Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.09.2016 N Ф05-11873/2016 по делу N А40-133509/15
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, обязании произвести государственную регистрацию.
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что здания частично выходят за границу земельного участка, в представленном на регистрацию договоре купли-продажи неверно отражено существенное условие договора - цена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку цену за участок устанавливает представитель собственника, а не регистрирующий орган, в компетенцию которого определение цены не входит. Отказ в регистрации спорного объекта недвижимости нарушает права общества, так как не позволяет ему как собственнику в полном объеме распоряжаться объектом недвижимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2016 г. по делу в„– А40-133509/15

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" Ашуркова П.Н. по доверенности от 22 марта 2016 года в„– 12-юр/2016, Юракова В.А. по доверенности от 03 июня 2015 года
от заинтересованного лица (ответчика) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Крыловой Г.Г. по доверенности от 11 января 2016 года в„– 13/2016
лица, не участвующего в деле Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" Зубковой В.М. по доверенности в„– Д-261 от 01 апреля 2016 года
рассмотрев 14 сентября 2016 года в судебном заседании кассационные жалобы заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и лица, не участвующего в деле Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (АО "ГУОВ", ОГРН 1097746390224)
на решение от 29 января 2016 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Павлюком Ю.Б.
на постановление от 24 мая 2016 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Кочешковой М.В., Мухиным С.М., Яковлевой Л.Г.
по делу в„– А40-133509/15
по заявлению Открытого акционерного общества "Автомагазин Вешних Вод" (ОАО "Автомагазин Вешних Вод", ОГРН 1027700399330)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве, ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным отказа
третье лицо Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423)

установил:

ОАО "Автомагазин Вешних Вод" обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа от 20 апреля 2015 года в„– 77/002/001/2015-114 в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8а.; об обязании произвести государственную регистрацию права собственности на названный земельный участок.
В качестве третьего лица по делу привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2016 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2016 года, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Москве просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как представленный заявителем в качестве основания регистрации права собственности на земельный участок договор купли-продажи земельного участка от 23 января 2015 года в„– М-02-С02057 не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку в нем неверно отражено существенное условие договора - цена.
В кассационной жалобе лицо, не участвовавшее в деле, АО "ГУОВ" также просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, так как на предоставленном ОАО "Автомагазин Вешних Вод" земельном участке расположены десять объектов недвижимости, принадлежащих АО "ГУОВ" на праве собственности.
В отзыве на кассационные жалобы ОАО "Автомагазин Вешних Вод" возражало против их удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Управление Росреестра по Москве и АО "ГУОВ" поддержали доводы и требования своих кассационных жалоб, а представители ОАО "Автомагазин Вешних Вод" возражали против их удовлетворения.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно них, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 11 февраля 2015 года ОАО "Автомагазин Вешних Вод" обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 47560 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:1001, находящийся по адресу г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", приобретенный на основании договора купли-продажи земельного участка от 23 января 2015 года в„– М-02-С02057 и распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12 января 2015 года в„– 9-02 ДГИ.
Управление Росреестра по Москве письмом от 26 февраля 2015 года в„– 77/002/001/2015-114 уведомило ОАО "Автомагазин Вешних Вод" о приостановлении государственной регистрации права собственности на упомянутый земельный участок сроком до 25 марта 2015 года.
На основании заявления ОАО "Автомагазин Вешних Вод" от 25 марта 2015 года в„– 77/012/009/2015-686 государственная регистрация Управлением Росреестра по Москве приостановлена до 24 июня 2015 года.
По заявлению ОАО "Автомагазин Вешних Вод" от 07 апреля 2015 года в„– 77/012/011/2015-386, в связи с предоставлением дополнительных документов, подтверждающих выполнение требований статьи 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 года в„– 208-ФЗ "Об акционерных обществах", а также заверенных копий учредительных документов и решения об избрании генерального директора ОАО "Автомагазин Вешних Вод", регистрационные действия возобновлены Управлением Росреестра по Москве сроком до 20 апреля 2015 года.
