Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2016 N Ф05-21021/2015 по делу N А40-188162/13
Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав как собственника и арендатора спорных участков и, соответственно, плательщика земельного налога и арендных платежей.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2016 г. по делу в„– А40-188162/13

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца: Решетников Д.О., не допущен к участию в деле, в связи с непредставлением надлежащей оформленной доверенности;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьего лица: представитель не явился, извещен;
рассмотрев 24 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчиков - Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение от 11 ноября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Иевлевым П.А.,
на постановление от 02 декабря 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Барановской Е.Н., Сумароковой Т.Я., Панкратовой Н.И.,
по делу в„– А40-188162/13
по иску Рижука Ростислава Леонидовича
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН: 1097746680822), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН: 1027700485757), Правительству Москвы (ОГРН: 1027739813507), Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423),
третье лицо: открытое акционерное общество "Городской кадастр",

установил:

Рижук Ростислав Леонидович обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об обязании внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003015:17, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, вл. 3А, а также земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:5, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рабочая, вл. 89, 1, 2, 3, указав кадастровую стоимость данных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012, в размере 79.914.000 руб. и 79.023.000 руб. соответственно.
Определением от 09.10.2014 судом к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
Решением от 11 ноября 2014 года Арбитражный суд города Москвы обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003015:17 в размере 58.920.000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:5 в размере 37.810.000 руб.
Определением от 24 марта 2015 года Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела в„– А40-188162/13 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В процессе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельных участков, указав кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость, то есть на 01.01.2013, на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003015:17, общей площадью 15.012 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, вл. 3А, равной 78.239.488 руб.; на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006043:5, общей площадью 5.985 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Рабочая, вл. 89, 1, 2, 3, равной 45.417.497 руб. Данное заявление истца судом было принято в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 02 декабря 2015 года Девятый арбитражный апелляционный суд решение суда первой инстанции отменил; установил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость, то есть на 01.01.2013: на земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003015:17, общей площадью 15.012 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, вл. 3А, равной 78.239.488 руб.; на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0006043:5, общей площадью 5.985 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Рабочая, вл. 89, 1, 2, 3, равной 45.417.497 руб.; в удовлетворении исковых требований, заявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, отказал.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились с кассационной жалобой, в которой просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявители жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчики и третье лицо - открытое акционерное общество "Городской кадастр", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Представитель истца - Решетников Д.О. не был допущен к участию в деле, в связи с непредставлением надлежащей оформленной доверенности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, Рижуку Р.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003015:17, общей площадью 15.012 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Иловайская, вл. 3А, что подтверждается представленным истцом в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 77-АО 379436 от 28.09.2012.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 01.01.2007.
Также Рижук Р.Л. на праве аренды владеет земельным участком с кадастровым номером 77:01:0006043:5, общей площадью 5.985 кв. м, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Рабочая, вл. 89, 1, 2, 3, что подтверждается договором аренды земельного участка от 19.02.2001 в„– М-01-017839 и дополнительным соглашением к нему от 06.03.2009.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 в„– 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003015:17 в размере 106.056.777 руб. 06 коп., а земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:5 в размере 112.231.198 руб. 08 коп., которая была внесена в государственный кадастр недвижимости.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, следствием чего является нарушение прав Рижука Р.Л. как собственника и арендатора указанных выше земельных участков и, соответственно, плательщика земельного налога и арендных платежей, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. А в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, апелляционный суд правильно посчитал, что истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 в„– 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Согласно заключению экспертизы, проведенной при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, по состоянию на 01.01.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:04:0003015:17 составляет 78.238.488 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:01:0006043:5-45.417.497 руб.
Апелляционный суд указал, что ответчики выводы судебной экспертизы не оспорили, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявили.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату обращения истца с иском в суд) указывает на то, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Следовательно, как правильно указала апелляционная инстанция, Рижук Р.Л., обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, самостоятельно выбрал способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на дату обращения истца с настоящим иском в суд действующим законодательством не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обоснованно несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Так как изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость осуществляется органом кадастрового учета, надлежащим ответчиком по данной категории дел является ФГБУ "ФКП Росреестра", на которое в силу статьи 3 Закона о кадастре недвижимости, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 в„– 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 в„– П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены функции органа кадастрового учета, наделенного полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, при этом истец правомерно привлек к участию в деле Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, учитывая, что кадастровая оценка земельного участка производилась по инициативе указанных лиц и была оформлена соответствующим постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 в„– 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы".
Поскольку Управление Росреестра по Москве не является органом, осуществляющим кадастровый учет, и не может быть признано надлежащим ответчиком по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка, апелляционный суд правомерно отклонил исковые требования к названному лицу.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2015 года по делу в„– А40-188162/13 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------