Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2016 N Ф05-12206/2016 по делу N А40-106819/14
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
Обстоятельства: Оспариваемым решением обществу отказано в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, с указанием на то, что на земельном участке расположен пруд, а также на то, что участок частично расположен в границах красных линий .
Решение: Требование удовлетворено, поскольку испрашиваемый земельный участок не попадает в перечень земельных участков, изъятых из оборота, либо оборот которых ограничен законом.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2016 г. по делу в„– А40-106819/14

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственного предприятия "Химки" Кислякова Е.В. по доверенности от 13 мая 2014 года
от заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы Золотова Л.А. по доверенности от 24 декабря 2015 года в„– 33-Д-806/15
рассмотрев 15 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 03 декабря 2014 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Поздняковым В.Д.
на постановление от 20 мая 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.
по делу в„– А40-106819/14
по заявлению Открытого акционерного общества "Коллективное сельскохозяйственного предприятия "Химки" (ОАО "КСХП "Химки", ОГРН 1025006179472)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)
о признании незаконным решения

установил:

ОАО "КСХП "Химки" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным решения от 10 апреля 2014 года в„– 33-5-8071/14-(0)-1 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 29085 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0001001:1181; об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта путем принятия решения о предоставлении ОАО "КСХП "Химки" в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, предназначенного для сельскохозяйственного использования, площадью 29085 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 и направить ОАО "КСХП "Химки" проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2016 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент городского имущества города Москвы просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "КСХП "Химки" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ОАО "КСХП "Химки" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ОАО "КСХП "Химки" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0001001:1181.
11 марта 2014 года ОАО "КСХП "Химки" обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества города Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность собственникам зданий, строений, сооружений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2012 года в„– 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы" (далее - Административный регламент).
10 апреля 2014 года Департаментом городского имущества города Москвы было принято решение об отказе в предоставление земельного участка по адресу: г. Москва, КСХП "Химки", с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 в собственность ОАО "КСХП "Химки".
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги послужило то, что по данным ответчика на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 расположен пруд, а также участок частично расположен в границах красных линий (раструб), в красных линиях, определяющих планируемое прохождении трасс, размещение эстакад, мостов, тоннелей и иных транспортных сооружений.
Рассматривая данное дело, суды, отклоняя утверждение ответчика о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 расположена в границах участка водного объекта - пруда, указали, что ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Испрашиваемый земельный участок не попадает в перечень земельных участков, изъятых из оборота, либо оборот которых ограничен законом.
Кроме того письмом от 31 июля 2014 года в„– 618исх заместитель руководителя МОБВУ - начальник отдела водных ресурсов по г. Москве Федорова Е.Н. сообщила, что сведения о наличии водных объектов в границах спорного земельного участка заявителя отсутствуют в государственном водном ресурсе.
Письмом от 11 сентября 2014 года в„– 05-04-9746/4 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - ДЖКХиБ) сообщил, что в Перечне водных объектов города Москвы водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не значатся, так как по итогам проводившейся ДЖКХиБ в 2012-2014 годах инвентаризации водных объектов на территории земельного участка заявителя не было выявлено водных объектов, подлежащих учету и паспортизации в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
При этом, отклоняя ссылки ответчика на разбивочные акты-чертежи Москомархитектуры, суды указали, что согласно письму Управления градостроительного регулирования САО Москомархитектуры города Москвы от 20 февраля 2014 года в„– МКА-02-3291/4-1 официальные сведения о наличии (отсутствии) водных объектов содержатся в Государственном водном реестре, ведение которого осуществляет Федеральное агентство водных ресурсов, а также в ДЖКХиБ, являющемся уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в сфере водных отношений.
Также в представленном ответчиком графическом материале отсутствуют условные обозначения линий градостроительного регулирования, обозначающие наличие в границах спорного земельного участка водного объекта.
