Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2016 N Ф05-10067/2016 по делу N А41-84435/15
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, обязании совершить действия по предварительному согласованию мест размещения объектов и выбору участков, издать постановления об утверждении актов выбора и схем расположения участков.
Обстоятельства: Между сторонами были заключены инвестиционные контракты на реализацию проекта по строительству объектов. Общество обратилось в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков, необходимых для строительства объектов, но ему было отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку возможность предоставления земельных участков в порядке ст. 31 Земельного кодекса РФ после 01.03.2015 законом не предусмотрена.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Московской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу в„– А41-84435/15

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Мидия": Кувыркиной О.В. (дов. в„– ЮР/08/2016 от 01.07.2016 г.), Чурочкиной Г.И. (дов. в„– ЮР/07/2016 от 01.07.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Сергиево-Посадского муниципального района: Ермоленко С.В. (дов. в„– 60-д от 22.09.2015 г.);
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации городского поселения Краснозаводск: Журовой А.М. (дов. в„– 2 от 12.01.2016 г.);
рассмотрев 13 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Сергиево-Посадского муниципального района
на решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2016 г.,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г.,
принятое судьями Иевлевым П.А., Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
по делу в„– А41-84435/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мидия"
к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация городского поселения Краснозаводск,

установил:

23 мая 2008 г. между Администрацией Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрацией городского поселения Краснозаводск и обществом с ограниченной ответственностью "Мидия" (далее - ООО "Мидия", общество, заявитель) (инвестор-застройщик) заключены инвестиционные контракты в„– Д-74, в„– Д-75, предметом которых является реализация инвестиционного проекта по строительству инвестиционного объекта. Инвестиционные объекты возводятся на земельном участке площадью 15 000 кв. м и 50 000 кв. м, расположенных по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе г. Краснозаводск.
В рамках инвестиционного контракта в„– Д-74 инвестор-застройщик обязался произвести строительство строительной базы общей площадью 8 000 кв. м, а именно: производственного помещения общей площадью 600 кв. м, гаража для автомобилей и спецтехники общей площадью 2 500 кв. м, двух складов для хранения строительных материалов общей площадью 3 500 кв. м. Ориентировочный объем инвестиций составляет 160 000 000 руб.
В рамках инвестиционного контракта в„– Д-75 инвестор-застройщик обязался произвести строительство складского комплекса общей площадью 12 000 кв. м, а именно: трех складов общей площадью 9 000 кв. м, гаражного бокса общей площадью 1 000 кв. м, офисного помещения. Ориентировочный объем инвестиций составляет 240 000 000 руб.
Согласно пункту 4.1 указанных инвестиционных контрактов Администрация района обязалась оказывать необходимое содействие в реализации Инвестиционного проекта по вопросам, входящим в компетенцию Администрации района, в том чисел обеспечивать подготовку и своевременное принятие правовых актов, необходимых для реализации проекта.
В свою очередь, ООО "Мидия" в рамках инвестиционных контрактов обязалось принять участие в приобретении технологического оборудования для Краснозаводской больницы и благоустройстве территории в размере 600 000 руб. (пункт 4.3.10 инвестиционного контракта в„– Д-74) и принять участие в приобретении медицинского оборудования для Краснозаводской больницы в размере 2 000 000 руб. (пункт 4.3.10 инвестиционного контракта).
31 июля 2013 г. общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении двух земельных участков в аренду сроком на 5 лет, необходимых для строительства базы и складского комплекса.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского муниципального района от 23 июля 2013 г. согласовано предоставление участков в соответствии с законодательством, установленный срок действия решения 6 месяцев (выписка из протокола в„– 248).
19 марта 2014 г. в газете "Вперед" в„– 10с (14941с) опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельных участков площадью 15 000 кв. м и 50 000 кв. м под строительство складского комплекса.
Обществом были подготовлены схемы расположения спорных земельных участков.
22 января 2015 г. общество обратилось к Главе администрации с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения объекта.
14 июля 2015 г. администрация в ответ на указанное обращение направила в адрес общества письмо в„– 3-266, из содержания которого следует отказ в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что с 01 марта 2015 г. в соответствии с внесенными в действующее законодательство изменениями был изменен порядок предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством.
Считая свои права нарушенными, ООО "Мидия" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского муниципального района о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 14 июля 2015 г. исх. в„– 3-266 и обязании Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области совершить действия по предварительному согласованию мест размещения объектов - строительной базы общей площадью 8 000 кв. м, а именно: производственного помещения общей площадью 600 кв. м, гаража для автомобилей и спецтехники общей площадью 2 500 кв. м, двух складов для хранения строительных материалов общей площадью 3 500 кв. м на земельном участке площадью 15 000 кв. м на территории кадастрового квартала 50:05:0110203, расположенном по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе г. Краснозаводск; - складского комплекса общей площадью 12 000 кв. м, а именно: трех складов общей площадью 9 000 кв. м, гаражного бокса общей площадью 1 000 кв. м, офисного помещения на земельном участке площадью 50 000 кв. м на территории кадастрового квартала 50:05:0110217, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г.п. Краснозаводск, в районе г. Краснозаводск, и выбору земельных участков для размещения объектов в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ, на основании заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ООО "Мидия" от 22 января 2015 г.; обязании Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района издать постановление о согласовании и утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастровых кварталов в„– 50:05:0110203, в„– 50:05:0110217, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, в районе города Краснозаводск, площадью 50 000 кв. м под строительство складского комплекса; обязании Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района издать постановление о согласовании и утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастровых кварталов в„– 50:05:0110203, в„– 50:05:0110217, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Краснозаводск, в районе города Краснозаводск, площадью 15 000 кв. м под строительство складского комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского поселения Краснозаводск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2016 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация городского поселения Краснозаводск просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании определения председателя судебного состава от 08 августа 2016 г. в связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (отпуск), произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Краснову С.В.
В заседании кассационной инстанции представитель Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Представители ООО "Мидия" и Администрации городского поселения Краснозаводск против ее удовлетворения возражали.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Положениями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно пункту 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Из содержания пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, после чего принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе (пункт 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того обстоятельства, что обращение заявителя о предоставлении спорного земельного участка состоялось до 01 марта 2015 г.
Между тем, судами не учтено следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 23 июня 2014 г. в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 01 марта 2015 г., признаны утратившими силу статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 34 вышеназванного закона до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков, и возможность предоставления земельных участков в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации после 01 марта 2015 г. не предусмотрена.
Принимая во внимание, что обжалуемый отказ Администрации датирован 14 июля 2015 г. и мотивирован изменением законодательства, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для признания его незаконным у судов не имелось.
При этом доводы общества о бездействии Администрации в течение длительного времени не являются основанием для неприменения вышеприведенных положений закона.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты при неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2016 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2016 г. по делу в„– А41-84435/15 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
С.В.КРАСНОВА


------------------------------------------------------------------