Типы документов



Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2016 N Ф05-572/2016 по делу N А40-80817/15
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением установлено отсутствие оснований для установления на 2015 год льготной ставки арендной платы в связи с нецелевым использованием помещения согласно договору аренды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что общество обратилось с заявлением в уполномоченный орган, приложив все необходимые документы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Москвы



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2016 г. по делу в„– А40-80817/15

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Театр "БУФФ": Коноваловой Л.Л. (дов. в„– 009 от 27.07.2015 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Правительства Москвы: Кашиной Л.А. (дов. в„– 4-47-1416/5 от 19.10.2015 г.);
от третьего лица Департамента культуры города Москвы: не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества города Москвы: Кашиной Л.А. (дов. в„– 33-Д-841/15 от 30.12.2015 г.);
рассмотрев 10 марта 2016 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2015 г.,
принятое судьей Лапшиной В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2015 г.,
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу в„– А40-80817/15
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Театр "БУФФ" (ОГРН 1027739922462; 127055, г. Москва, ул. Лесная, д. 59, стр. 1)
к Правительству Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13)
о признании незаконным решения,
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20); Департамент культуры города Москвы (ОГРН 1027739805180; 107031, г. Москва, ул. Неглинная, д. 8/10)

установил:

между Дирекцией территориального агентства Москомимущества и обществом с ограниченной ответственностью "Театр "БУФФ" (далее - ООО "Театр "БУФФ", заявитель, общество) заключен договор от 20 мая 1993 г. в„– 1-681/93 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Москвы, на основании которого обществу в аренду передано нежилое помещение площадью 934,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д. 59, стр. 1, под размещение театра на срок до 31 декабря 2042 г.
ООО "Театр "БУФФ" является субъектом малого предпринимательства (запись в Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы в„– 77060850603613474 присвоена 04 февраля 1999 г., подтверждена 04 февраля 2013 г. за номером 7701-392614) и осуществляет деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений.
13 ноября 2014 г. ООО "Театр "БУФФ" обратилось с заявлением в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства по вопросу предоставления имущественной поддержки в виде установления на 2015 год ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за кв. м.
По результатам рассмотрения заявления Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принято решение об отсутствии оснований для установления на 2015 год льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год по договору аренды от 20 мая 1993 г. в„– 01-00681/93. Решение оформлено Протоколом заседания от 30 декабря 2014 г. в„– 6-МВК/14.
В обоснование решения указано на несоблюдение требований пунктов 2.1.2, 2.1.3 и 2.1.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 01 июля 2013 г. в„– 424-ПП "О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (далее - Постановление в„– 424-ПП).
Заявитель информирован о принятом решении письмом Департамента городского имущества города Москвы от 31 декабря 2014 г. в„– 33-И-55/15.
Считая свои права нарушенными, ООО "Театр "БУФФ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы о признании незаконным решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства об отсутствии оснований для предоставления заявителю имущественной поддержки в виде установления на 2015 год льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год по договору аренды в„– 01-00681/93 от 20 мая 1993 г., оформленное письмом Департамента городского имущества города Москвы в„– 33-И-55/15 от 31 декабря 2014 г., и обязании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства принять решение о предоставлении обществу имущественной поддержки в виде установления на 2015 год, начиная с 01 января 2015 г., ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м объекта нежилого фонда по договору аренды в„– 01-00681/93 от 20 мая 1993 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы и Департамент культуры города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2015 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2015 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Театр "БУФФ" просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
К отзыву на кассационную жалобу приложены дополнительные документы.
Поскольку статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрена возможность собирания и исследования дополнительных доказательств, суд кассационной инстанции не находит оснований для приобщения указанных документов к материалам дела, в связи с чем они подлежат возврату обществу.
В заседании кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ООО "Театр "БУФФ" против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель Департамента культуры города Москвы в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 апреля 2013 г. в„– 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и Постановления в„– 424-ПП для субъектов малого предпринимательства с 01 января 2014 г. применение льгот при расчете арендной платы за нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м, осуществляется на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды деятельности в области, в том числе, культуры.
