Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2016 N Ф05-13604/2016 по делу N А41-82744/15
Требование: О признании недействительным договора аренды земельного участка, обязании передать участок.
Обстоятельства: В адрес истца был направлен акт о результатах проверки деятельности органов местного самоуправления, из которого следует, что предоставление в аренду участка было осуществлено с нарушением ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку решение о предоставлении участка было принято в незначительный период времени после опубликования информации о предоставлении его в аренду в газете. Встречное требование: О признании недействительным пункта 7 постановления об отмене постановлений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, встречное требование удовлетворено, поскольку процедура публичного информирования была соблюдена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу в„– А41-82744/15

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кобылянского В.В.,
судей Калининой Н.С., Ядренцевой М.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Администрации Люберецкого муниципального района Московской области - Раченкова О.С. по дов. от 28.07.2016,
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Примекс" - Черников М.С. по дов. от 11.01.2016, Останин С.А. по дов. от 21.10.2015,
от третьего лица: Министерства имущественных отношений Московской области - Шенгелия И.Г. по дов. от 14.01.2016,
рассмотрев 14 сентября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Примекс"
на постановление от 04 июля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Коноваловым С.А., Марченковой Н.В.,
по иску Администрации Люберецкого муниципального района Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Примекс"
о признании договора аренды недействительным и применении последствий недействительности сделки,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
и по встречному иску о признании акта администрации недействительным,

установил:

