Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2016 N Ф05-1288/2016 по делу N А40-187533/13
Требование: О взыскании убытков.
Обстоятельства: Истец относится к категории лиц, страдающих заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006, и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, в связи с чем полагает, что в данном случае у федерального бюджета возникли обязательства по компенсации стоимости квартиры.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А40-187533/13

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Дзюбы Д.И., Новоселова А.Л.,
при участии в заседании:
от Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации не явился, уведомлен,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ не явился, уведомлен,
от Финансового управления Брянской городской администрации не явился, уведомлен,
рассмотрев 19 февраля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации
на решение от 19 августа 2015 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Зотовой Е.А.,
на постановление от 06 ноября 2015 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лящевским И.С., Семкиной О.Н., Седовым С.П.,
по иску Муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 1037739085636)
о возмещении убытков,
третье лицо: Финансовое управление Брянской городской администрации,

установил:

Муниципальное образование город Брянск в лице Брянской городской администрации (далее - истец, администрация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской (далее - Минфин РФ, ответчик) взыскании убытков в сумме 832 350 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014, требования истца удовлетворены, с РФ в лице Минфина РФ за счет казны РФ в пользу Муниципального образования город Брянск в лице Брянской городской администрации взысканы убытки в размере 832 350 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2014 решение и постановление от 21.08.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное толкование судами норм права.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Обсудив доводы по кассационной жалобе. проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.
Как установлено судами, решением Советского районного суда города Брянска от 18.11.2011 суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Козельчикову Н.Ю. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в установленном порядке. Во исполнение указанного решения Советского районного суда города Брянска Брянская городская администрация предоставила Козельчикову Н.Ю. по договору социального найма жилое помещение, находящееся по адресу: г. Брянск, ул. Тарджиманова, д. 16, кв. 32, общей площадью 31,0 кв. м, приобретенное в собственность муниципального образования город Брянск за 832.350 руб.
Между Советской районной администрацией города Брянска, действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования г. Брянск, Брянской городской администрацией и Козельчиковым Н.Ю. заключен договор социального найма в„– 1501 от 23.01.2013.
Поскольку, Козельчиков Н.Ю. относится к категории лиц, страдающих заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ в„– 378 от 16.06.2006 г. и включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья на основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска в„– 255-р от 17.07.2008, полагая, что в данном случае возникли обязательства у федерального бюджета по компенсации стоимости квартиры, администрация обратилась в суд за взысканием убытков.
Под убытками, исходя из статьи 15 Гражданского кодекса РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
При этом для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В таких случаях от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо.
Статья 17 Федерального закона в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) предусматривает, что предоставление за счет средств федерального бюджета жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01.01.2005. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005. осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Закона в„– 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 Федерального закона в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2015.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Размер субвенций определяется ежегодно и устанавливается соответствующим нормативным правовым актами о федеральных бюджетах.
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Источник финансирования затрат, связанных с предоставлением после 01.01.2005 жилья инвалидам и приравненным к ним категориям граждан, определен статьями 49, 52 Жилищного кодекса РФ, положениями Закона в„– 181-ФЗ, статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Порядок обеспечения жилыми помещениями за счет средств областного бюджета отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области, признанных в соответствии с федеральным законодательством нуждающимися в жилых помещениях, состоящих на учете по месту жительства и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств, определен Законом Брянской области от 25.03.2010 в„– 25-З "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Брянской области".
Данным законом определено понятие субвенций, как средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных образований на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов на строительство или приобретение жилых помещений и предоставление их по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суды двух инстанций правильно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанций установил все существенные для дела обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены им правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 19 августа 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06 ноября 2015 года по делу в„– А40-187533/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА

Судья
Д.И.ДЗЮБА

Судья
А.Л.НОВОСЕЛОВ


------------------------------------------------------------------