Управление Росреестра по Москве письмом от 20 апреля 2015 года в„– 77/002/001/2015-114 сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности ОАО "Автомагазин Вешних Вод" на упомянутый земельный участок, указав, что из ответа ГУП "МосгорБТИ" следует, что здания, расположенные по адресам: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 2 и стр. 13, частично выходят за границу земельного участка; в представленном на регистрацию договоре купли-продажи от 23 января 2015 года в„– М-02-С02057 неверно отражено существенное условие договора - цена.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя и является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Пунктами 1, 2 статьи 17 Закона о регистрации установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Рассматривая данное дело, суды указали, что ОАО "Автомагазин Вешних Вод" на основании плана приватизации, утвержденного распоряжением Министерства государственного имущества Российской Федерации от 21 января 1999 года в„– 98-р "О приватизации государственного предприятия "Автомагазин управления торговли Мосгарнизона" Министерства обороны Российской Федерации" является собственником объектов недвижимости: здание нежилое, общая площадь 719 кв. м, кадастровый номер 77:02:0016003:1068 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 1), запись регистрации в ЕГРП от 02 августа 2000 года в„– 77-01/02-005/2000-1072а; 2-этажное административное нежилое здание, общей площадью 249,9 кв. м, условный номер 77920 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 2), запись регистрации в ЕГРП от 02 августа 2000 года в„– 77-01/02-005/2000-1072б; склад, общей площадью 117 кв. м, условный номер 130951 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 8), запись регистрации в ЕГРП от 28 сентября 2001 года в„– 77-01/02-005/2001-1175; хранилище, общей площадью 51,2 кв. м, условный номер 130954 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 А, стр. 9), запись регистрации в ЕГРП от 28 сентября 2001 года в„– 77-01/02-005/2001-1176; хранилище, общей площадью 119 кв. м, условный номер 130956 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 10), запись регистрации в ЕГРП от 28 сентября 2001 года в„– 77-01/02-005/2001-1177; хранилище, общей площадью 1504,6 кв. м, условный номер 130960 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 11), запись регистрации в ЕГРП от 28 сентября 2001 года в„– 77-01/02-005/2001-1178; хранилище, общей площадью 2152,5 кв. м, условный номер 130961 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", стр. 13), запись регистрации в ЕГРП от 28 сентября 2001 года в„– 77-01/02-005/2001-1179; забор протяженностью 999,18 м, инв. в„– 3407/31, лит. А (г. Москва, ул. Вешних Вод, в домовладении 8 "А"), запись регистрации в ЕГРП от 04 августа 2011 года в„– 77-77-22/029/2011-512.
Приватизация объектов недвижимости на участке с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, имеющим адресный ориентир: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года в„– 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года в„– 775 "Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли".
Земельный участок входил в план приватизации государственного предприятия "Автомагазин управления торговли Мосгарнизона" (приложение в„– 3 к плану), но поскольку названный Закон не распространял свое действие на приватизацию земли, земельный участок, на котором располагались объекты недвижимого имущества, не был приватизирован в одно время с такими объектами на основании плана приватизации государственного предприятия "Автомагазин управления торговли Мосгарнизона".
После введения в действие Федерального закона от 21 декабря 2001 года в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" была предоставлена возможность отчуждения из государственной и муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества (подпункт 1 пункта 2 статьи 3).
Довод ответчика в отказе от государственной регистрации права собственности заявителя на упомянутый участок в связи с нарушением статьи 1, пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) несостоятелен, поскольку ЗК РФ в силу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введен в действие со дня его официального опубликования. Текст ЗК РФ официально опубликован в "Российской газете" от 30 октября 2001 года в„– 211-212, в "Парламентской газете" от 30 октября 2001 года в„– 204-205, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 года в„– 44 ст. 4147, то есть не мог вступить в действие ранее 29 октября 2001 года.
Следовательно, как указали суды, утверждение регистрирующего органа о нарушении принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, установленные статьей 1 ЗК РФ, и нарушения запрета на отчуждение земельного участка без отчуждения находящихся на нем здания, строения, сооружения, если они принадлежат одному лицу, установленного пунктом 4 статьи 35 ЗК РФ не могут быть применены к обстоятельствам приватизации строений 2 и 13, произошедшими до 29 октября 2001 года, то есть до введения в действие ЗК РФ.
