимашова И.Ю., доверенность от 25.04.2016;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 20 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ТУ Росимущества в Московской области
на решение от 24 марта 2016 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление от 08 июня 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Коноваловым С.А., Катькиной Н.Н.,
по делу в„– А41-106472/15
по иску Управления земельных отношений Раменского муниципального района (ОГРН: 1155040002622)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН: 1097746296977),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Визняк Данил Григорьевич,

установил:

Управление земельных отношений Раменского муниципального района (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) с требованиями о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0020228:42, общей площадью 500 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельский округ Сафоновский, деревня Сафоново, улица Шоссейная, участок 6.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2016 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ТУ Росимущества в Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец и третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Администрация Раменского муниципального района Московской области (далее - администрация), Визняк Данил Григорьевич, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, данный иск является негаторным иском, в соответствии с которым собственник или лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие у истца оснований для защиты права распоряжения земельным участком с КН 50:23:0020228:42 посредством подачи иска о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждаются следующими нормами права и установленными судом фактами.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральный закон от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Согласно статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Судами установлено, что 06.10.2003 был поставлен на кадастровый учет земельный участок с КН 50:23:0020228:42, площадью 500 кв. м, по адресу: Московская область, Раменский район, д. Сафоново, ул. Шоссейная, д. 6, для ведения личного подсобного хозяйства. На основании постановления Главы Раменского района от 12.03.2003 в„– 417 между КУИ Раменского района (арендодатель) и гр. Визняком Д.Г. (арендатор) был заключен договор аренды в„– 398 указанного земельного участка, с целью для ведения личного подсобного хозяйства. 31.10.2008 Главой Раменского района вынесено постановление в„– 3551 о предоставлении в аренду сроком на пять лет гр. Визняку Д.Г. земельного участка с КН 50:23:0020228:42, площадью 500 кв. м, по адресу: Московская область, Раменский район, д. Сафоново, ул. Шоссейная, д. 6, для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании указанного постановления 11.12.2008 между комитетом и Визняком Д.Г. вновь заключен договор аренды в„– 2660 участка с КН 50:23:0020228:42.
Из указанных документов (постановлений, договора аренды) следует, что спорный земельный участок находился в распоряжении органа местного самоуправления - Администрации Раменского района Московской области, был образован в 2003 году и в том же году сдан в аренду.
В соответствии с актом обследования участка от 24.02.2015 установлено, что земельный участок с КН 50:23:0020228:42 огорожен металлическим забором, представляет собой ровную поверхность, строения на участке отсутствуют, какая-либо деятельность не ведется.
Суды указали, что из представленной выписки из ЕГРП на данный участок следует, что он находится в собственности Российской Федерации с 03.02.2004.
В порядке пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с КН 50:23:0020228:42, начиная с момента его образования, находился в распоряжении администрации и в распоряжение Российской Федерации не передавался, Российская Федерация распоряжение спорным участком не осуществляла.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Основываясь на изложенном, суды пришли к правильному выводу о том, что спорный участок не может относится к федеральной собственности согласно критериям, определенным статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ, поскольку он: не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; не предоставлялся органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; не находился на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; и не относится к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено Федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
В соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен приказом Минюста России от 18.09.2003 в„– 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 в„– 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав. В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией, как установлено судом, не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
Судами проверен факт отсутствия в деле правоустанавливающих документов Росреестра на земельный участок с КН 50:23:0020228:42 документов и сведений, подтверждающих подачу заявления правообладателем земельного участка - имеющим право собственности в лице органа государственной власти, а именно Российской Федерации, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Суды указали, что в материалах дела имеются заявления о государственной регистрации: от гражданина Визняка Д.Г. от 08.01.2004 о госрегистрации сделки аренды земельного участка, от Визняка Д.Г. от 30.03.2009 о госрегистрации аренды по договору аренды от 11.12.2008.
Также имеется заявление от КУИ Раменского района от 30.12.2003 о регистрации за муниципальным образованием Раменский район права распоряжения земельным участком. Указанные заявления не могут являться основаниями для регистрации права собственности за Российской Федерацией, поскольку поданы не органом, осуществляющим полномочия от имени Российской Федерации и не в отношении регистрации права собственности на участок за Российской Федерацией.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего до 01.07.2006, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок не имеется.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Суды указали, что доказательств, подтверждающих, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 50:23:0020228:42 возникло на законных основаниях в деле нет, следовательно, зарегистрированное право собственности Российской Федерации на данный участок не основано на законе и подлежит признанию отсутствующим.
Земельный участок с КН 50:23:0020228:42 не относится также к земельным участкам по критериям, определенным статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ, право собственности на которые отнесены к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов; соответствующего перечня об отнесении участка к землям Российской Федерации, а также к землям субъектов РФ, муниципальным землям, в материалы дела не представлено.
Следовательно, спорный участок в соответствии с действующим законодательством и с учетом доказательств, исследованных судом, не может находиться в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации и в собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
На основании вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что земельный участок с КН 50:23:0020228:42 относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 в„– 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Таким образом, правом распоряжения спорным земельным участком наделен истец, что отклоняет доводы ответчика о том, что истец является ненадлежащим истцом по делу.
Как правомерно указали суды, ответчик не предоставил документального подтверждения разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 17.07.2001 в„– 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" порядке, не подтвердил факта обращения за регистрацией права собственности Российской Федерации, а также не представил доказательств того, что на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2016 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08 июня 2016 года по делу в„– А41-106472/15 оставить без изменения, кассационную жалобу ТУ Росимущества в Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------