Согласно пункту 3.3 Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 марта 2001 года в„– 270-ПП (далее - Положение), синие линии - границы акваторий рек, а также существующих и проектируемых открытых водоемов, устанавливаемые по нормальному подпорному горизонту (НПГ).
Приказом Москомархитектуры от 29 сентября 1999 года в„– 144 утверждены условные обозначения линий градостроительного регулирования, в том числе условные обозначения синих линий.
Суды посчитали, что представленный ответчиком графический материал, который по его мнению, является электронной версией разбивочного чертежа-акта Москомархитектуры, не содержит условных обозначений синих линий, следовательно, не подтверждает наличие в границах спорного участка водных объектов.
Испрашиваемый земельный участок не является земельным участком общего пользования.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "КСХП "Химки", имеет установленные с координатной точностью границы, сведения о государственной регистрации прав внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Согласно пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования наряду с правом собственности относится к вещным правам.
В соответствии со статьей 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса.
Как установили суды, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 был предоставлен правопредшественнику заявителя для целей сельскохозяйственного использования, что отражено в сведениях Государственного кадастра недвижимости и является единственным видом разрешенного использования земельного участка. При этом заявитель является единственным пользователем спорного земельного участка.
Земельный участок для целей использования неограниченным кругом лиц не предоставлялся, публичный сервитут на участок не устанавливался, право постоянного (бессрочного) пользования заявителя в установленном порядке не ограничивалось, какие-либо ограничения прав заявителя на спорный участок в ЕГРП не регистрировались.
Довод ответчика о том, что спорный земельный участок имеет пересечения с земельными участками улично-дорожной сети, несостоятелен.
Согласно пункту 3.1 Положения красные линии - границы территории улично-дорожной сети, выделенной из остальной территории города.
Законом г. Москвы от 21 марта 2007 года в„– 8 "О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы" утвержден Перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы, расположенных в границах существующей улично-дорожной сети города Москвы и относящихся к землям общего пользования.
Суды указали, что согласно Приложению к указанному Закону спорный земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 не входит в утвержденный Законом перечень земельных участков улично-дорожной сети города Москвы. Из кадастрового паспорта земельного участка от 20 июня 2013 года в„– 77/501/13-272740 видно, что в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют пересечения границ спорного земельного участка с земельными участками улично-дорожной сети.
Согласно эталону условных обозначений линий градостроительного регулирования, утвержденному Приказом Москомархитектуры от 29.09.1999 в„– 144, красные линии обозначаются как две параллельные линии с надписью "красная" на каждой стороне.
При этом представленный ответчиком в качестве доказательства графический материал, содержащий в себе условные обозначения линий градостроительного регулирования, не может подтвердить пересечение границ земельного участка с красными линиями, поскольку в данном чертеже условные обозначения красных линий отсутствуют. Доказательств обратного не представлено.
Согласно Положению красные линии являются линиями градостроительного регулирования.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения основанием для установления, изменения, отмены линий градостроительного регулирования является градостроительная документация, разработанная организациями, имеющими лицензию на градостроительное проектирование, получившая положительное заключение государственной экологической и градостроительной экспертиз и утвержденная в установленном порядке.
В силу пункта "а" части 3 статьи 42, пункта 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для установления планируемых красных линий являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
Линии градостроительного регулирования, установленные только на основании разбивочного чертежа-акта без утвержденной документации по планировке территории, сами по себе не являются доказательствами местоположения территорий общего пользования, поскольку не имеют силы правоустанавливающих документов, определяющих отнесение тех или иных территорий к правовому режиму общего пользования и не соответствуют требованиям действующего законодательства к документам, на которых могут отображаться границы территорий общего пользования.
Земельный участок заявителя не является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд, а также не содержится в перечне зарезервированных земельных участков, указанных в постановлении Правительства Москвы от 24 июня 2008 года в„– 532-ПП.
Пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года в„– 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" определяет, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Вместе с тем, в Постановлении Правительства Москвы от 24 июня 2008 года в„– 532-ПП отсутствуют сведения о спорном земельном участке.