Постановлением в„– 424-ПП предусмотрено, что решение о наличии или отсутствии оснований для предоставления имущественной поддержки принимает Межведомственная комиссия по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства.
Согласно пункту 2.1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. в„– 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" ставка арендной платы устанавливается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в порядке, установленном Правительством Москвы, до 1 января текущего года решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1 настоящего постановления.
Пунктом 5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01 июля 2013 г. в„– 424-ПП, установлено, что в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы за кв. м объекта нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы, установленной Правительством Москвы, субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент городского имущества города Москвы или Комиссию обращение с приложением следующих документов:
Копию договора аренды объекта нежилого фонда (подпункт 5.1.1).
Один из следующих комплектов документов (подпункт 5.1.2):
- документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства указанного нежилого помещения для осуществления одного из видов деятельности, указанных в пунктах 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. в„– 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы":
- лицензии на осуществление деятельности в области здравоохранения или образования;
- документы, подтверждающие получение субъектом малого предпринимательства статуса социального магазина в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 28 мая 2002 г. в„– 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов";
- документы, подтверждающие прохождение субъектом малого предпринимательства аккредитации в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 17 августа 2004 г. в„– 568-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания" и иными правовыми актами Правительства Москвы;
- подтверждение соответствия субъекта малого предпринимательства требованиям, предъявляемым к субъектам ремесленничества, имеющим приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определенным статьей 4 Закона города Москвы от 16 июня 1999 г. в„– 25 "О ремесленной деятельности в городе Москве" (подпункт 5.1.2.1).
Документы, подтверждающие использование субъектом малого предпринимательства труда инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (подпункт 5.1.2.2).
По смыслу приведенных норм, субъект малого предпринимательства, претендующий на получение имущественной поддержки в виде льготной ставки арендной платы на арендуемый объект нежилого фонда, находящийся в имущественной казне города Москвы, на 2015 год должен до 01 декабря 2014 г. представить в Департамент городского имущества города Москвы или Межведомственную комиссию по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства пакет документов, предусмотренных пунктом 5.1 Положения о Межведомственной комиссии по предоставлению поддержки субъектам малого предпринимательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из тех обстоятельств, что заявителем соблюдены требования вышеприведенных положений.
При этом судами установлено, что общество обратилось с заявлением в уполномоченный орган 13 ноября 2014 г., приложив все необходимые документы.
Устанавливая обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, суды указали, что основанием для принятия оспариваемого решения послужил факт нецелевого использования помещения согласно договору аренды.
Между тем, вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2015 г. по делу в„– А40-41370/15 и от 29 апреля 2015 г. по делу в„– А40-41449/15 установлено, что 25 сентября 2000 г. Московской государственной экспертизой (МОСГОРЭКСПЕРТИЗА) выдано заключение в„– 112-4/00 МГЭ по проекту реконструкции здания для размещения театра "БУФФ", согласно которому проект, предусматривающий размещение в здании театра буфета (кафе), был согласован и утвержден.
Приведенное обстоятельства позволило судам прийти к выводу о том, что размещение в здание театра помещений, используемых как кафе, является законным и при этом не нарушается целевое использование здания - "для размещения театра", так как сам театр состоит из разных помещений, в том числе и помещения, в котором расположено кафе.
Судами также принято во внимание, что отдельного входа в арт-кафе не имеется, а вход в него осуществляется через помещения театра, что также свидетельствует о том, что помещение относится к зданию театра и является его неотъемлемой частью.
Отклоняя доводы Правительства Москвы о непредставлении заявителем заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, суды указали, что в силу прямого указания пункта 2.1 постановления Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. в„– 800-ПП такое заключение предоставляется в комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, а не заявителем.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе приведен довод о наличии у общества задолженности по арендной плате с января 2013 г., что свидетельствует об обоснованности отказа Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства в установлении имущественной поддержки на 2015 г.
Между тем, наличие у общества задолженности по арендной плате с января 2013 г. не являлось основанием для принятия оспариваемого решения.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2015 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2015 г. по делу в„– А40-80817/15 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
М.Р.АГАПОВ
Р.Р.ЛАТЫПОВА


------------------------------------------------------------------