Отклоняя довод ответчика о невозможности проверки соблюдения требований пункта 1 статьи 36 ЗК РФ при переходе права собственности на земельный участков в силу отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, суды исходили из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 11 ЗК РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 2 статьи 10, статье 29 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. При этом, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения права на земельный участок, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 36 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка обратившимся лицам и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Департамент земельных ресурсов города Москвы в период действия Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года в„– 65-ПП (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года в„– 99-ПП) и распоряжением от 10 октября 2011 года в„– 4598 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8А на кадастровой карте территории", утвердил схему расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории (приложение в„– 1 к распоряжению) по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", установив в пункте 2 названного распоряжения вид разрешенного использования земельного участка: "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов".
В связи с обращением заявителя Департамент земельных ресурсов города Москвы 07 февраля 2012 года распоряжением в„– 514-02ДЗР принял решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, площадью 47560 кв. м, с адресными ориентирами: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А", и предоставлении его в аренду ОАО "Автомагазин Вешних Вод" в границах согласно кадастровому паспорту для целей эксплуатации зданий общественно-деловых и производственных объектов и торговли.
Между Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "Автомагазин Вешних Вод" 16 февраля 2012 года заключен договор аренды земельного участка в„– М-02-036750, который зарегистрирован в 10 июля 2012 года в установленном законом порядке за номером 77-77-14/011/1012-404. Приложением к данному договору является схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, из которой усматривается, что строения 2 и 13 располагаются в границах участка (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А").
Для постановки участка на кадастровый учет ОАО "Московский центральный трест инженерно-строительных изысканий" (ОАО "МосЦТИСИЗ") были выполнены работы по изготовлению межевого плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А".
На листах межевого плана: 12 ("Схема геодезических построений"), 13 ("Схема расположения земельных участков"), 14,1 ("Чертеж земельных участков и их частей"), 15,1 ("Чертеж земельных участков и их частей"), в местах нанесения характерных точек границы участка, сведения о которых позволяют однозначно определить их положение на местности (н1, н2, н3, н4 и н5) просматривается, что строения 2 и 13 располагаются в границах Участка. На листе 16 межевого плана ("Абрисы узловых точек границ земельных участков") видно, что строение 2 расположено в границах Участка.
Кроме того, на публичной кадастровой карте, расположенной на официальном сайте Росреестра, также видно, что строения 2 и 13 располагаются в границах участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А").
Довод ответчика о том, что отсутствие сведений в кадастре влечет за собой отсутствие у заявителя исключительного права, предоставленного абзацем вторым пункта 1 статьи 36 ЗК РФ на приватизацию участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001 в определенных границах, с соответствующей таким границам площадью является неправомерным.
Как указали суды, государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, признается юридически действительным и такие объекты считаются учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости. В срок до 01 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу Закона о кадастре государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, должны были передать в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о наличии на участке с кадастровым номером 77:02:0016003:1001 (г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А") объектов недвижимого имущества, принадлежащих Обществу на праве собственности, права на которые Обществом зарегистрированы до вступления в силу Закона о кадастре, не свидетельствует о том, что на названном участке отсутствуют такие объекты.
Довод ответчика о том, что заявителем нарушены положения пунктов 4, 6 статьи 11.4 ЗК РФ и пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года, несостоятелен, так как участок на день обращения в регистрирующий орган не являлся вновь образуемым.Довод ответчика о том, что представленный на регистрацию договор купли-продажи земельного участка от 23 января 2015 года в„– М-02-С02057 не соответствует требованиям пункта 4 статьи 6 Закона Москвы от 19 декабря 2007 года в„– 48 "О землепользовании" в части существенного условия договора - цены, проверен судами и отклонен ими, так как он противоречит положениям пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, пунктам 4.2.1, 4.2.33 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 в„– 99-ПП.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, помимо указанных в названной статье, являются акты, изданные органами государственной власти в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, а также договоры в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 года) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 4.2.1, 4.2.33 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года в„– 99-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 20 ноября 2014 года в„– 683-ПП), Департамент городского имущества города Москвы принимает решения: о предоставлении в установленном порядке в собственность земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, об организации проведения независимой оценки стоимости земельных участков, находящегося в собственности города Москвы, земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и экспертизы отчетов об оценке стоимости земельных участков.