Администрация Люберецкого муниципального района Московской области (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Примекс" (далее - ответчик, ООО "Примекс") с иском о признании договора аренды от 31.12.2014 в„– 252/14 недействительным; о применении последствий недействительности сделки; об обязании ООО "Примекс" передать земельный участок площадью 461 кв. м, с кадастровым номером 50:22:0040404:8683 с местоположением: Московская область, Люберецкий район, мкр-н Птицефабрика, около стр. лит. 2С, с видом разрешенного использования: под временную автостоянку, по акту приема-передачи администрации Люберецкого муниципального района Московской области в течение месяца со дня вступления решения по данному делу в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Судом к производству был принят встречный иск ООО "Примекс" о признании недействительным пункта 7 Постановления Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 21.08.2015 в„– 1703-ПА "Об отмене некоторых Постановлений администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2016 года в первоначальном иске отказано. Встречный иск удовлетворен.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 года решение отменено. Первоначальный иск удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу постановлением, ООО "Примекс" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм права, и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование приведенных в кассационной жалобе доводов ответчик по первоначальному иску указывает, что процедура публичного информирования при предоставлении земельного участка в аренду была соблюдена, порядок информирования заинтересованных лиц не нарушен, оспариваемый договор аренды не противоречит нормам законодательства Российской Федерации, Администрация не представила доказательств того, что в ее адрес поступили заявки от других заинтересованных лиц в отношении данного земельного участка. Судом апелляционной инстанции применены не подлежащие применению, по мнению ответчика, пункт 1 статьи 166, статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункт 2.5 Положения, утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 26.12.2013 в„– 262/29, устанавливающий пятнадцатидневный срок для приема и рассмотрения заявлений. Действующим законодательством Российской Федерации, применительно к настоящему делу, не установлен срок, по истечении которого с момента публикации может быть принято решение о предоставлении земельного участка в аренду. Апелляционный суд нарушил принципы состязательности и равноправия сторон, поскольку на вышеупомянутое Положение при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни Администрация, ни Министерство имущественных отношений Московской области, не ссылались. Апелляционным судом не применены подлежащие применению пункты 2, 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, у Администрации отсутствует право оспаривать договор аренды по указанным в иске основаниям. Действия Администрации являются недобросовестными, поскольку ее поведение после заключения договора аренды давало основания другим лицам, в том числе и арендатору, полагаться на действительность заключенного договора аренды, в связи с чем, заявление Администрации о недействительности договора аренды в данном случае не имеет правового значения. Администрация не представила доказательств наличия правомерных оснований для принятия Постановления от 21.08.2015 в„– 1703-ПА "Об отмене некоторых Постановлений Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Примекс" поддержала доводы и требования кассационной жалобы.
Представители Администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области возражали против доводов кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Отзывы на кассационную жалобу не поступали.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в принятых по делу судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в официальном печатном издании - газете "Люберецкая панорама" от 18.12.2014 в„– 48 (515) было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Администрацией Люберецкого муниципального района 31.12.2014 было принято постановление в„– 4117-ПА "О предоставлении ООО "Примекс" земельного участка с местоположением: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, мкр-н Птицефабрика и заключении договора аренды".
Между Администрацией (арендодатель) и ООО "Примекс" (арендатор) 31.12.2014 был заключен сроком на 5 лет спорный договор аренды земельного участка общей площадью 461 кв. м, с кадастровым номером 50:22:0040404:8683, с видом разрешенного использования: под временную автостоянку. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В адрес Администрации 31.07.2015 был направлен акт о результатах проверки деятельности органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, составленный Министерством имущественных отношений Московской области, из которого следует, что предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040404:8683 осуществлено с нарушением действовавшего в тот момент законодательства (статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку решение о предоставлении земельного участка принято в незначительный период времени (13 дней) после опубликования информации о предоставлении земельного участка в газете "Люберецкая панорама" от 18.12.2014 в„– 48 (515).
На основании указанного акта Администрацией принято постановление от 21.08.2015 в„– 1703-ПА "Об отмене некоторых Постановлений администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области", пунктом 7 которого, отменено постановление от 31.12.2014 в„– 4117-ПА о предоставлении земельного участка в аренду ООО "Примекс", после чего, полагая, что вышеназванный договор аренды земельного участка нарушает требования закона и посягает на публичные интересы, в силу чего является ничтожной сделкой (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
В свою очередь, ООО "Примекс" предъявило встречный иск, указав, что постановлением от 21.08.2015 в„– 1703-ПА Администрация фактически прекратила действие договора аренды земельного участка в административном порядке, что противоречит действующему законодательству.
Отказывая в удовлетворении первоначального и удовлетворяя встречный иск, суд первой инстанции исходил из того, что Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:22:0040404:8683) не установлен срок, по истечении которого с момента вышеуказанной публикации может быть принято решение о предоставлении земельного участка в аренду. Публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду в первую очередь направлено на выявление возможных претендентов, желающих приобрести земельный участок на указанном праве. Администрацией не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что после публичного информирования, а также после заключения договора аренды, в адрес Администрации поступали какие-либо заявления третьих лиц о желании приобрести спорный земельный участок в аренду. В связи с этим, а также, учитывая, что упомянутая публикация была размещена до принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду, суд первой инстанции пришел к выводу, что процедура публичного информирования при предоставлении земельного участка в аренду была соблюдена.
Также суд первой инстанции сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, указанную в Определении от 22.03.2012 в„– 486-О-О, в соответствии с которой, предусмотренное статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочие органа местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт, отменить или приостановить действие такого акта, не может носить произвольный характер, и действия по реализации указанного права должны быть законными и обоснованными.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что возникшие в данном случае между Администрацией и обществом гражданские (арендные) правоотношения могли быть прекращены на основании соглашения между сторонами либо в судебном порядке, а принятие Администрацией акта об отмене ранее принятого постановления, не может служить основанием для требования о признании частноправовой сделки недействительной (ничтожной), в связи с чем, суд отказал в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил встречный иск, признав недействительным пункт 7 Постановления Администрации Люберецкого муниципального района от 21.08.2015 2015 года в„– 1703-ПА "Об отмене некоторых Постановлений администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области".
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 1 статьи 166, пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации исходил из того, что спорный земельный участок был предоставлен обществу в нарушение положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 2.5 Положения "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности Люберецкого муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области от 26.12.2013 в„– 262/39, поскольку решение о предоставлении земельного участка принято в незначительный период времени после опубликования информации о предоставлении земельного участка в вышеназванной газете.
Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае обязательная процедура опубликования информационного сообщения о предоставлении земельного участка была соблюдена, однако, вынесение постановления о предоставлении в аренду земельного участка через 9 рабочих (13 календарных) дней после публикации могло привести к нарушению прав потенциальных арендаторов, при этом не имеет правового значения, то обстоятельство, что заключение договора аренды произошло после такой публикации и при отсутствии заявок третьих лиц. Муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае их принятия с нарушением или в противоречие с действующим законодательством (пункт 4 статьи 7, статья 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно выводу суда апелляционной инстанции, Администрация, установив, что при заключении спорного договора аренды имело место нарушение порядка предоставления земельного участка, правомерно вынесла Постановление от 21.08.2015 в„– 1703-ПА "Об отмене некоторых Постановлений администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области", фактически прекратив арендные отношения, возникшие в нарушение земельного законодательства, по ничтожной сделке. Договор аренды от 31.12.2014 в„– 252/14 является недействительным в силу его ничтожности, не порождает правовых последствий за исключением реституционных обязательств.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции удовлетворил первоначальный иск, и отказал в удовлетворении встречного иска.
Кассационная коллегия не может согласиться с выводами апелляционного суда по следующим основаниям.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 Гражданского кодекса Российской Федерации), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заключение с обществом спорного договора аренды земельного участка в незначительный, по мнению Администрации, период времени после опубликования информации, не позволило иным заинтересованным лицам реализовать права потенциальных арендаторов в отношении указанного земельного участка или каким-либо иным образом нарушило права и законные интересы третьих лиц.
Кассационная коллегия обращает внимание, что в силу пункта 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 07.05.2013 в„– 100-ФЗ (действующего с 01.09.2013), заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
При этом согласно разъяснению, указанному в пункте 70 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 в„– 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в данном случае не имеет правового значения сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.).
Таким образом, принимая во внимание, что спорный договор аренды был зарегистрирован в установленном законом порядке и в течение более шести месяцев до предъявления настоящего иска в суд фактически исполнялся сторонами, при этом поведение арендодателя давало основание арендатору и иным лицам полагаться на действительность сделки, заявление Администрации о недействительности сделки в настоящем случае не имеет правового значения.
Согласно положению, предусмотренному статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В связи с этим, оспариваемый истцом по встречному иску пункт 7 Постановления Администрации Люберецкого муниципального района от 21.08.2015 2015 года в„– 1703-ПА "Об отмене некоторых Постановлений администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области" в настоящем случае не может являться формой волеизъявления Администрации как участника гражданского оборота, поскольку носит характер властно-публичного распоряжения относительно другой стороны гражданско-правовой сделки (ООО "Примекс"), что прямо противоречит гражданскому законодательству Российской Федерации, не предусматривающему возможность прекращения возникших на основании гражданско-правового договора арендных правоотношений в административном порядке.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 и частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2016 года по делу в„– А41-82744/15 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2016 года по тому же делу оставить в силе.

Председательствующий судья
В.В.КОБЫЛЯНСКИЙ

Судьи
Н.С.КАЛИНИНА
М.Д.ЯДРЕНЦЕВА


------------------------------------------------------------------