Согласно пунктам 8, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года в„– 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно выписке из ЕГРП от 20 июня 2014 года в„– 11/011/2014-1757 на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001001:1181, общей площадью 29085 кв. м, расположенный по адресу: Москва, КСХП "Химки" зарегистрированные ограничения (обременения) права в виде резервирования вышеуказанного земельного участка для государственных или муниципальных нужд отсутствуют (не зарегистрированы).
Таким образом, как установили суды, спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию не представлено; доказательства наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном статьей 70.1 ЗК РФ и Положением, отсутствуют.
Довод ответчика об ограничении в обороте спорного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001001:1181 ввиду его вхождения в границы водоохранной зоны проверен судами и отклонен ими, так как согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года в„– 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) особо охраняемые природные территории (ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 2 Закона об особо охраняемых природных территориях с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Статьей 2 Закона г. Москвы от 26 сентября 2001 года в„– 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" установлена такая категория ООПТ в городе Москве как водоохранная зона.
Судами указано, что ответчиком не представлены доказательства отнесения спорного земельного участка либо водоохранной зоны, в которой частично находится спорный земельный участок, к особо охраняемым природным территориям города Москвы.
Так, спорная территория отсутствует как в Схеме, так и в перечнях существующих и планируемых ООПТ, не представлены Паспорт и Положение об ООПТ, в границах которой, по мнению ответчика, расположен спорный земельный участок, не представлено также решение Правительства Москвы об образовании такой ООПТ.
Напротив, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы территория размещения спорного земельного участка не относится к особо охраняемым природным территориям (прилагается).
В соответствии со статьей 16 Закона об особо охраняемых природных территориях на территории города Москвы в целях учета особо охраняемых природных территорий в городе Москве и оценки их состояния ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в городе Москве.
Согласно пункту 4.5.11 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 года в„– 296-ПП, данный орган осуществляет ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве.
В соответствии со статьей 4 Закона об особо охраняемых природных территориях порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 40 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года в„– 69, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере ведения государственного кадастра ООПТ: устанавливают порядковые номера кадастровых дел ООПТ регионального и местного значения; получают от органов местного самоуправления кадастровую информацию по ООПТ местного значения; формируют и ведут региональные кадастры соответствующих субъектов Российской Федерации; осуществляют учет ООПТ регионального и местного значения; размещают информацию региональных кадастров на своих официальных сайтах в сети Интернет; ежегодно утверждают и до 20 января размещают в сети Интернет Перечни ООПТ регионального и местного значения с указанием по каждой ООПТ: названия, категории, значения, профиля, кластерности, площади (в том числе морской акватории), площади охранной зоны, местоположения (административно-территориальные единицы, в границах которых находится ООПТ), реквизитов правовых актов об организации ООПТ, наличия международного статуса, ведомственной подчиненности; вносят в региональные кадастры необходимые изменения и дополнения, указанные в пункте 37 настоящего Порядка, в течение 20 рабочих дней после получения соответствующей информации; самостоятельно принимают решения о публикации в виде печатных изданий кадастровых сведений об ООПТ, расположенных в границах соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, информация о существующих и планируемых ООПТ, размещенная на официальном сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы имеет официальный характер и содержит актуальные сведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий города Москвы.
Следовательно, довод ответчика об отнесении территории спорного земельного участка к ООПТ регионального значения "водоохранная зона" опровергается опубликованными на официальном сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы сведениями Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий города Москвы. Доказательств обратного не представлено.
Заявителем в Департамент городского имущества города Москвы были представлены все необходимые и достаточные документы, требуемые для принятия решения о предоставлении в собственность ОАО "КСХП "Химки" испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2016 года по делу в„– А40-106819/14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решение Арбитражного суда города Москвы от 03 декабря 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2016 года по делу в„– А40-106819/14 введенное определением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2016 года.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------