Департамент городского имущества города Москвы является лицом, уполномоченным Правительством Москвы на предоставление в установленном порядке в собственность земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, правообладателям расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений для целей эксплуатации объектов капитального строительства, по соответствующей таким участкам цене.
Как установили суды, Департаментом городского имущества города Москвы 12 января 2015 года издано распоряжение в„– 9-02 ДГИ "О предоставлении ОАО "Автомагазин Вешних Вод" в собственность земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 А (Северо-Восточный административный округ города Москвы)" в соответствии со статьями 28, 36 ЗК РФ, статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года в„– 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьями 4, 6 Закона Москвы от 19 декабря 2007 года в„– 48 "О землепользовании в г. Москве", постановлениями Правительства Москвы от 28 августа 2007 года в„– 753-ПП "Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в г. Москве", от 20 февраля 2013 года в„– 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы".
Названным распоряжением участок с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, площадью 47560 кв. м, предоставлен заявителю в собственность для эксплуатации производственно-складских и административных зданий с оплатой стоимости земельного участка в размере 72236696,24 рублей. На основании указанного распоряжения, между Департаментом городского имущества города Москвы и заявителем 23 января 2015 года заключен договор купли-продажи земельного участка в„– М-02-С02057 для эксплуатации производственно-складских и административных зданий в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка, указанным в кадастровом паспорте участка, общей площадью 47560 кв. м. Приложениями к договору являются: копия кадастрового паспорта участка от 03 декабря 2014 года в„– 77/501/14-1197744; расчет цены участка; копия распоряжения департамента от 12 января 2015 года в„– 9-02ДГИ; копия доверенности; акт приема-передачи участка.
Указанная в пункте 2.1 договора цена участка, соответствует 20% кадастровой стоимости участка равной 361183481,20 рублей, в соответствии с распоряжением Департамента земельных ресурсов города Москвы от 22 июня 2012 года в„– 3125.
Платежным поручением от 28 января 2015 года в„– 33 заявитель в полном объеме перечислил в бюджет Москвы плату за выкуп земельного участка.
Таким образом, как указали суды, все условия заявителем выполнены. Цену за участок устанавливает представитель собственника - Департамент городского имущества города Москвы, а не регистрирующий орган, в компетенцию которого определение цены не входит. Отказ в регистрации упомянутого объекта недвижимости нарушает права заявителя, поскольку не позволяет ему как собственнику в полном объеме распоряжаться упомянутым объектом недвижимости.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Что касается кассационной жалобы лица, не участвовавшего в деле АО "ГУОВ", то производство по ней подлежит прекращению, так как обжалуемые судебные акты не приняты о его правах и обязанностях, то есть данными судебными актами непосредственно не затрагиваются его права и обязанности, в том числе не создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2016 года производство по апелляционной жалобе ОАО "59 арсенал" (заменен судом апелляционной инстанции на правопреемника - АО "ГУОВ") прекращено, так как решение суда не принято о его правах и обязанностях. В судебном заседании по оспариванию отказа в регистрации договора купли-продажи земельного участка не было установлено, что принадлежащие ему здания находятся на спорном земельном участке АО "Автомагазин Вешних Вод". Указанное определение суда апелляционной инстанции АО "ГУОВ" не обжаловано.
Вышеизложенные обстоятельства, а также то, что государственная регистрации права собственности АО "ГУОВ" на десять строений по иному адресу местонахождения, нежели чем адрес земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001, в их совокупности, свидетельствуют об отсутствии доказательств нарушения прав АО "ГУОВ" приобретением заявителем в собственность земельного участка с указанным кадастровым номером, имеющем адресные ориентиры: г. Москва, ул. Вешних Вод, вл. 8 "А". АО "ГУОВ" не представлено никаких доказательств наличия споров с АО "Автомагазин Вешних Вод" в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0016003:1001.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2016 года по делу в„– А40-133509/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - без удовлетворения.
Производство по кассационной жалобе Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" прекратить.

Председательствующий судья
М.Р.АГАПОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------