Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.03.2016 N Ф05-20441/2015 по делу N А40-41301/15
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец понес убытки в виде неполученных доходов от провозной платы, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота в результате перевозки железнодорожным транспортом инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку не полученная от данных лиц плата истцу не была компенсирована из федерального бюджета Российской Федерации, в результате чего у него образовались убытки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу в„– А40-41301/15

Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: А.А. Малюшина, А.Л. Новоселова,
при участии в заседании:
от истца - Загородняя МН, дов. от 11.03.2015,
от ответчика -
рассмотрев 29 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение 21 июля 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Головкиной О.Г.,
на постановление от 10 ноября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яремчук Л.А., Баниным И.Н., Юрковой Н.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков,

установил:

Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 104 703 руб. убытков, возникших в результате перевозки железнодорожным транспортом в 2013 году инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненным к ним, - граждан стран СНГ, имеющих право льготного проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участков Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 (далее - Соглашение).
Исковые требования мотивированы тем, что истец понес убытки в виде неполученных доходов от провозной платы, которые истец получил бы при обычных условиях гражданского оборота.Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, ответчик подал кассационную жалобу, просит их отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным заменить истца Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" на Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания", поскольку факт изменения организационно-правовой формы истцом подтвержден выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец, являясь публичным перевозчиком, осуществляет перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Приволжского филиала в период с июля 2013 года по декабрь 2013 года предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в Саратовской области, Астраханской области, Волгоградской области, отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993.
Факт предоставления льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс), купонами кассира.
Из пункта 74 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 в„– 30, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира.
Судами установлено, что согласно реестрам оформленных проездных документов недополученная стоимость льготных перевозок железнодорожным транспортом указанных категорий граждан стран СНГ составила 104 703 руб.
Судами также установлено, что неполученная от потребителей плата истцу не была компенсирована из федерального бюджета Российской Федерации, в результате чего у истца образовались убытки в размере 104 703 руб.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что обстоятельства дела судом первой и апелляционной инстанций установлены достаточно полно и правильно.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данные нормы регулируют правоотношения по возмещению потерь (расходов) в результате установления Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации льгот и преимуществ по провозной плате, тарифам, сборам и плате на транспорте общего пользования.
Такие льготы или преимущества должны быть установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для какой-либо определенной в них категории пользователей общественным транспортом (ветераны, инвалиды, герои войны и др).
С 01.01.2005 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" натуральные льготы по предоставлению бесплатного проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 в„– 5-ФЗ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ были заменены ежемесячными денежными выплатами, изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена иная система социальной защиты граждан на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в результате которого предоставление льгот вменено в полномочия субъектов Российской Федерации с разрешением вопросов финансирования между субъектами Российской Федерации и Российской Федерацией по нормам бюджетного законодательства.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот по проезду инвалидам и участникам Великой Отечественной Войны, а также лицам, приравненным к ним, являющимся гражданами стран СНГ, в соответствии с действующим международным договором.
Такой порядок для граждан стран СНГ был установлен в заключенном Правительствами Государств СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) 12.03.1993 в Минске Соглашении о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним, которое вступило в силу в день его подписания и действует по настоящее время.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
В силу статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения инвалидам Великой Отечественной Войны 1 и 2 групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения 1 раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной Войны 3 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездах инвалидов Великой Отечественной Войны 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно статье 3 Соглашения участникам Великой Отечественной Войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50%) скидку со стоимости проезда 1 раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
В соответствии со статьей 4 Соглашения лицам, указанным в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения, по их желанию, вместо полагающегося им проезда с 50-процентной скидкой один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом предоставляется бесплатный проезд один раз в два года (туда и обратно) указанными видами транспорта.
На основании статьи 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со статьи 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или сторонами по форме, действовавшей на 01.01.1992, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
В соответствии со статьей 8 указанного Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в настоящем Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 в„– 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993.
Согласно протоколу Правительства государств - участников Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, именуемые в дальнейшем сторонами, согласились внести в Соглашение следующие изменения:
а) дополнить статью 8 текстом следующего содержания:
Стороны в соответствии с национальным законодательством осуществляют расходы, связанные с реализацией прав на льготный проезд лиц, указанных в статьях 2 и 3 настоящего Соглашения, в полном объеме в отношении постоянно проживающих на их территориях:
своих граждан;
граждан государств - участников настоящего Соглашения;
лиц без гражданства.
Также Соглашение дополнено статьей 8.1, согласно которой стороны вместо предоставления установленных настоящим Соглашением льгот по проезду на соответствующих видах транспорта могут осуществлять денежные выплаты в соответствии с национальным законодательством.
Пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 в„– 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" устанавливает, что в 2012 году направление бюджетных ассигнований на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству финансов Российской Федерации, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со структурой расходов федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суды сделали правильные выводы, что обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов в данном случае возникает из международного Соглашения от 12.02.1993, предусматривающего предоставление льгот по оплате проезда, в том числе железнодорожным транспортом, указанным категориям граждан стран СНГ, что льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993, являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Доказательств передачи Российской Федерацией полномочий по предоставлению льгот по проезду указанным категориям граждан стран СНГ либо денежных выплат взамен натуральных льгот в полномочия субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ либо иным законодательством ответчиком не представлено.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа

постановил:

Заменить Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" на Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания".
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2015 года по делу в„– А40-41301/15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Л.А.ТУТУБАЛИНА

Судьи
А.А.МАЛЮШИН
А.Л.НОВОСЕЛОВ


------------------------------------------------------------------