Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2016 N Ф05-11645/2016 по делу N А40-215676/15-85-1825
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка.
Обстоятельства: Арендатор указывает на то, что обратился с заявлением о выкупе участка, однако арендодатель выразил несогласие с предложенной арендатором выкупной ценой. Арендодатель отказался внести изменения в проект договора купли-продажи земельного участка и направил свой проект договора по выкупаемой цене.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку арендатор обратился с заявлением о выкупе земельного участка после окончания действия льготной цены выкупа земельного участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу в„– А40-215676/15-85-1825

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "МедЦентр": Кудрявцевой Ю.В. (дов. от 25.04.2016 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Департамента городского имущества города Москвы: Гулян Г.В. (дов. в„– 33-Д-763/16 от 29.07.2016 г.);
рассмотрев 14 сентября 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "МедЦентр"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 г.,
принятое судьей Беловой А.Р.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2016 г.,
принятое судьями Солоповой А.А., Александровой Г.С., Векличем Б.С.,
по делу в„– А40-215676/15-85-1825
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МедЦентр" (ОГРН 1057746606752; 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 90, стр. 22)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "МедЦентр" (далее - ООО "МедЦентр", общество, истец) с 2006 года является собственником здания с кадастровым номером в„– 77:03:0003025:1024, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 90, стр. 22.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003025:5413, имеющим адресный ориентир: г. Москва, ул. Краснобогатырская, вл. 90, стр. 22.
05 июня 2012 г. ООО "МедЦентр" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об издании распоряжения об утверждении схемы границ земельного участка на кадастровой карте в„– 33-5-8712/12-(0)-0.
Письмом от 08 июня 2012 г. в„– 33-5-8712/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал в издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 7703:0003025:82, предоставленного закрытому акционерному обществу "ИЗОЛИТ" (далее - ЗАО "ИЗОЛИТ") по договору аренды. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости границы запрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:03:0003025:107.
29 июня 2012 г. ООО "МедЦентр" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выкупе земельного участка с учетом льготной ставки, действовавшей до 01 июля 2012 г.
Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом от 27 июля 2012 г. в„– 33-1-16268/12-(0)-1 сообщил, что выкупаемый земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, находится в границах с земельным участком с кадастровым номером: 77:03:0003025:82, который находится в аренде ЗАО "ИЗОЛИТ" и пересекает границы иного земельного участка улично-дорожной сети, не подлежащего приватизации.
ООО "МедЦентр" повторно обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 26 декабря 2012 г. в„– 33-5-26830/12-(0)-0 о выпуске распоряжения об утверждении схемы границ земельного участка на кадастровой карте.
Письмом от 10 января 2013 г. в„– 33-5026830/42-(0)-1 обществу сообщено об издании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы в„– 53 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская вл. 90, стр. 22 на кадастровой карте территории".
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 29 июля 2013 г. в„– 77/601/13-58994 повторно было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет.
15 сентября 2015 г. ООО "МедЦентр" направил в Департамент городского имущества города Москвы повторное заявление в„– 33-5-53075/15-(0)-0 о выкупе земельного участка, находящегося под зданием, принадлежащем обществу на праве собственности, а также с заявлением об учете льготной цены, действовавшей до 01 июля 2012 г.
Департамент городского имущества города Москвы письмом от 06 октября 2015 г. в„– 33-5-53075/15-(1)-0 направил в адрес ООО "МедЦентр" проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003025:5413, имеющим адресный ориентир г. Москва, ул. Краснобогатырская, вл. 90, стр. 22, по цене 27 048 898 руб. 47 коп.
Рассмотрев полученные договоры и не согласившись с ценой выкупаемого земельного участка, ООО "МедЦентр" направил в адрес Департамента городского имущества города Москвы протокол разногласий и письмо с разъяснениями, что он имеет право на льготу, действующую до 01 июля 2012 г., так как первоначальное заявление о выкупе было подано еще 29 июня 2012 г.
Письмом от 27 октября 2015 г. в„– 33-5-53075/15-(3)-0 Департамент городского имущества города Москвы сообщил ООО "МедЦентр" об отказе внести изменения в проект договора купли-продажи земельного участка и направил проект договора по выкупаемой цене в 27 048 898 руб. 47 коп.
Считая свои права нарушенными, ООО "МедЦентр" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003025:5413, имеющим адресный ориентир г. Москва, ул. Краснобогатырская, вл. 90, стр. 22, изложив п. 2.1 договора купли-продажи в следующей редакции: Цена Участка составляет 12 172 004 руб. 31 коп. согласно расчету, представленному в таблице.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2016 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "МедЦентр" просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзыв на кассационную жалобу от Департамента городского имущества города Москвы не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "МедЦентр" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. в„– 475, к такому заявлению должны прилагаться выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, и о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений, а также кадастровый паспорт земельного участка.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Администрации от 29 ноября 2011 г. в„– 2757, также указывает на необходимость предоставления обратившемуся с заявлением лицу указанных выписок (пункт 2.8). Непредставление и представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2.8, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.10 Регламента).
Цена земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), Закона Московской области от 07 июня 1996 г. в„– 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 02 мая 2012 г. в„– 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о введении действие Земельного кодекса Российской Федерации до 01 июля 2012 г. осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а также коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В силу нормы пункта 2.2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации с 1 июля 2012 г. собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 июля 2012 г. в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением нему необходимых документов, в порядке, предусмотренном данной статьей Кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из тех обстоятельств, что ООО "МедЦентр" обратился с заявлением о выкупе земельного участка после 01 июля 2012 г. (то есть после окончания действия льготной цены выкуп земельного участка, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации), в связи с чем цена земельного участка был определена Департаментом городского имущества города Москвы на момент подачи последнего заявления от 15 сентября 2015 г. без применения льготной ставки и составила 27 048 898 руб. 47 коп.
Отклоняя довод ООО "МедЦентр" о том, что оно обращалось в Департамент городского имущества города Москвы с заявлениями до 01 июля 2012 г. и имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, суды обоснованно ссылались на то, что решение о переоформлении спорного земельного в собственность общества было принято Департаментом городского имущества города Москвы по результатам рассмотрения именно заявления от 15 сентября 2015 г.
Судами также установлено, что пакет документов, необходимых для переоформления земельного участка в собственность ООО "МедЦентр" был представлен им после 01 июля 2012 г., поскольку кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:03:003025:5413 датирован 22 апреля 2015 г.
Действия (бездействие) Департамента по ранее направленному заявлению о выкупе земельного участка истцом в установленном законом порядке не оспаривались.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе общество указывает, что судами не были исследованы доказательства в подтверждение факта обращения общества в период с 2012 года по 2015 год с целью оформления земельного участка в собственность.
Между тем, судом дана оценка доказательствам в их совокупности.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2016 г. по делу в„– А40-215676/15-85-1825 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "МедЦентр" - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
В.В.КУЗНЕЦОВ


------------------------------------------------------------------